В C-dur (хроматическом)
в с-moll (хроматическом) ум.5/3
ум.5/3
ум.5/3
Тем не менее в музыке XIX и особенно XX века встречаются случаи и иной — более свободной — нотации некоторых звуков в отдельных отрезках хроматической гаммы. Зачастую это бывает связано или с применением данного хроматизма в качестве вспомогательного звука к одной из диатонических ступеней, или же с подчеркиванием при помощи самой нотации параллелизма голосов за счет проходящих хроматических звуков. Например:
289
290 [Larghetto] Ф. Шопен. Ноктюрн op. 9 № 1
291 Allegro non troppo С. Прокофьев. Оп. «Любовь к трем апельсинам», д. II, к. 2
Из сказанного выше следует, что различаются два вида хроматизма:
а) мелодический хроматизм, способствующий «расцвечиванию» всей музыкальной ткани в целом (и прежде всего — мелодической линии) за счет использования в том или ином голосе хроматических проходящих и вспомогательных звуков;
б) гармонический хроматизм, связанный с обострением существующих или образованием новых ладофункциональных тяготений, проявляющихся прежде всего в гармонии и подкрепляемых соответствующими остро направленными аккордовыми средствами. Как правило, гармонический хроматизм приводит к смене устоев и образованию новых ладотональных центров, активно способствует тональному развитию музыки.
Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 850;