НАУКА И НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ
Наука как особая отрасль рациональной человеческой деятельности по производству объективно истинного знания об окружающем нас мире возникает как естественное продолжение обыденного, стихийно-эмпирического процесса познания. Кроме научного познания существуют также ненаучные способы постижения действительности, важнейшим из которых является искусство, а самым знакомым - обыденное познание. Поэтому первая наша задача заключается в том, чтобы выяснить, в чем состоит, с одной стороны сходство и преемственность, а с другой - качественное отличие научных форм познания от форм ненаучных.
Известно, что люди приобретали необходимые им знания о свойствах и качествах вещей и явлений, с которыми они сталкивались в повседневной практической деятельности, задолго до возникновения науки. И сейчас немало нового для себя мы узнаем с помощью обыденного познания. Нередко, отмечая качественное отличие научного знания от обыденного, забывают о связи и преемственности между ними. Эта связь состоит прежде всего в том, что они имеют общую цель - дать объективно верное знание о действительности - и поэтому опираются на принцип реализма, который в обыденном сознании ассоциируется с так называемым здравым смыслом. Хотя понятие здравого смысла не является точно определенным и меняется со временем, тем не менее в его основе лежит представление об объективно реальном существовании окружающего мира, отвергающее наличие каких-либо сверхъественных сил. Поскольку рассуждения в рамках здравого смысла ставят своей целью достижение объективной истины, они опираются на те же законы традиционной логики, которые обеспечивают последовательный, непротиворечивый характер мышления. Преемственность между обыденным знанием и наукой, здравым смыслом и критическим, рациональным мышлением состоит в том, что научное мышление возникает на основе предположений здравого смысла, которые в дальнейшем подвергаются уточнению, исправлению или замене другими положениями. Так, обыденное представление о движении Солнца вокруг Земли, вошедшее в систему мира Птолемея, и многие другие предположения были подвергнуты критике и заменены научными положениями. В свою очередь, здравый смысл также не остается неизменным, ибо со временем включает в свой состав утвердившиеся в науке истины. Наука хотя и начинает с анализа предположений здравого смысла, не отличающихся особой обоснованностью и надежностью, в процессе своего развития подвергает их рациональной критике, используя для этого специфические эмпирические и теоретические методы исследования, и тем самым достигает прогресса в понимании и объяснении изучаемых явлений.
Поскольку наука вообще и научное исследование в частности представляют собой особую целенаправленную деятельность по производству новых надежно обоснованных знаний, постольку они должны располагать своими специфическими методами, средствами и критериями познания. Именно эти особенности отличают науку как от повседневного знания, так и от ненаучных его форм.
Наука-это форма духовной деятельности людей, направленных на производство знаний о природе, обществе о самом познании. Непосредственной целью науки является постижение истины и открытие объективных законов посредством обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, предвидение на этой основе тенденции развития деятельности.
Наука-это и творческая деятельность по получению нового знания, и результат этой деятельности: совокупность знаний в понятийной форме приведенных в целостную систему на основе определенных принципов, и процесс их производства. Особенности научной деятельности выражаются в двух основных аспектах когнитивном (познавательном ) и социокультурной.
Отражая мир в ого материальности развитии, наука образует единую, взаимосвязанную, развивающуюся систему знаний о его законах. Вместе с тем она разделяется на множество отраслей знания (частных наук ),которые различаются между собой тем, какую сторону действительности, форму движения они изучают.
По предмету и методу познания можно выделить науки о природе ( естествознание ), об обществе (обществознание-гуманитарные, социальные науки ), о познании и мышлении ( логика, гносеология и др.) Отдельную группу составляют технические науки. Особое место среди наук занимает современная математика.
Могут быть и другие критерии для классификации наук. Так, по своей удаленности от практики науки можно разделить на две крупные группы: фундаментальные науки, которые выясняют, основные законы и принципы реального мира и в которых нет прямой ориентации на практику, и прикладные науки, результаты которых имеют непосредственное применение при решении конкретных производственных и социально-практических задач, хотя сами эти науки и опираются на закономерности, установленные фундаментальными науками. Однако границы между отдельными науками и научными дисциплинами весьма условны и подвижны. Тем более, все чаще происходит соединение научных знаний в форме так называемых стыковых дисциплин (физическая химия, биофизика, геохимия и т. п.).
Каждая наука и научная дисциплина включает в себя четыре необходимых компонента в их единстве:
a) субъект науки – ученый -выступает как главный элемент.
b) объект (предмет, предметная область).
c) система методов и приемов.
d) свой своеобразный язык.
Основные стороны бытия науки:
1. это сложный, противоречивый процесс получения нового знания.
2. результат этого процесса, т.е. объединение полученных знаний в целостную развивающуюся органическую систему (но не простое их суммирование).
3. социальный институт со всей своей инфраструктурой.
