Сексуальная разрядка.
Удовлетворяющее сексуальное расслабление разрядит избыток возбуждения в теле и значительно снизит уровень напряжения в целом. В сексе избыточное возбуждение сосредотачивается в гениталиях и разряжается в кульминации. Переживание удовлетворяющего сексуального освобождения позволяет человеку почувствовать себя спокойным, расслабленным, часто сонным. Переживание само по себе очень приятно и удовлетворяюще. Оно может дать подъем мыслям: «Ах! Так вот что такое жизнь! Она кажется такой приятной, такой нужной».
Это подразумевает, что существуют сексуальные переживания или трудности, которые не являются удовлетворяющими и которые не приводят к такому заключению. Человек может иметь неудовлетворительный сексуальный контакт, когда возбуждение создается, но не достигает кульминационного момента и не разряжается. Если такое случается, то человек часто остается в состоянии фрустрации, беспокойства и раздражительности. Но отсутствие кульминационного момента не обязательно приводит к фрустрации. Когда уровень сексуального возбуждения низкий, то неудача при достижении кульминации не мешает телу. Если расценивать эту неудачу как признак импотенции, то это может вызвать психический дистресс. Но можно предотвратить его, зная, что отсутствие кульминационного момента было вызвано низким уровнем сексуального возбуждения: в этом случае сексуальный контакт может быть приятен сам по себе, если он происходит между людьми, которые заботятся друг о друге.
Более того, не каждая кульминация полностью удовлетворительна. Существуют частичные освобождения, когда разряжается только часть возбуждения. Можно говорить о частичном удовлетворении, но это -противоречие в терминах. Удовлетворение означает законченность, или полноту. Однако такие противоречия могут существовать и существуют в человеческих чувствах. Человек может быть удовлетворен при разрядке на 80%, если это лучшее, чего он мог достичь, потому что психические факторы проникают в чувства и изменяют их. Женщина, которая раньше не переживала кульминационного момента при половом акте, а потом испытала, будет переживать его как вознаграждение и удовлетворение, несмотря на степень разрядки. Мы можем описывать чувства, только сравнивая их с предыдущим опытом; в этом случае сравнение очень удобно.
До сих пор я избегал слова «оргазм», потому что существует много злоупотреблений и неправильного понимания этого термина. Сказать как Альберт Эллис, что «оргазм есть оргазм», будет игрой слов. Он приравнивает оргазм к кульминационному моменту, что является ошибочным, и не показывает различий между степенями разрядки и удовлетворения, в то время как каждому следовало бы знать, что не существует двух половых актов, одинаковых по чувствам или переживаниям. Ни один оргазм не похож на другой. Вещи и события похожи только при отсутствии чувств. Когда вовлекаются чувства, каждый опыт уникален.
Райх использовал термин «оргазм» в абсолютно определенном значении, имея в виду всецелую отдачу сексуальному возбуждению с полным включением тела в конвульсивные движения разрядки. Оргазм, как его описывал Райх, бывает у людей редко и является экстатическим переживанием. Тем не менее он также рано исчезает, по признанию самого Райха. Полнота ответа на любую ситуацию необычна для нашей культуры. Мы слишком погружены в избыток противоречий, чтобы полностью отдаться любому чувству.
Я думаю, что мы должны употреблять слово «оргазм» для описания сексуальной разрядки, при которой имеют место приятные спонтанные конвульсивные и непроизвольные движения тела и таза и которая переживается как удовлетворение. Когда только гениталии вовлечены в ощущение разрядки и освобождения от напряжения, я хочу сказать, что это слишком ограниченное реагирование, чтобы называть его оргазмом. Это должно описываться как эякуляция у мужчин или кульминация у женщин. Чтобы расценивать это как оргазм, освобождение должно распространяться на другие части тела: по меньшей мере на таз и ноги, и должны быть некоторые приятные непроизвольные движения в теле. Оргазм должен быть динамичным ощущением. Он побуждает нас. Если все наше тело или существо движется спонтанно, особенно если откликается наше сердце, то у человека будет полный оргазм. Это то, на что мы надеемся в нашей сексуальной жизни.
