Структура программы

 

Для составления программы на языке Pascal надо знать ее структуру и правила использования данных. Текст программы представляется в виде последовательности строк. Структурно программа состоит из заголовка программы и блока.

Заголовок находится в начале программы и состоит из зарезервированного слова program и имени программы, воз­можно со списком параметров в круглых скобках, и имеет вид:

ProgramProg1(p1,p2,…);

Конец заголов­ка программы обозначается точкой с запятой. Заголовок программы является необязательным и игнорируется компилятором.

Блок делится на две части: описательную и исполнительную.

В описательной части содержится описание элементов программы, в исполнительной части указываются действия с различными элементами программы, позволяющие получить требуемый результат.

В описательной программе могут быть следующие разделы, каждый из которых, кроме последнего, завершается точкой с запятой:

qподключения модулей

q объявления меток

qобъявления констант

qописание типов данных

qобъявления переменных

q описание процедур и функций.

Примечание: Различие между объявлением и описанием заключается в том, что объявление объекта в программе предполага­ет выделение основной памяти для его

размещения. Описание объекта в программе выделения памяти не требует.

 

Обобщенная структура программы имеет вид:

Рrogram<имя программы>;

uses<Список модулей>;

const {Список констант}

<имя константы>=<значение>;

<имя константы>:<тип>=<значение>;

type {Описания типов}

<имя типа>=<тип>;

 

var {объявление переменных}

<имя переменной>:<тип>;

label {Список меток}

<имя метки>;

procedure <имя (параметры)>; {Описание процедуры}

end; {конец подпрограммы}

function<имя (параметры)>; {раздел объявлений подпрограмм}

end; {конец подпрограммы}

Begin

{Раздел операторов}

End.

Подключение модулей.Раздел подключение модулей состоит из зарезервированного слова Uses и списка имен подключаемых стандартных и пользовательских библиотечных модулей. Формат этого раздела:

Uses <Имя1>, <Имя2>, ... , <Имя>;

Пример 2.11. Подключение модулей.

Uses WinCrt, WinDos, MyLib;

МодульWinCrt используется для создания Windows – окна, работающего в текстовом режиме.

Объявление меток. Он начинается со слова Label, за которым следует список меток. Завершается список точкой с запятой. Формат этого раздела:

Label<Имя1>, <Имя2>, ... , <Имя>;

Пример 2.12. Объявление меток.

Label1, 3, 8;

В качестве меток могут использоваться целые числа без знака. Сама метка ставится в программе перед оператором и отделяется от него двоеточием.

Объявление констант. Раздел объявления констант вво­дится для того, чтобы приписать константам иденти­фикаторы. Константы не меняют своего значения во время выполнения программы. Раздел начинается ключевым словом const, за которым следуют конструкции, присваивающие именам констант значения

выраже­ний. Имя константы отделено от выражения знаком равенства, в конце конструкции ставится точка с за­пятой.

 

 

В программе могут использоваться константы двух типов: именованная и типизированная. Формат раздела:

Const

<имя>=<значение>;{именованная}

или

Const

<имя>:<тип>=<значение>;{типизированная}

Пример 2.13. Объявление констант.

сonst

wer=2.34;

Тип константы распознается компилятором по типу выражения. Ряд констант можно использо­вать без объявления, например Pi, True и др.

Описание типов. В разделе описания типов указываются типы данных пользователя. Раздел начинается ключевым сло­вом Tуре, за которым располагаются названия типов и их описания, разделенные знаком равенства. Каждое имя типа и его описание отделяется точкой с запятой.

Формат раздела:

Type <Имя типа 1>=<Описание типа>;

« « « « « « «

<Имя типа N>=<Описание типа>;

Пример 2.14. Объявления типов, соответствующих году, месяцу и дню, можно написать так:

Type

Year = 1900..2000;

Month= (JAN, FEB, MAR, APR, MAY, JUN, JUL, AUG, SEP,

OCT, NOV, DEC);

day = 1..31;

Объявление переменных.Основными объектами программирования являются переменные. В программировании пере­менную можно трактовать как одну или несколько ячеек оперативной памяти компьютера, которым присвоено определенное имя. Содержимое этих ячеек мо­жет меняться, но имя переменной остается неизменным. Каждая переменная программы должна быть объявлена. Объявление обяза­тельно предшествует использованию переменной.

 

 

Раздел объявления перемен­ных начинается с ключевого слова var, после которого через запятую пере­числяются имена переменных и через двоеточие - их тип. При объявлении указываются:

q обозначение (дается имя)

q определяется характер и диапазон изменения их значений

qрезервируется память для их размещения

q определяется набор допустимых к ним операций(методов).

Примечание: Объявление переменных обеспечивает выделение основной памяти для их размещения в соответствии с их типом, но не обеспечивает присвоение им значе­ний. Задание нужных значений перемен­ным перед их использованием осуществляется программистом.

Пример 2.15. Объявление переменных.

Var

a,bhg,u7:real;

simvol: char;

nl,n2:integer;

Описание процедур и функций. Логически законченная и специальным образом оформленная часть программы, которая по имени может вызываться для выполнения из других точек программы, называется подпрограммой.

Подпрограммы могут быть двух видов: процедуры и функции. Каждая подпро­грамма представляет собой блок и должна быть определена в разделе описания процедур и функций.

Раздел операторов. Операторы представляют собой законченные предложения языка, которые выполняют некоторые действия над данными. Раздел операторов начинается с ключевого слова begin, после которого сле­дуют операторы языка, разделенные точкой с запятой и завершается ключевым словом end, после которого ставится точка. Формат раздела:

Begin

<оператор1>;

« « « « « « «

<операторN>;

end.

 

Отсутствие точки с запятой между операторами является ошибкой. Между операторами может находиться несколько точек с запятой и это не является ошибкой, так как они обозначают пустые опера­торы.

Точка с запятой может не ставиться после слова begin и перед словом end, так как они являются операторными скобками.

 

Директивы компилятора и управляющие символы. Текст программы может содержать ди­рективы, служащие для управления режимами компиляции. Директивы компилятора заключаются в фигурные скобки и в их начале ста­вится символ $. С помощью директив можно за­дать способы интерпретации строковых типов, размер стека или подключить файл ресурса. Программист управляет режимами компиляции с помощью окна параметров, устанавливая или сбрасывая соответствующие пере­ключатели окон страницах Compiler (Компилятор) и Linker (Редактор связей) меню Option интегрированной среды разработки. При этом установленные значения параметров сохраняются в файле пара­метров tpw.cfg.








Дата добавления: 2015-01-13; просмотров: 1292;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.015 сек.