Процесс развития личности

В переводе с латинского «процесс» означает «движение впе­ред», «изменение». Понятие «развитие» уже определялось выше. Это, напомним, процесс количественных и качественных изме­нений в организме человека. Результат развития — становление человека как биологического вида и как социального существа. Биологическое в человеке характеризуется физическим развити­ем, включающим в себя морфологические, биохимические, физиологические изменения. А социальное развитие находит выражение в психическом, духовном, интеллектуальном росте.

Если человек достигает такого уровня развития, который позволяет считать его носителем сознания и самосознания, способным на самостоятельную преобразующую деятельность, то такого человека называют личностью. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития. Понятие «личность» в отличие от понятия «человек» — социальная ха­рактеристика человека, указывающая на те его качества, кото­рые формируются под влиянием общественных отношений, общения с другими людьми. Как личность человек формирует­ся в социальной системе путем целенаправленного и проду­манного воспитания. Личность определяется мерой присвое­ния общественного опыта, с одной стороны, и мерой отдачи обществу, посильного вклада в сокровищницу материальных и духовных ценностей, с другой. Чтобы стать личностью, человек должен в деятельности, на практике проявить, раскрыть свои внутренние свойства, заложенные природой и сформирован­ные в нем жизнью и воспитанием.

Развитие человека — очень сложный, длительный и проти­воречивый процесс. Изменения в нашем организме происходят на протяжении всей жизни, но особенно интенсивно меняются физические данные и духовный мир человека в детском и юношеском возрасте. Развитие не сводится к простому накоп­лению количественных изменений и прямолинейному поступательному движению от низшего к высшему. Характерная осо­бенность этого процесса — диалектический переход количе­ственных изменений в качественные преобразования физиче­ских, психических и духовных характеристик личности.

Представители различных философских течений по-разно­му объясняют этот во многом еще не познанный процесс.

Развитие человека есть процесс стихийный, неуправляе­мый, спонтанный; развитие происходит независимо от условий жизни и детерминировано лишь «врожденной потенцией»; раз­витие человека фаталистически обусловлено его судьбой, в ко­торой никто и ничего изменить не может, — это лишь неболь­шая часть мнений представителей идеалистической филосо­фии. Диалектико-материалистическая философия, трактует раз­витие как свойство живой материи, присущее ей изначально благодаря свойственному материи движению и самодвижению. В развитии уничтожается старое и созидается новое. В отличие от животных, пассивно приспосабливающихся к жизни, чело­век создает средства существования своим трудом.

Движущая сила развития — борьба противоречий. Послед­ние уподобляются тому «вечному двигателю», который дает не­исчерпаемую энергию для постоянных преобразований и об­новлений. Противоречия — это столкнувшиеся в конфликте противоположные начала. Человеку не приходится ни искать, ни придумывать противоречия, они возникают на каждом шагу как диалектическое следствие изменения потребностей, порож­даемых развитием. Да и сам человек «соткан» из противоречий.

Различают противоречия внутренние и внешние, общие (уни­версальные), движущие развитием человеческих масс, и инди­видуальные — характерные для отдельно взятого человека. Уни­версальный характер имеют противоречия между возникающи­ми под влиянием объективных факторов потребностями чело­века, начиная от простых материальных и кончая высшими ду­ховными, и возможностями их удовлетворения. Такой же ха­рактер имеют и противоречия, проявляющиеся в нарушении равновесия между организмом и средой, что приводит к изме­нению поведения, новому приспособлению организма. Внут­ренние противоречия возникают на почве «несогласия с собой» и выражаются в индивидуальных побуждениях человека, а внешние — стимулируются силами извне, отношениями чело­века с другими людьми, обществом, природой. Одно из основ­ных внутренних противоречий — расхождение между возникающими новыми потребностями и возможностями их удовлет­ворения. Например, между стремлением старшеклассников участвовать в общественных и производственных процессах и реальным уровнем развития их психики и интеллекта, соци­альной зрелости. «Хочу» — «могу», «знаю» — «не знаю», «мож­но» — «нельзя», «есть» — «нет» — это типичные пары, емко выражающие наши постоянные противоречия.








Дата добавления: 2015-03-03; просмотров: 1118;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.