Оргазм, независимо от того, полный ли он или частичный, с точки зрения вовлечения тела, освобождает, снимает напряжение в тех частях, которые реагируют активно. Однако освобождение не является постоянным. Так как ежедневно в нашей жизни мы подвергаемся стрессу, то напряжение создается снова. Чтобы снижать уровень напряжения в организме, человеку требуется удовлетворяющая сексуальная жизнь, а не единичный опыт.
Я не хочу создавать таинственность относительно оргазма, хотя верю, что эта функция крайне необходима и важна. Это не является единственным способом освобождения напряжения, и его нельзя использовать сознательно для этой цели. Человек не плачет, чтобы снять напряжение; человек плачет, когда ему грустно, однако плач является основным способом разрядки напряжения. Даже если полный оргазм является наиболее удовлетворяющим и эффективным механизмом разрядки, из этого не следует, что секс без такого оргазма или сексуальное единство без кульминационного момента бессмысленны и лишены удовольствия. Мы занимаемся сексом для удовольствия, и это должно быть главным критерием для нашего сексуального поведения. Я утверждаю только лишь то, что полный оргазм более приятен настолько, что он помогает достичь высоты экстаза. Но так как степень удовольствия зависит от количества предшествующего возбуждения, которое находится за пределами нашего желания или контроля, то мы должны быть благодарны любому удовольствию, которое мы испытываем.
Проблема, с которой сталкиваются большинство людей, такова, что напряжение в их телах настолько глубоко вошло в структуру, что оргастическое освобождение случается редко. Приятные конвульсивные движения слишком пугающие, капитуляция перед ними слишком угрожающая. Несмотря на то что они говорят, большинство людей боятся и неспособны отдаться сильным сексуальным чувствам. И тем не менее многие пациенты в начале терапии говорят, что их секс достаточно хорош, что они удовлетворены и что у них нет сексуальных проблем. В некоторых случаях они не знают ничего лучшего и считают сексом то маленькое удовольствие, которое получают. В других случаях действует самообман. Эго мужчины особенно будет ставить защиты отрицания против любого чувства сексуальной недостаточности. В ходе терапии они осознают, насколько недостаточен был их секс. Они понимают это, переживая более полную и удовлетворяющую сексуальную разрядку.
Во всех случаях тело человека показывает правдивое состояние его сексуального функционирования. Человек, чье тело относительно свободно от больших напряжений, будет обнаруживать рефлекс оргазма при лежании на кровати и дыхании. Я описал это реагирование тела в первой главе, когда рассказывал о своей личной терапии с Райхом. Здесь важно повторить это описание.
Человек лежит на кровати, его колени согнуты таким образом, чтобы ступни стояли на кровати. Его голова запрокинута назад, чтобы убрать ее, так сказать, с дороги. Руки лежат по бокам. Когда дыхание спокойное и глубокое, мышечное напряжение не блокирует дыхательные волны, когда они проходят по телу, таз будет двигаться спонтанно с каждым вздохом. Он будет подниматься вверх на выдохе и падать вниз на вдохе. Голова движется в противоположном направлении, вверх при вдохе и вниз при выдохе. Однако горло движется вперед при выдохе. Это показано на рис. 33.
[Надписи (сверху — вниз): Выдох – движение таза вперед, Вдох – движение таза назад.]
Рис. 33.
Райх изобразил рефлекс как движение, при котором два конца тела действуют вместе. Голова, однако не принимает участия в этом движении вперед а падает назад (рис. 34).
[Надписи (сверху — вниз): Освобождение = рефлекс оргазма, Положение арки или лука, Рефлекс оргазма = освобождение позиции лука.]
Рис. 34.
