Упражнение 10.1. Минимальный тренировочный комплекс

Предлагаемый комплекс упражнений выполняется через месяц после под­ведения итогов обучения. Комплекс упражнений рассчитан на одну неделю. Пе­риодичность занятий 1 раз в месяц в течение одного года. Впоследствии можно продолжить его выполнение, если вы почувствуете в этом необходимость. Полезно проводить тренировки по указанной программе после длительного перерыва, например после болезни или по иным причинам.

10.1.1. Созерцание зеленой точки. Выполняется в течение всей недели тре­нировочного комплекса. Следует обратить особое внимание на аккуратное проведение подготовительного этапа: аутогенную тренировку и медленное, спо­койное чтение текста. Достижение состояния «ясного сознания» и способ­ности видения всей страницы—свидетельство успешности ваших тренировок.

10.1.2. Первые два дня недели ежедневно 1—1,5 часа читать различные тексты с одновременным выстукиванием ритма. Закончив чтение отдельных текстов, излагать содержание прочитанного по блокам интегрального алго­ритма чтения, формируя также доминанту.

10.1.3. Вторые два дня ежедневно 25—30 мин. работать с таблицами Шульте. Читать ежедневно 1—2 книги «методом штурма».

10.1.4. Заключительные два дня недельного тренировочного цикла по­святить упражнениям для тренировки внимания. Выберите упражнения (не менее двух) из числа рекомендуемых в седьмой беседе.

10.1.5. В завершающий, 7-й день недели тренировок рекомендуем для проверки результативности ваших занятий прочитать тройную ежедневную норму чтения, т. е. 6 газет, 3 журнала научно-технических или научно-попу­лярных и 150—300 страниц любого текста. Эффективность выполнения за­дания и будет свидетельством успешности ваших тренировок.

Контрольный текст № 10 Объем 9000 знаков

ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ И ИНТУИЦИЯ

Образы бывают двух видов: образы-мысли и образы-представления. Почему мы вынуждены сделать это уточнение? Потому что есть между ними сущест­венное различие. Одни из них (образы-представления) с самого начала существуют в мышлении как что-то целостное, нерасчлененное. Другие (образы-мысли) возникают после того, как мы сознательно выделим — разумеется, при помощи речи — необходимые признаки данного предмета. Ребенок, еще не знающий геометрии, может иметь представление о треугольнике; когда он услышит это слово, в его сознании возникает соответствующий образ. Но такой образ не сопровождается знанием свойств треугольника, а возникает как случайное, общее, нерасчлененное впечатление. Это и есть образ-представление.

В 1945 году психолог Жак Адамар обратился к ряду крупнейших матема­тиков с просьбой рассказать о том, как протекает их творческое мышление. Вот что ответил Альберт Эйнштейн: «Слова, как они пишутся или произ­носятся, по-видимому, не играют какой-либо роли в моем механизме мышления. В качестве элементов мышления выступают более или менее ясные образы и знаки физических реальностей. Эти образы и знаки как бы произвольно по­рождаются и комбинируются сознанием. Существует, естественно, некоторая связь между этими элементами мышления и соответствующими логическими понятиями. Слова и другие символы я старательно ищу и нахожу на второй ступени, когда описанная игра ассоциаций уже установилась и может быть по желанию воспроизведена». Это очень характерное высказывание, ясно демонст­рирующее кухню творческого мышления ученого: он оперирует не логическими понятиями как таковыми в их языковой или другой форме, а образами, точнее, образами-мыслями.

Образ-представление и образ-мысль различаются весьма заметно по той роли, которую они играют в мышлении. Можно сказать так: образ-представ­ление исчерпывает содержание и возможности наглядного мышления. А образ-мысль служит опорой, материалом для рассуждения. Мышление такого рода называется дискурсивным (расчлененным). Типичный пример его—решение известной американской задачи, где каждой букве придано цифровое зна­чение:

 
 

В процессе решения такой задачи приходится все время рассуждать раз­вернуто, примерно так: «Если при сложении двух чисел s и m мы переходим в новый разряд, то, значит, т не может быть ничем иным, кроме 1. Но тогда s — это или 9 (если в этот разряд не перенесли единицы из низшего), или соответст­венно 8».

Иначе говоря, здесь мы оперируем с готовыми, привычными, автомати­зированными понятиями: 1, 2, ..., 8, 9... Мы рассматриваем отдельные их свой­ства—«развертываем», сравниваем их, сочетаем—«свертываем» в новую мысль. И все это делаем дискурсивно, с помощью чистой логики, без новых дан­ных из внешнего мира. Таким же дискурсивным мышлением мы вынуждены пользоваться при решении многих логических задач.

В любой интеллектуальной деятельности образы-мысли играют большую роль. Но есть такие виды деятельности, где они выступают заведомо на первый план. Например, в игре в шахматы.

ЧТО ВИДИТ ШАХМАТИСТ?