Наука в отличие от обыденного познания ориентируется на поиск сущности, т.е. того содержания явлений и процессов, которое не дано непосредственно чувствам, скрыто от них.
Способность работать с идеальными объектами, моделями, открытая еще в античности, и легла в основание научной рациональности.
Идеальные конструкции - это теоретический мир, который можно преобразовывать только в мысли с целью познанию закономерностей мира реального.
Античность понимала рациональность как способность мышления свободно, безо всяких ограничений уноситься бесконечные метафизические пространства.
Объединив античный рационализм с требованием соответствовать возможностям практики, наука придала мысли технологические цели, способности конструировать идеальный мир. Так родился эксперимент, соединивший идеальность (теорию) и технологичность (практическое использование). Эксперимент всегда опирается на идеальные конструкции, модели, которые являются теоретико-концептуальным пространством, обуславливающим логику и форму вопросов, задаваемых экспериментатором природе.
Научная рациональность-это работа мышления с теми идеальными конструкциями, которые можно контролируемо воспроизводить бесконечное, число, раз не только в мысли, но и на практике.
1. Экстерналистский подход от лат. ( Extern - внешний).
Его представили (Дж. Бернал, Э. Цильзель, Р. Мертон) выводят из социально-экономических отношений, сложившихся в Европе в XVI-XVII веке. Они убеждены, что появление науки полностью обусловлено экономическими и военными потребностями нарождавшегося капиталистического общества, а также отсутствием в буржуазном мировоззрении религиозных, магических форм восприятия мира. Природа стала рассматриваться как развивающаяся по своим собственным законам, поддающимся количественному исчислению. И даже если не отрицалась идея творения природы Богом, то предлагалось, что творил он по законам математики. Божественная книга природы имеется имеет шифр смыслов, скрытых в ее письменах. Ключ к нему – математика. Этот ключ Бог вручил человеку.
Недостатки экстерналистского подхода следующие:
Ø Неясно, как и почему буржуазные отношения сформировали указанное выше мировоззрение.
Ø Не верно, что в эпоху становления буржуазных отношений происходило ослабление религиозного и магического восприятия мира. Сила религиозного мироощущения не ослабла, но его содержание претерпевало изменение о чем свидетельствует появление разнообразных форм новых христианских религий.
2. Интерналистский подход (внутренний).
Его представители – А. Койре, А. Холл – видят истоки науки в специфике духовной культуры эпохи, в изменении способов мышления. Некоторые из них рассматривают науку как результат интеллектуальной мутации. Уязвимость позиций интерналистов в том, что они не рассматривают причины изменения духовной культуры, не отвечают на вопрос, почему наука возникла именно в Европе и именно на рубеже XVI-XVII веков.
В отечественной философии оригинальные концепции генезиса науки разработали В.С. Степин, Л.А. Микешина, Л.М. Косарева. Так Косарева показала, что возникновение науки явилось парадоксальным результатом предельной интенсификации и накала религиозного чувства протестантизма, а потому появление науки не есть прямой и непосредственный ответ на материальные запросы капитализма. Протестантская идеология воспроизвела и запретила главную идею восходящего класса буржуазии – идею социального равенства, которую породило представление равенства всего со всем. Без таких изменений в мировоззрении механическая картина мира, принятая наукой была бы не возможной. Протестантизм одобрил сосредоточение интересов людей на материальном производстве, их ориентацию на получение прибыли. В таких условиях изучение законов природы с целью их применения в производстве становится актуальным.
Наука – явление конкретно – историческое, проходящее в своем развитии ряд качественно своеобразных этапов. Науке как таковой предшествует преднаука – доклассический этап, где зарождаются элементы (предпосылки) науки как целого. Здесь имеются в виду зачатки знаний на Древнем Востоке, в Греции и Риме, а также в Средние века, вплоть до Нового времени. Наука как целостный феномен возникает в Новое время вследствие отпочкования от философии и проходит в своем развитии тир основных этапа: Критерием данной периодизации является соотношение объекта и субъекта познания.
1. Классический – XVII – XIX – исследуя свои объекты стремился при их описании и теоретическом объяснении устранить все, что относится к объекту познания, средством, приемом и операциям его деятельности. Здесь господствовал объектный способ мышления, стремление познать предмет сам по себе, безотносительно к условиям его изучения.
2. Неклассический – первая половина ХХ века – исходный пункт связан с разработкой релятивисткой и квантовой теории, отвергает объективизм классической науки, отбрасывает представление о реальности как о чем-то не зависящем от средств ее познания, от субъективного фактора. Он учитывает связь между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности субъекта.
3. Постнеклассичекий (современный) – существенный признак – это включенность субъективной деятельности в тело знания. Наука этого периода осмысливает соотнесенность характера получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности субъекта, но и с ее ценностно – целевыми структурами.
Дата добавления: 2015-03-03; просмотров: 1129;