Если посмотреть на рис. 34 и представить себе также поднятые вверх руки, то движение можно описать как охватывающее или окружающее действие. Оно представляет собой действие амебы, которая обтекает вокруг кусочка пищи, чтобы окружить его и поглотить. Это движение гораздо более примитивно, чем сосание, при котором голова играет доминирующую роль. Сосание можно сравнить с дыханием, со вздохом. Когда происходит вдох, голова двигается вперед, а горло и таз назад.
Это движение называется рефлексом оргазма потому, что оно имеет место при каждом случае полного оргазма. При частичном оргазме также происходят некоторые непроизвольные движения таза, но тело полностью не предается этому. Одна вещь должна быть ясна. Рефлекс оргазма не является оргазмом. Он происходит при низком уровне возбуждения и является мягким движением. Человек переживает рефлекс как приятное ощущение внутренней свободы и легкости. Это означает отсутствие напряжения в теле.
Развитие рефлекса оргазма в терапевтической ситуации не гарантирует, что у пациента будет полный оргазм в сексе. Эти две ситуации совершенно различны. В сексе уровень возбуждения очень высок и это делает отдачу более трудной. Человек должен быть способен переносить этот высокий уровень возбуждения без напряжения или беспокойства. Другим отличием является то, что терапевтическая ситуация приспособлена для помощи пациенту. Рядом находится терапевт. Этим она отличается от сексуальных отношений, где сексуальный партнер имеет личную заинтересованность в отношениях и выдвигает требования. Тем не менее справедливо, если человек не способен предаваться рефлексу в поддерживающей атмосфере терапевтической ситуации, то маловероятно, что у него получится это в более высоко заряженной атмосфере сексуальных отношений.
По этой причине биоэнергетическая терапия не отводит такого важного места рефлексу оргазма, как Райх. Не потому, что это не важно или терапия не направлена на его развитие, а потому, что такое же значение придается способности пациента справляться со стрессом так, чтобы рефлекс мог действовать в сексуальной ситуации. Это достигается посредством того, что заряд перетекает в ноги и ступни, а в этом случае рефлекс принимает другое качество.
Когда заряд движется вверх от земли к тазу, он добавляет элемент агрессивности в нежное действие. Позвольте мне сразу же сказать, что агрессивный не означает садистский, жесткий или хватающий. Это означает сильный, мощный в положительном смысле. Агрессия, при использовании этого слова в теории личности, означает способность достигать того, чего мы хотим. Она противоположна пассивности, которая означает ожидание кого-нибудь, кто бы исполнил желание.
В своей первой книге /7/ я постулировал два инстинкта, которые назвал «сильное желание» и «агрессия». Сильное желание ассоциируется с Эросом, любовью и нежностью. Оно характеризуется движением возбуждения вдоль передней поверхности тела, что ощущается как появление нежности, эротического качества. Агрессия возникает из потока возбуждения в мышечную систему, особенно в большие мышцы спины, ног и рук. Эти мышцы участвуют в стоянии и хождении. Первоначальное значение слова «агрессия» — «движение вперед». Действие зависит от управления этими мышцами.
Агрессия является необходимым компонентом полового акта как у мужчин, так и у женщин. При отсутствии агрессии секс снижается до чувственности, до эротической стимуляции без кульминационного момента, или оргазма. Агрессии не существует, если не появляется объект, к которому движется человек, любимый объект в сексе, воображаемый объект при мастурбации.
Я хотел бы подчеркнуть еще раз, что агрессия необязательно имеет враждебные намерения. Цель движения может быть любимой или враждебной; движение в действительности является основой агрессии.
