Овладение трудовыми навыками
При благоприятных обстоятельствах легко умственно отсталый подросток способен овладеть профессиями, требующими способностей к практической деятельности, т. е. неквалифицированным и полуквалифицированным ручным трудом (маляра, слесаря, швеи, картонажницы и т. д.).
В некоторых условиях (например, в сельской местности) легко умственно отсталые лица могут адаптироваться без трудностей. В то же время их эмоциональная и социальная незрелость является препятствием для выполнения некоторых социальных ролей, например, они не способны справляться с требованиями, связанными с брачной жизнью и воспитанием детей.
В целом у лиц с легкой умственной отсталостью психические нарушения напоминают проблемы людей с нормальным уровнем интеллекта. Разнообразие этих отклонений с целью большей индивидуализации диагностики и коррекционно-педагогических вмешательств отражено в выделяемых клинических формах, которые будут описаны в последующих главах.
Легкая степень умственной отсталости иллюстрируется следующим случаем.
ПРИМЕР
Татьяна Г., 11 лет
Мать — деградированная алкоголичка. Отец, алкоголик, осужден за убийство. Родилась от 1-й протекавшей с токсикозом беременности. До года перенесла пневмонию. Воспитывалась в детских учреждениях. Всегда была подвижной, с трудом поддавалась дисциплине. С семи лет — в школе для слабовидящих детей. В связи с обнаружившимся снижением интеллекта была переведена в специальную школу-интернат, где и обучалась в дальнейшем. В классе была очень суетливой, шумливой, неорганизованной. Отказывалась заниматься, срывала уроки. После занятий и на переменах терроризировала детей, задевала их, щипала, колола иголками, ножницами, обещала выколоть глаза, порезать бритвой. Легко возбуждалась. В состоянии аффекта цинично бранилась, становилась особенно агрессивной. Все это послужило поводом для госпитализации. В отделении легко вступала в контакт с окружающими. Обнаруживала очень малый запас знаний. Была способна лишь к элементарным обобщениям, сходство и различие между предметами определяла по второстепенным признакам. Мыслительные процессы носили главным образом конкретный характер. По незначительному поводу давала сильнейшие аффективные вспышки с бранью, агрессией и стремлением к разрушительным действиям. В ряде случаев развивались более или менее затяжные дисфории, проявляла назойливость, дразнила детей, приставала к персоналу. Под влиянием транквилизаторов девочка стала спокойней, удовлетворительно справлялась с учебными заданиями по программе вспомогательной школы. Под руководством инструктора принимала участие в трудовых процессах. При неврологическом обследовании были обнаружены сходящееся косоглазие, установочный нистагм при крайних отведениях глаз. Имеется гиперметропия. Психологическое исследование с помощью шкалы Стэнфорд-Бине показало, что уровень IQ равен 63. Аналитико-синтетические процессы конкретного мышления затруднены (по методике Гольдштейн— Ширера). Методика классификации выявила нетвердость знания основных различий и черт сходства между простыми предметами и неумение сгруппировать (обобщить) более сложные предметы. Может совершать основные арифметические действия лишь в пределах первых двух десятков. Чтение хотя и освоено, но читает недостаточно бегло и воспроизводит прочитанное с ошибками. Процесс письма автоматизирован, но не соответствует возрасту. Содержание сюжетных картинок передает примитивно, часто не понимая главного. Лексикон больной беден. Судя по воспроизведению предложенных фраз и цифрового ряда, память девочки ослаблена. Рисование фигуры человека и дома обнаружило крайне примитивные графические способности. На рисунках отсутствуют самые существенные детали, фигуры изображены очень упрощенно. Моторное развитие соответствует возрасту (по методике Н. И. Озерецкого).
Анализируя эту историю развития, следует отметить примитивность психики и алкоголизм матери, алкоголизм и антисоциальное поведение отца, то есть наследственную отягощенность по двум линиям. Именно патологическая наследственность — основная причина развившейся у девочки умственной отсталости. Токсикоз беременной матери и болезни раннего возраста, вероятно, сыграли роль отягчающих факторов. Кроме того, на формировании личности ребенка сказались неблагоприятные бытовые условия и тяжелая психологическая атмосфера в семье, где она воспитывалась. Своеобразие клинической картины складывается из сочетания интеллектуальных и грубых личностных нарушений. Наряду с более или менее равномерным психическим недоразвитием девочка склонна к резким аффективным разрядам и относительно затяжным дистимиям. Она агрессивна и сексуальна.
Умственное недоразвитие с разной частотой сочетается с такими клиническими проявлениями, как аутистические симптомы, другими расстройствами развития (например, речи, опорно-двигательного аппарата), эпилептическими припадками, грубыми нарушениями поведения. Нередко отмечается врожденная комбинация интеллектуальных нарушений с пороками развития (непропорционально маленькими конечностями, низким мышечным тонусом, искривлением позвоночника, гипогенитализмом, деформированными зубами, микро- или гидроцефалией и др.).
УМЕРЕННАЯ УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ (ЛЕГКАЯ ИМБЕЦИЛЬНОСТЬ)
Умеренная умственная отсталость — средняя степень психического недоразвития — составляет несколько более 10% от всего числа выявляемых в населении умственно отсталых. Ее этиологией могут быть как наследственные дефекты, так последствия перенесенных органических повреждений головного мозга. Она характеризуется главным образом несформированными познавательными процессами (конкретным, непоследовательным, тугоподвижным мышлением) и, как правило, неспособностью образовывать отвлеченные понятия. Интеллектуальный коэффициент умеренно умственно отсталых лиц находится в пределах 35—49 или 54.
Дата добавления: 2015-02-28; просмотров: 1073;