Готическая архитектура в Англии. Собор в Солсбери.
В процессе развития готической архитектуры в Англии можно выделить три основных периода, которые не полностью совпадают с периодами ранней, классической и поздней готики континентальной Европы. Каждый из этих трёх периодов начинался с заимствования какой-либо их характерных черт французской готики, которая затем трансформировалась в соответствии с местными архитектурными традициями.
Первый период – ранняя готика. 1170-1240. на этом этапе создан хор собора в Кентербери, строительство которого началось под руководством французского архитектора из Санса. Он использовал здесь элементы архитектуры собора в Сансе, церкви Сен-Дени и других образцов французской готики.
Второй период называют «украшенной» готикой. 1240-1330. он начался с реставрации Вестминстерского аббатства, участники которой ориентировались на собор в Реймсе.
Третий, самый продолжительный, период – это период «перпендикулярной» готики. 1330-1530. несмотря на то, что перпендикулярная готика восходит к французскому лучистому стилю, она представляла собой вполне самостоятельный английский стиль, меньше других испытавший влияние французской готики.
Готика Англии возникла очень рано, в конце 12 века, и просуществовала до 16 века. Она имеет одно важное отличие от континентальной. Слабое развитие городов привело к тому, что готический собор и вообще всё строительство периода готики оказалось связанным не с городом, а по-прежнему с монастырями. Английский собор возникал не в гуще городской застройки, а в свободном пространстве лугов и полей.
В конструкции собора полностью проявлены специфические черты английской готической архитектуры: отсутствие обхода и венца капелл, некоторая распластанность здания по горизонтали, растянутость в ширину, чему способствует множество пристроек, малый разрыв в высоте центрального и боковых нефов, вообще не очень большая высота сводов, широкие, сильно выступающие трансепты, иногда даже два вместо общепринятого одного. Как специфически английскую черту можно назвать огромную башню на средокрестии, она является доминантой многих соборов.
Образец английской готики – собор в Солсбери, годы постройки с 1220 по 1270. Это трёхнефный собор длиной 140 метров с большим хором, двумя трансептами и прямоугольной апсидой. Большой, просторный первый трансепт пересекает здание посередине, снаружи это средокрестие увенчано башней. Башня средокрестия самая высокая в Англии, 135 метров, завершается шатровым покрытием. В восточной части возвышается ещё один трансепт, не столь внушительных размеров.
При взгляде на собор в Солсбери средневековый зритель не обнаружил бы открытых контрфорсов, производящих столь эффектное впечатление в образцах французской архитектуры. Первоначально контрфорсы в Солсбери были помещены под крышами боковых нефов, это типично английский строительный приём, который идёт от англо-нормандской традиции. Скрывать контрфорсы было принято по двум причинам. Во-первых, английские готические постройки были сравнительно низкими, центральный неф собора в Солсбери имеет всего 25, 6 метров в высоту. Во-вторых, английские зодчие до последнего сохраняли нормандскую толстую стену. Это означало, что они возводили исключительно мощные стены, которые можно было расчленить на слои и пронизывать галереями и коридорами. По этим двум причинам и появлялась возможность строить каменные своды центрального нефа с низкими аркбутанами или вовсе без аркбутанов и контрфорсов. Этот метод представлял собой полную противоположность гораздо более смелому с технической точки зрения французскому готическому стилю с его постройками головокружительной высоты и каркасной структурой стен.
Аркбутаны, которые мы видим сегодня, были сооружены позднее.
Дата добавления: 2015-04-10; просмотров: 2775;