Разрешение септаккордов

 

1. Алексеев Б., Мясоедов А. Элементарная теория музыки. М., 1986.

2. Вахромеев В.В. Элементарная теория музыки. М., 1983.

3. Красинская Л., Уткин В. Элементарная теория музыки. М., 1983.

4. Курс теории музыки/Под ред. А.Л.Островского. Л., 1978.

5. Павлюченко С. Елементарна теорія музики. К., 1980.

6. Хвостенко В.В. Задачи и упражнения по элементарной теории музыки. М., 1973.

7.Занимательная теория музыки Автор: Г. Виноградов, Е. Красовская Издательство: Советский композитор ,1991.

8.Побережна Г.І., Щериця Т.В. Загальна теорія музики: Підручник. – К.: Вища школа, 2004

9. Смаглій Г.А., Маловик Л.В. Основи теорії музики: Підручник. – Х.: «Факт»,2005

10.Булычевский Ю., Фомин В. Краткий музыкальный словарь для учащихся. Л.,1983.

11.Музыкальная энциклопедия. Тт. I-VI М.,1973-1982.

12.Островский А.Л. Методика теории музыки и сольфеджио. Л.,1970.

13.Способин И.В. Элементарная теория музыки. М., 1985.Теоретические дисциплины в музыкальном училище. Сб. статей по методике преподавания/Сост. Б.Незванов. Л.,1977.

14.Энциклопедический музыкальный словарь. М.,1966.

15.Античная музыкальная эстетика: Сб. статей/под ред. А.Ф. Лосева. М.,1976.

16.Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л.,1971.

17.Берков В. О формообразующих средствах гармонии. М.,1971.

 

 

Тема№5 -10: Септаккорды лада

План

1.Септаккорды мажора и минора.

2. Разрешение септаккордов:

а) Разрешение септаккорда V ступени (D7).

б) Разрешение вводного септаккорда (VII7)

в) Внутрифункциональное разрешение вводного септаккорда

г) Разрешение септаккорда второй ступени (II7)

д) Другие способы разрешения диатонических септаккордов

3.Соединение септаккордов

4. Разрешение квартовых септаккордов

5. Разрешение нонаккордов

6.Аккорды с заменными и добавочными тонами

Содержание

Как и трезвучия, септаккорды могут быть построены на любой ступени лада, однако их структура и функциональное значение при этом будут различными. Ниже приводятся сравнительные таблицы септаккордов, встречающихся на ступенях мажора и минора.

Таблица септаккордов мажорного лада

Виды септаккордов На каких ступенях строятся
в натуральном мажоре в гармоническом мажоре в мелодическом мажоре
б. маж. 7-акк. I. IV I нет
м. маж. 7-акк. V V I, VII^
б. мин. 7-акк. нет IV IV
м. мин. 7 акк. II, III, VI III V
м. 7-акк. с ум. 5 VII II II, III
ум. 7-акк. нет VIIг нет
ув. 7-акк. нет VI VI

Таблица септаккордов минорного лада

Виды септаккордов На каких ступенях строятся
в натуральном миноре в гармоническом миноре в мелодическом миноре
б. маж. 7-акк. III, VI VI нет
м. маж. 7-акк. VII Vг IVм, Vг
б. мин. 7-акк. нет Iг Iг
м. мин. 7-акк. I, IV, V IV IIм
м. 7-акк. с ум. 5 II II VI , VII
ум. 7-акк. нет VII нет
ув. 7-акк. нет IIIг IIIг

Сравнив обе таблицы, можно сделать некоторые выводы:

а) в натуральных видах мажора и минора встречаются только четыре разных по структуре септаккорда — большой мажорный (два), малый мажорный (один), малый минорный (три) и малый с уменьшенной квинтой (один), и в каждом из этих ладов их количество одинаково, но строятся они на разных ступенях;

б) в гармонических видах мажора и минора встречаются — по одному разу — все семь видов септаккордов, причем три из них — на одних и тех же для обоих ладов ступенях:

малый мажорный септаккорд — на V ступени,

малый септаккорд с уменьшенной квинтой — на II ступени,

уменьшенный септаккорд — на VII ступени;

эти аккорды являются наиболее яркими выразителями обеих неустойчивых функций лада;

в) в мелодических видах мажора и минора отсутствуют два вида септаккордов — большой мажорный и уменьшенный септаккорды, остальные пять встречаются в том же количестве, но на других ступенях.

Поскольку некоторые из септаккордов встречаются преимущественно на одних и тех же ступенях в мажоре и миноре и в подавляющем большинстве случаев используются в каком-либо определенном функциональном значении, закрепившемся за ними, они стали постоянными выразителями данной функции, что нашло отражение в их названиях и обозначениях. Так, например, малый мажорный септаккорд, применяющийся главным образом на V ступени натурального и гармонического мажора и гармонического и мелодического видов минора, а также уменьшенный септаккорд, встречающийся на VII ступени гармонического мажора или VII повышенной ступени гармонического минора, обладают наиболее ясными и острыми тяготениями к тонике (в которую они и разрешаются) и стали основными представителями диссонирующей доминантовой гармонии. Поэтому один из них (строящийся на V ступени) стал называться доминантсептаккордом (обозначается D7), а другой (строящийся на восходящем напряженном вводном тоне) — вводным септаккордом (обозначается [ум.] VII7).

