И. С. Бах. ХТК, т. I, фуга g-moll
Неразрешенная сразу VI ступень (ми-бемоль) разрешаете» лишь в ответе (в другом голосе) в V ступень (ре), что, как и и предыдущем случае, создает соединительную интонацию. Чем больше в мелодии неразрешенных сразу неустойчивых ступеней тем более напряженно и слитно звучит мелодия. Таким образом ладовое положение каждого звука и его соотношение с соседними звуками, а также с находящимися на расстоянии, для мелодии играет весьма существенную роль.
О значении третьего компонента мелодии — метроритма — говорилось выше (см. гл. III «Ритм»).
Все сказанное о мелодии одинаково относится как к одноголос ной музыке, так и к многоголосной, в которой та или иная мелодия оказывается в окружении либо других мелодий, либо таких голо сов, которые не несут мелодической функции, но в которых проявляется гармоническое начало.
То, какое место может иметь мелодия в музыкальном целом, будет рассмотрено в главе, посвященной музыкальной фактуре.
Глава XI. ФАКТУРА
Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 782;