Архитектура Франции.

 

1. Оттмарсхайм, бывшая церковь женского монастыря, Франция, Эльзас. 1030 – е годы.

 

 

 

 

По основному плану и вертикальной проекции церковь является упрощённой копией дворцовой капеллы Карла Великого. Восьмиугольное здание с центрической планировкой окружено восьмиугольным деамбулаторием. С западной стороны находится однобашенный фасад, а с восточной – небольшой прямоугольный хор с галереей.

В интерьере колонны завершаются капителями с подушкой, а отдельные сводчатые участки строения чётко отделены друг от друга поперечными арками. Центральная часть и деамбулаторий тесно связаны друг с другом.

 

 

2. Церковь Сен Фрон, Франция, Перигё (Дордонь). Около 1120 года.

 

 

 

 

 

 

Храм представляет собой просторное здание в форме греческого креста с пятью куполами. Он был построен на месте небольшой прямоугольной церкви 10-11 веков, которая частично сгорела во время пожара в 1120 году и теперь служит преддверием главного храма. Подобно собору святого Марка в Венеции, купола этого собора лежат на парусах, которые крепятся на коротких барабанах. Проходы между мощными столбами, стоящими по углам каждого квадрата, перекрыты либо крестовыми сводами, либо небольшими куполами в венецианском стиле.

Наружные стены членятся вдоль слепыми орнаментальными элементами. Над ними расположена группа из трёх окон. Каждый из пяти куполов имеет четыре окна.

На крестообразном плане Сен Фрон видно, что на восточной стене северного и южного крыла расположены апсиды, а ещё одна большая апсида заканчивает восточное крыло. Эта апсида соединяется через низкую травею с восточной секцией цилиндрического свода. Два яруса апсиды расчленены слепыми аркадами с окнами в верхнем ряду.

Сен Фрон отличается скудостью внутреннего убранства. За исключением слепых аркад, идущих вдоль внешних стен храма, собор в Перигё, каким мы его можем видеть сегодня, практически не имеет декора. Нет ни полупилонов, ни изящных капителей, ни орнаментированных карнизов и колонок, украшающих травеи. Отсутствуют и перегородки с колоннами. Не сохранилось следов настенной росписи, без которой немыслим ни один средневековый храм. Пять секций храма кажутся на удивление безжизненными, а арки и окна – словно вырубленными в стенах. Сочетание объёмных форм с полным отсутствием орнамента – новое слово в архитектурном стиле того времени.

 

3. Церковь аббатства Сен-Пьер, Франция, Муасак. 1120-1135. 12 век.

 

 

Церковь Сен-Пьер в Муасаке. Главный портал.

 

 

Тимпан главного портала церкви Сен-Пьер

 

 

 

Наиболее полно особенности уже вполне сложившейся школы проявились в порталах церкви Сен Пьер в Муасаке (первая половина 12 в.).

Тимпан в Муасаке представляет видение Иоанна Богослова, которое он описал в Откровении.

Тимпан над входом представляет мистическую сцену из Апокалипсиса: старцы поклоняются Христу во славе. В центре восседает Христос – величественный, недосягаемый, вознёсшийся над человечеством, само воплощение Небесного порядка. Христос окружен двумя ангелами со свитками и традиционными символами четырех евангелистов (лев, орел, бык и ангел). Сделав эту группу неизмеримо крупнее, чем старцев, мастер этим архаическим приемом грубо, но убедительно выделил центральную часть композиции. Остальное пространство занимают 24 старца: четыре в верхнем ряду шесть под ними, и остальные – внизу, под морем, которое плещется перед престолом.

Под тимпаном расположена дверная притолока, её огненные колёса символизируют адский огонь Апокалипсиса.

Вся конструкция лежит на двух массивных дверных импостах. По волнистым краям импостов находятся статуи. Слева - святого Петра, покровителя аббатства, справа – пророка Исайи.

