М. Хайдеггер. Бытие и время
«…Никто не может снять с другого его умирание. Кто-то наверное способен «пойти за другого на смерть». Но это всегда значит: пожертвовать собой за другого «в определенном деле». А такое умирание за … не может подразумевать, что с другого тем самым хотя бы в малейшей мере снята его смерть. Смерть, насколько она «есть», по существу всегда моя» (с. 240).
«Публичность обыденного общения «знает» смерть как постоянно случающееся происшествие, «смертный случай». Тот или этот ближний или дальний «умирает». Незнакомые «умирают» ежедневно и ежечасно. «Смерть» встречает как знакомое внутримирно случающееся событие. Как такое она остается в характерной для повседневного встречного незаметности. Люди заручились для этого события уже и толкованием. Проговариваемая или чаще затаенная «беглая» речь об этом скажет: в конце концов человек смертен, но сам ты пока еще не задет» (с. 252-253).
Книгин А.Н. Философские проблемы сознания. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1999. С. 105-107.
Евгений Николаевич Трубецкой (1863 — 1920) — рус. религ. философ, правовед и обществ. деятель; князь. Последователь и друг Вл. Соловьёва, брат С.Н. Трубецкого. Окончил Московский ун-т (1885). В 1897 получил степень доктора философии. Преподавал в ряде университетов, профессор Московского ун-та (с 1906). Инициатор и участник книгоиздательства «Путь» (1910 — 1917). В годы Гражданской войны в рядах так называемой Добровольческой армии боролся против Советской власти.
В главных филос. соч. «Миросозерцание В.С. Соловьева» (т. 1—2, 1913), «Метафизические предположения познания» (1917) и «Смысл жизни» (1918) Т. осуществляет критическое переосмысление философии Соловьева, стремясь согласовать её с ортодоксальной христианской доктриной и устраняя из его учения о «положительном всеединстве» элементы пантеизма, эволюционизма, теократической социальной утопии. Абсолютное всеединство истолковывается Т. через понятие абсолютного сознания: абсолют, не будучи сущностью всего в мире (каковым он был, по Т., у Соловьева), объемлет мир как всеведение, охватывающее действительное и возможное, правду и заблуждения. Божественная «премудрость», София, у Т. нетождественна этому всеединому знанию, она — идеальный замысел о мире, возможность, которую человек волен принять или отвергнуть. Развивая онтологический подход к проблемам познания, попытался осуществить критический пересмотр гносеологии кантианства; полемизировал с «мистическим алогизмом» П.Ф. Флоренского, С.Н. Булгакова, В.Ф. Эрна.
Осн. произв.: «Религиозно-общественный идеал западного христианства в 5 в.», ч. I. М., 1892; «Религиозно-общественный идеал западного христианства в 11 в.», т. 1-2, 1897; «Философия Ницше», 1904; «Социальная утопия Платона», 1908; «Миросозерцание В.С. Соловьева», т. 1-2, 1913; «Умозрение в красках», 1916; «Метафизические предположения познания», 1917; «Смысл жизни», 1918.
Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 891;