Конечно, при игре в шахматы совершенно невозможно дискурсивное рас­суждение. Подсчитано, что в середине партии шахматист должен выбрать ход из 40—50 возможных. Если учесть только один ответный ход противника получится уже 1600 возможных сочетаний, а если два хода — 256 000! Конечно, мы не перебираем все эти сотни тысяч теоретически возможных ходов. Шахматное мышление «работает» иначе. Б. М. Блюменфельд, специалист по «психо­логии шахмат» и сам сильный шахматист, писал, что рассуждение шахматиста выглядит примерно так: «Я иду сюда (представление ситуации на доске). Он идет туда (представление ситуации на доске)...» Что же такое здесь «представ­ление ситуации»? Это очень свернутый, часто просто не переводимый в речевое мышление образ — не просто зрительный образ доски со стоящими на ней фигурами, а, условно говоря, образ шахматного боя. В этом образе шахматист подсознательно учитывает и относительную ценность фигур, и их взаимное расположение, и динамику, то есть потенциальные возможности опериро­вания ими, и многое другое. Причем совершенно не обязательно, чтобы образ включал в себя все детали ситуации, складывающейся на доске. Наоборот, Б. М. Блюменфельд приводит три позиции, взятые из трех турнирных партий, где расположение фигур совершенно различно, но образ, возникающий в уме шахматиста, примерно одинаков: «Во всех трех — в первой из них черные, а в следующих двух белые — проводят комбинацию, основанную на одной и той же наглядной идее: путем «жертвы» достигается как бы перелет ферзя через препятствие с одного фланга на другой».

Откуда здесь берется образ-мысль? Конечно, он результат автоматиза­ции прошлой словесной или же бессловесной дискурсивной мысли. Мастеру приходит в голову, у него всплывает тот или иной выгодный вариант; но это или означает, что он в детстве, учась играть в шахматы, продумывал в числе других и такой вариант, долго изучал, применял неоднократно, пока выгодный вариант не перестал выступать в сознании шахматиста как совокупность хо­дов и не превратился в единый образ; или же что месяц, год, пять лет назад он, разбирая чью-то чужую партию, проанализировал и запомнил аналогичную по­зицию; или, наконец, что он просто перенес в данную партию вариант, сыгран­ный в другой партии.

Итак, в шахматах видение, то есть использование образа-мысли, и мысль, расчет все время чередуются. Шахматный расчет в принципе ничем не отли­чается от обычного речевого мышления, Только он несколько более свернут. «Если, например, я своим ходом угрожаю одновременно королю и другой фигуре противника, то ответный ход, который я рассматриваю за противника, будет тот, который отражает угрозу королю, а не другой фигуре, хотя бы цен­нейшей,— ферзю. Ясно, что это свергнутое умозаключение, выполняемое мгно­венно и без необходимости проверки правильности его» (Б. М. Блюменфельд).

Шахматное мышление — пример так называемого наглядно-действенного мышления. Другой его пример — мышление полководца.

ИНТУИЦИЯ НАПОЛЕОНА

Особенности умственной работы полководца таковы, что он не может за­ранее планировать в деталях все свои действия. Полководец вынужден быстро разбираться в сложной ситуации и мгновенно находить правильное решение. Такое решение иногда относят за счет интуиции или вдохновения. Например, немецкий теоретик военного дела генерал Клаузевиц прямо заявил, что на войне мышление отступает на второй план, а преобладает интуиция, которая есть не что иное, как искусство.

Но это не совсем так, и лучше всего выразил истинное положение вещей Наполеон, когда сказал: «Вдохновение? Это быстро сделанный расчет». Вся полководческая карьера Наполеона подтверждает его слова. У него есть работа «Замечания о военных действиях кампаний 1796 и 1797 годов в Италии», чрез­вычайно напоминающая сборник анализов шахматных партий. Советский психолог Б. М. Теплов пишет о ней: «В этой работе очень последовательно показывается, что полководцы противника допускали целый ряд крупнейших ошибок и что разбиты они были именно поэтому, а не вследствие какой-то таинственной гениальности Наполеона. Наполеон же победил потому, что лучше рассчитал, лучше соображал, и эти расчеты и соображения очень просто объяс­нить всякому здравомыслящему человеку, что и делается на страницах «Заме­чаний». Возражая в отдельных случаях против нападок на неправильность его собственных действий, Наполеон в других случаях совершенно открыто признает свои ошибки и показывает, что лучше было бы поступить иначе. Делает он это, конечно, не из скромности, абсолютно ему не свойственной, а потому, что правильность решения есть для него дело рационального расчета и знаний, т. е. вещь безусловно доказуемая. Можно ошибиться в спешке воен­ных действий, но глупо настаивать на ошибке потом, когда всякий разумный человек может проверить расчеты и доказать истину».

Конечно, Наполеон несколько упростил дело. Он свел к дискурсивному рассуждению то, что на поле боя не было рассуждением, а своего рода сплавом речевого и образного мышления. Но сама возможность такого сведения очень характерна: она показывает, что ум полководца в конечном счете восходит к обычному речевому мышлению и его действия могут быть совершенно точно выражены при помощи языка.

Интуиция — это не неожиданное просветление: сел и вдруг решил: «Заутра двину рать туда, а не сюда». Тот же Наполеон говорил: «Если кажется, что я всегда ко всему подготовлен, то это объясняется тем, что, раньше чем что-либо предпринять, я долго размышлял уже прежде... Я работаю всегда, работаю во время обеда, работаю, когда я в театре; я просыпаюсь ночью, чтобы работать». И совершенно не случайно великие полководцы были, как правило, культурными и образованными людьми. Александр Македонский — ученик фи­лософа Аристотеля, Юлий Цезарь — крупнейший историк, писатель, оратор, даже лингвист. Наполеон с детства проявлял выдающиеся способности к математике, географии, истории, философии. Он читал «запоем с неслыханной жадностью, испещряя заметками и конспектами свои тетради»,— пишет о нем советский историк Е. В. Тарле; будучи в Париже, Наполеон при всякой воз­можности учился.

 

Леонтьев А. А. Мир человека и мир языка.— М., 1984.— С. 56—59.


 








Дата добавления: 2015-04-15; просмотров: 841;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.