Агрессия также является силой, которая заставляет нас встречаться, противостоять и справляться со стрессом. Если распределить различные структуры характера в зависимости от количества агрессии, имеющейся в наличии у каждого типа, то порядок будет такой же, как представленная ранее иерархия типов характера. Нужно понимать, что агрессия психопатического характера — это псевдоагрессия. Она направлена не в сторону того, что хочет этот человек, а в сторону доминирования. Достигнув контроля, он становится пассивным. С другой стороны, мазохист не такой пассивный, как кажется. Его агрессия спрятана. Она выходит наружу через его хныкание и жалобы. Оральный характер в большинстве своем пассивен из-за своей неразвитой мускулатуры. Жесткий характер сверхагрессивный, он компенсирует этим свое внутреннее чувство фрустрации.
Теперь, когда у нас есть рациональная основа для агрессии в сексе, терапия должна помочь человеку развить свою сексуальную агрессивность, которая выражается в толчках тазом как у мужчин, так и у женщин. Заметьте, что я использую слово «толчок» вместо слова «поднимание», которое употреблялось для описания рефлекса.
Человек может производить движения тазом вперед тремя способами: можно подтянуть его вперед, сокращая мышцы живота. Однако в результате этого напрягается передняя поверхность тела и перекрывается поток нежности и эротических чувств в живот. На языке тела это означает достижение без ощущений. Можно толкать таз вперед сзади, сокращая мышцы ягодиц. Это действие напрягает тазовое дно и ограничивает разрядку генитального аппарата. Это наиболее частые движения таза в сексе. Люди производят такие же движения при терапии, когда их просят выдвинуть таз вперед.
Третий способ выдвижения таза вперед — это надавливание ступнями на землю. Это действие выдвинет таз вперед, если колени будут находиться в согнутом положении. Затем, когда давление на пол передано, таз падает назад. Однако это действие зависит от способности человека направлять свою энергию в ноги. При этом способе движения таза все давление находится в ногах. Таз свободен от напряжения и колебаний, скорее, его тянут и толкают.
Динамика энергии при этом движении показана на рисунках 35, 36, 37, иллюстрирующих три основных движения человеческого тела по отношению к земле: ходьбу, подъем и толчки тазом. Принцип, лежащий в основе этих трех действий, я сформулировал ранее: действие — противодействие. Если человек давит на землю, земля давит в обратную сторону, и человек двигается. Тот же самый принцип действует и при полете ракеты. Энергетический разряд в конце ракеты толкает ее вперед. Вот как работает этот принцип в трех действиях, указанных ранее.
Ходьба. Примите положение, поставив ноги на расстоянии друг от друга примерно шесть дюймов, колени согнуты и тело выпрямлено. Перенесите массу тела на свод стопы. Перенесите массу на правую ногу, поднимите левую ногу и дайте ей качнуться вперед. Когда освободите правую пятку, ступите вперед на левую ногу. Повторение этого процесса каждой ногой попеременно и есть ходьба (рис. 35).
[Надписи (слева — направо): Стояние, Надавливание, Движение вперед.]
Рис. 35.
Подъем. Примите такое же положение, только согните колени еще больше. Перенесите массу тела на своды стоп и надавите на них. Однако на этот раз не поднимайте левую ногу и не отрывайте пятки от земли. Если пятки держатся за землю, у вас не получится идти вперед. Так как результирующая сила от вашего давления вниз должна возыметь некоторое действие, то вы обнаружите, что ваши колени выпрямляются и вы занимаете положение в полный рост (рис. 36).
[Надписи (сверху — вниз, слева — направо): Подъём; А. Положение стоя, колени согнуты; Б. Наклон вперед; В. Подъем.]
Рис. 36.
Тазовый толчок. Примите такое же положение, как при подъеме. Выполняйте все, как во втором упражнении, только не давайте коленям распрямляться. Если колени будут согнуты, то вы не поднимитесь и не пойдете вперед, потому что ваши пятки будут стоять на земле. Единственным возможным движением под воздействием результирующей силы будет толчок тазом вперед. Если ваш таз зажат, то вы будете находиться в статическом положении, когда сила действует на мышцы, но движения не получается. Движение и не получится, если напряжение в ногах препятствует восходящему потоку равнодействующей силы, этого не произойдет также, если напряжение в тазу тормозит его движение и мешает ему двигаться свободно (рис. 37).