до мажор (нат.) до минор (гарм.) до мажор (гарм.) до минор (гарм.)

D7 D7 ум. VII7 ум. VII7

Наиболее ярким выразителем диссонирующей гармонии субдоминантовой группы является септаккорд II ступени, который по структуре — в зависимости от ладового наклонения и его разновидности — может быть либо малым минорным септаккордом (в натуральном мажоре и мелодическом миноре), либо малым септаккордом с уменьшенной квинтой (в гармоническом и мелодическом мажоре и натуральном и гармоническом миноре). Полное его обозначение таково — II7 или II7г.

до мажор (нат.) | до мажор (гарм., мелодич.)| до минор (нат., гарм.)| до минор (мелодич.)|

II7 II7(г) II7 II7 (м)

Септаккорды остальных ступеней (I, III, IV и VI) используются значительно реже и называются побочными септаккордами. В силу известных свойств ладофункциональной переменности побочные септаккорды гораздо менее ярко и определенно выражают функцию своей ступени; тем не менее они находят себе достаточное применение в качестве диатонических аккордовых средств как в секвенциях (прежде всего), так и вне их — в различных гармонических оборотах диатоники. Побочные септаккорды обозначаются римскими цифрами, указывающими порядковый номер ступени, и арабской цифровкой, соответствующей виду аккорда:

I6/5 (T6/5) III4/3 IV7 VI2

Разрешение септаккордов

Все септаккорды являются диссонирующими созвучиями, требующими акустического разрешения. Кроме того, любой септаккорд неустойчив и в ладовом отношении, так как содержит в себе хотя бы один неустойчивый звук. Следовательно, всякий септаккорд является бифункциональным созвучием (то есть содержит в себе звуки двух разных функций) и может быть разрешен в любое консонирующее трезвучие, кроме тех двух, из которых он образован.

Так, например, доминантсептаккорд включает в себя три звука доминанты и один звук субдоминанты, а разрешается в тоническое трезвучие; септаккорд второй ступени состоит из трех звуков субдоминантовой гармонии и одного тонического, а разрешается в трезвучие доминанты; тонический септаккорд, образованный из трех звуков тоники и одного доминантового, разрешается в трезвучие субдоминанты (IV ступени) и т.д. Например, в до мажоре:

D7 (V7) II7 I7 (T7) III7 IV7 VI7 VII7

Разумеется, наряду с диссонантностью звучания, бифункциональность септаккордов еще более усиливает их напряженность и тяготение к разрешению в соответствующее трезвучие.

Существуют два принципиально различных способа разрешения септаккордов: автентическое и плагальное. Для автентического характерно ведение септимы на ступень вниз, а при плагальном разрешении септима остается на месте.

В конечном итоге любой септаккорд может быть разрешен тем или иным способом, однако более ярко выраженная функциональная принадлежность септаккордов в условиях конкретного лада и тональности определяет один из этих способов как основной для данного септаккорда, и прежде всего это относится к септаккордам V, VII и II ступеней, являющимся главными представителями диссонирующих гармоний, которые выражают, соответственно, доминантовую или субдоминантовую функцию.

а) Разрешение септаккорда V ступени (D7).

Основным способом разрешения доминантсептаккорда является автентическое разрешение.

Доминантсептаккорд (D7) содержит в себе два диссонирующих интервала — малую септиму и тритон (ум. 5), ладовое положение и направленность тяготений которых (как, впрочем, и всех звуков доминантсептаккорда) приводит к естественному, то есть наиболее ясному и простому разрешению их в звуки тоники со следующим голосоведением: квинта и септима D7 идут на ступень вниз соответственно в приму и терцию тоники, терция D7 — на ступень вверх в приму тоники, а основной тон движется скачком на кварту вверх (или квинту вниз) также в приму тоники. Таким образом, основной вид полного доминантсептаккорда разрешается в неполное тоническое трезвучие с пропущенной квинтой и утроенной примой:

D7 T(-5)

Впрочем, при ином расположении звуков (терцовый тон D7 в таком случае должен быть взят непременно в одном из средних голосов и находиться с басом в разных октавах) возможно и более свободное разрешение полного доминантсептаккорда— в полное тоническое трезвучие с удвоенной примой. Терция D7 при этом идет не на полтона вверх (то есть, как обычно, в приму тоники), а против своего тяготения — на большую терцию вниз — в квинту тоники:








Дата добавления: 2015-03-09; просмотров: 13570;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.012 сек.