На центральном столбе портала 3 пары львов, каждая из которых переплетена крестом. Это соседство добра и зла.

 

 

Святой Петр. Статуя портала церкви Сен-Пьер в Муасаке.

 

Памятуя о постоянных проклятиях и осуждению всего, что связано с телом, можно только поражаться, как много места в романской скульптуре отводилось наготе. Именно этот остракизм, которому подвергалась плоть, постоянно побуждал скульпторов выдумывать всё новые способы изображения наготы. Причём располагались такие образы на самых заметных элементах архитектуры, так что, приближаясь к зданию церкви, было невозможно их не увидеть.

Одна из таких сцен находится на западной стене входного портала в Муасаке. Изображение включено в историю о богаче, бедном Лазаре и грехе алчности и составляет последнюю часть этой скульптурной композиции.

Фигура женщины выполнена в натуралистичной манере, весьма выразителен поворот головы в противоположную сторону относительно направления её движения. Тело женщины обнажено, длинные волнистые волосы подчёркивают её чувственность, это подлинный образ сладострастия.

За ней идёт дьявол с выпяченным животом и гротескной рожей, он схватил женщину за правую руку которую она держит поднятой вверх, как и левую. Непонятно, она его любовница или жертва его козней? Змеи – символы зла – впились в её груди. А в её гениталии вцепилась жаба. С древних времён в виде жабы часто изображали матку. В средние века жаба служила воплощением демона в образе животного, так что в этой точке сливается сразу несколько символических толкований.

 

4. Церковь аббатства Сен-Жиль-дю-Гар. Франция. Прованс. Вторая четверть 12 века.

 

 

 

 

 

 

Фасад

 

Название «Прованс» восходит к римскому названию области «провинция Нарбонская Галлия». Поэтому неудивительно, что главными образцами прованского романского искусства являются порталы в виде римской триумфальной арки.

Монашескую общину в Сен-Жиль основал в 8 веке святой Эгидий, в прошлом богатый афинский купец.

 

Фасад бывшей монастырской церкви – единственный образец романской архитектуры в городе. Он разделён на три части и фланкирован массивными угловыми башнями.

Центральный портал выделяется приподнятой притолокой, более высоким тимпаном и центральным столбом.

 

Фланкировать – окружать, обрамлять.

Притолока – верхняя горизонтальная перемычка оконной или дверной коробки, а также стоячий боковой брус.

 

Апостол. Статуя с западного фасада церкви аббатства Сен Жиль. Фрагмент. 1160-1170 годы.

 

 

 

Западный фасад, северный откос

 

Сложная структура здания дополнена фризом, который проходит по всему фасаду. На фасаде представлен первый законченный и самый обширный в средневековье скульптурный цикл Страстей Господних, который содержит множество фигур.

Он начинается на левом откосе северного портала и на архитраве над дверью сценой входа в Иерусалим, продолжается на северном участке разделяющей порталы стены сценой получения Иудой 30 сребреников и изгнанию торговцев из храма и заканчивается на северном откосе центрального портала предсказанием троекратного отречения Петра.

На архитраве центрального портала изображена сцена омовения ног и тайная вечеря, а на южном откосе – поцелуй Иуды и взятие Христа под стражу. На южном участке разделяющей портал стены изображены Христос перед Пилатом и Бичевание, а правее располагается сильно повреждённая сцена несения креста.

Распятие Христа находится на южном тимпане. На фризе южного портала изображены события, произошедшие после смерти Христа.

Прямоугольные ниши на разделяющих порталах стенах украшены 12 фигурами в человеческий рост, которые, судя по надписям, всё ещё различимым на нимбах, символизируют апостолов. Апостолы в нишах играют роль свидетелей страстей Христовых на фризе, подтверждая своим присутствием реальность событий, о которых рассказывает скульптурный цикл.

 

 








Дата добавления: 2015-04-10; просмотров: 2358;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.013 сек.