[Надписи (сверху — вниз, слева — направо): Тазовый толчок; Положение стоя, масса тела переносится вперед; Качание таза вперед.]
Рис. 37.
Напряжение в области таза высвобождается при помощи различных упражнений и массирования и разминания напряженных мышц. Напряженный мускул можно прощупать или как узел, или как завязанную веревку. Я надеюсь представить многие упражнения, которые мы используем в биоэнергетике, в отдельной работе — руководстве по биоэнергетическим упражнениям. Эта книга направлена на достижения общего понимания глубоких отношений между личностью и телом.
Вариант последнего упражнения, которое я использую для освобождения таза, также включает падение. Я опишу его здесь, если кто-нибудь из читателей захочет его сделать (рис. 38).
Рис. 38.
Человек занимает положение перед табуретом или стулом так, чтобы можно было коснуться его только для поддержки. Стопы расставлены на расстоянии шести дюймов друг от друга, колени согнуты почти полностью. Тело наклоняется вперед до тех пор, пока пятки не будут едва касаться пола. Тогда масса тела будет перенесена на своды стоп, но не на пальцы. Тело должно быть выгнуто назад, а таз перенесен вперед без напряжения, чтобы сформировалась неразрывная дуга. Важным моментом в этом упражнении является то, что человек должен давить вниз на обе пятки, но не давать им касаться пола. Это можно предотвратить, наклоняясь вперед и держа колени согнутыми. Давление на пятки удерживает человека от движения вперед, согнутые колени мешают подъему.
Человека просят держать эту позу так долго, как он может, не превращая это в испытание воли или выносливости. Дышать нужно животом, но легко. Живот расслаблен, таз держится свободно. Когда больше нет сил держать эту позу, человек падает вперед коленями на одеяло.
В этом упражнении нет необходимости применять какое-либо давление сознательно, потому что сила тяжести будет действовать как давление вниз. Она очень сильна, и если мышцы бедер напряжены, то они будут сильно болеть. Когда это станет невыносимым, человек упадет. Как правило, ноги начнут дрожать еще до того, как человек упадет. Также если дыхание расслабленное и глубокое и человек стоит свободно, то вибрация распространится на таз, который будет двигаться вперед и назад непроизвольно. У меня были пациенты, выполнявшие это упражнение 2 или 3 раза, и дрожание становилось сильнее с каждым разом. Также мне говорили, что это упражнение является хорошей помощью лыжникам.
Эти упражнения важны, потому что они дают человеку другое ощущение его тела. Они также помогают осознать блоки и напряжения и таким образом ведут к пониманию страхов и тревоги.
Наиболее частым страхом, который выражают пациенты, будет тот, что их начнут использовать сексуально, если они отдадутся своим сексуальным чувствам. Можно проследить, что источник этого страха ведет к родителю или родительской фигуре, в основном противоположного пола. «Быть использованным» скрывает ряд грехов, от сексуальных отношений родителей с ребенком до простого пинка или разрядки детской сексуальности. Особый страх должен быть прояснен, и это может быть сделано аналитически или другими способами. В некоторых случаях использование упражнения падения выявит его.
Молодая женщина стояла на одной согнутой ноге, смотрела вниз на одеяло и в то время, когда она думала о падении, увидела образ пениса. Затем она сравнила страх падения со страхом сексуального подчинения — со своими собственными чувствами. Образ пениса напомнил ей ее отца. По ее словам, он был садистом. «Он шлепал и унижал меня. Он ходил по дому голый, без какого-либо уважения к моим чувствам», -говорила она. Она добавила, что наибольшее волнение испытывала, гладя в его глаза. Он раздевал ее глазами.
Не было необходимости разъяснять ей что-либо. Я мог понять ее проблему и симпатизировал ей. У нее не было никакой другой защиты, кроме как отсечь свои сексуальные чувства. Единственный способ, как она могла это сделать, это «втянуться» в верхнюю половину своего тела. Это включало в себя зажатие диафрагмы и напряжение живота и таза. В результате у нее развился страх падения.
Однако страх падения был не единственным следствием этого защитного действия. Когда человек страдает от клеветы или оскорбления, его естественной реакцией является гнев. И только в том случае, когда гнев заблокирован или затормаживается страхом, человек занимает защитную позицию. Торможение гнева оборачивается враждебностью и отрицанием. Тогда человек начинает чувствовать вину, и его защитная позиция становится направленной против его собственной враждебности и отрицательных чувств, как и против любого другого оскорбления или клеветы. Поэтому для человека недостаточно осознать и принять тот факт, что он больше неуязвим для такого рода обид и оскорблений, которые он переживал в детстве. Это не будет существенно влиять на его защитную позицию, потому что у защиты уже имеется другое назначение — спрятать свою враждебность.
В третьей главе я указывал, что два внешних слоя личности, защита эго и мышечная броня, действуют как наставники и контролеры эмоционального или ИД* слоя личности. Каждый невротический и психотический человек боится силы своих чувств, особенно негативных. Я объяснял, что эти чувства должны быть выпущены или выражены прежде, чем чувство любви, находящееся в середине, сможет течь в мир свободно и полно. Это должно быть сделано в терапевтической ситуации, чтобы предотвратить любое выливание этих чувств на невинных людей. Постоянной практикой в биоэнергетической терапии является поощрение выражения этих чувств, когда они подходят к непосредственной терапевтической ситуации. Это, конечно, могло быть правильно для пациентки, которую я только что описал и которая воспринимала своего отца как садиста, унижающего ее. Прежде чем мы можем ожидать, что она определенно отдастся сексуальным чувствам, мы должны позволить ей отдаться отрицательному аспекту.
Следует признать, что эта пациентка или другая женщина, которая перенесла подобную травму, испытывает противоречивые чувства по отношению к мужчинам. Как девочка и женщина она любит мужчин, включая своего отца, но как ребенок, который был ранен и унижен мужчиной, она ненавидит их всех. В части своей личности ей хотелось бы сделать с ними то, что они сделали с ней, ранить и унижать их. Она не отважилась выражать эти чувства, будучи ребенком, и не осмеливается во взрослом состоянии. Она также знает, что такие чувства губительны для любых отношений, какими они были для нее. Это ставит ее в безвыходное положение, от которого терапия должна ее освободить. Это может быть достигнуто только обеспечением выхода негативных чувств.
Существует несколько подходящих упражнений. Одному пациенту дают турецкое полотенце, которое нужно намотать на руку. Полотенце может представлять любого человека. В данном случае это может быть отец, друг или я, или другой ненавистный представитель мужского пола. Скручивая полотенце, пациентка может сказать все, что хочет или хотела сказать своему отцу или другому мужчине: «Ты сволочь. Я ненавижу тебя. Ты унижал меня, и я презираю тебя. Я могу открутить твою голову от тела; тогда ты не сможешь смотреть на меня своими похотливыми глазами». Ясно, что полотенце также может представлять собой пенис. Скручивая его, пациентка может высвободить большое количество ненависти против этого органа.
Это упражнение не выполняется повседневно. Оно имеет ценность, только когда следует за откровениями пациента по поводу травматического опыта. Этот опыт не обязательно должен быть сексуальным. Упражнение можно использовать для высвобождения любой ненависти или гневных чувств, возникших из-за любого оскорбления или ранения.
Следующее упражнение является специально сексуальным и будет более приемлемо в настоящем контексте. Пациент локтями и коленями становится на матрас и пальцами ног впивается в него. Это обычное положение мужчины при половом акте. Затем пациент, мужчина или женщина, ударяет по кровати резкими движениями таза. Это может выполняться молча или с громкими словами. Если используются слова, то они обязательно должны быть скверные, садистские, ранящие и вульгарные.
Когда пациент выполняет это упражнение, он переживает сильное чувство облегчения. Он получает его окончательно и таким способом, который не разрушает его или других людей. Грубость приемлема, так как это действие направлено на унижение другого человека, но пациент чувствует оправдание и чистоту, как будто помыл грязные руки. Свежее ощущение, которое следует за этим, является гневом, чистым гневом, направленным на человека, который нанес оскорбление. Затем этот гнев можно выразить, колотя кровать теннисной ракеткой. Эти удары не являются унижением или наказанием. Они утверждают право пациента на уважение как человека и укрепляют чувство самоуважения. Человек не может уважать себя, если он не может или не в состоянии рассердиться на личное оскорбление или обиду.
С каждым освобождением от враждебного или негативного чувства уменьшается страх падения. Это справедливо и для каждого серьезного выражения гнева. Но страх падения нельзя убрать только этими действиями. Он существует теперь сам по себе как страх, которому нужно противостоять или смело встречать. Человек учится падать без страха не на словах, а на деле. И в процессе этого он также учится бороться за уважение и за свою сексуальность против всех, включая терапевта.
Я должен добавить, что каждое упражнение высвобождает не только подавленные чувства, но также и мышечное напряжение. Падение освобождает ноги от напряженной необходимости удержаться на ногах из страха. Покачивание тазом (мы отводим его назад, чтобы высвободить мышечное напряжение, связанное с подавленным анальным садизмом) уменьшает мышечное напряжение в бедрах и тазовом поясе. Скручивание полотенца и избивание кровати оказывают похожее действие на остальные части тела.
Существуют типичные упражнения самовыражения. Они не единственные, которые мы используем в биоэнергетике, и они не ограничены негативными, враждебными и злыми чувствами. Стремление к контакту, нежное прикосновение и поддержка применяются для выражения привязанности и сильного желания. В следующей главе я буду обсуждать природу самовыражения и опишу некоторые способы, с помощью которых мы лечим проблемы самовыражения. Однако здесь необходимы два кратких комментария.
Акцент на выходе отрицательных чувств основывается на том клиническом факте, что человек, который не может сказать «нет», не может сказать «да». Поэтому важно, чтобы человек мог выразить враждебность или чувство гнева в соответствующей ситуации. Я придаю философский смысл этому взгляду в своей книге «Pleasure: A Creative Approach to Life». Было бы нереально представлять человеческую личность как только положительное по природе существо. Положительное относится к жизни, а отрицательное — к антижизни. Однако некоторые люди смешивают это и путают одно с другим. В мире существуют оба вида силы, и наивно думать по-другому. Если мы можем провести различия между ними, то негативность занимает надлежащее место в человеческом поведении.
Кажущееся подчеркнутое внимание на выражении тела может привести к тому, что читатель поверит, что в биоэнергетической терапии не важны слова. Это, безусловно, не так, и в моей работе я буду говорить о роли слов в последней главе. Мне не кажется, что мы чересчур заостряем внимание на выражении тела. Я выделяю это здесь потому, что в большинстве других видов терапии это игнорируется. Слова не могут заменить движение тела, а движение, кроме того, не равнозначно языку. У каждого свое место в терапии, как и в жизни. У многих моих пациентов были трудности с достаточным выражением себя посредством языка. Подобно другим терапевтам я работал над этой проблемой с ними. Однако у всех моих пациентов были трудности в полноценном выражении себя на телесном уровне, и эти проблемы являются центром внимания в биоэнергетике. Также я обнаружил, что телесные проблемы лежат в основе вербальных, хотя и не отождествляются с ними. Гораздо легче говорить о сексе, чем заниматься им.
Дата добавления: 2015-04-29; просмотров: 1372;