ЧТО ТАКОЕ СТАРЕНИЕ?
Из книги: Кемпер И. Легко ли не стареть?: Пер. с нем. — М: Изд. группа Прогресс — Культура; Изд-во Агентства Яхтсмен, 1996. С. 149-153. ч
Позвольте пренебречь здесь историческим обзором научных определений и сразу обратиться к современным дискуссиям по этому вопросу. Из имеющихся в нашем распоряжении психофизиологических и социально-психологических теорий о старении и, в частности, о роли сексуальности можно было бы выделить четыре, наиболее значительных:
1. Старение как «процесс потери или снижения эмоциональных и интеллектуальных способностей»—так называемая «модель дефицита» оказалась в части доказательств устаревшей. Это прежде всего относится к констатации потери интеллектуальных способностей, которые ведь легче измерить, чем эмоции.
Именно группа исследователей возрастных изменений в Бонне смогла в 70-е годы доказать, что есть различные области интеллекта, в которых старость и молодость различаются, причем тестовые исследования в области опыта и словарного запаса часто демонстрируют преимущества пожилых людей. Пожилым только требовалось больше времени при тестировании.
Если не удается констатировать потерю интеллекта по модели дефицита, насколько же сложнее тогда доказать потерю эмоциональных способностей, например сексуальности и способности любить. Эта проблема особенно остро встает прежде всего там, где общественное мнение, например, как мы обнаруживаем это в домах престарелых, делает интимность невозможной.
Старение — не патологический вариант так называемого нормального человеческого поведения!
Может быть, широкое распространение так называемой модели дефицита в представлениях пациентов и психотерапевтов является одной из причин по которой так часто исключается возможность психотерапии пожилых пациентов. Шпейдель добавляет: «Более молодые и здоровые психотерапевты склонны поддеРживать эту деструктивную точку зрения пациентов (модель дефицита), примириться с ней и с чувством вины спустить психологическое воздействие на тормозах или даже совсем не приступать к нему».
2. Так называемая теория активности, которая в главу угла ставит положительную взаимосвязь уровня активности и удовлетворенности жизнью, мне кажется, упускает факт, что старение
может быть результатом долгой жизни, в особенности в сексуальной области. Если следовать теории активности пожилых, то это должно означать, что чем некто активнее, тем он и удовлетвореннее. Хотя Борнеман считает: «Кто отдыхает, тот ржавеет», речь часто идет только о том, действительно ли желаема эта сексуальность и не соответствует ли она ролевому клише.
Что является признаком созревания старого человека, когда мужчина, на протяжении всей жизни следовавший болезнетворному достиженческому типу мышления, распространяет свой чисто физический, автоматически сексуализированный способ поведения, свой сексуализированный достиженческий тип мышления на все кругом или меняет его на любовную и нежную склонность к другому человеку? Здесь тип мышления, который должен был бы как можно дольше оставаться молодым, благодаря активности играет фатальную роль — когда такие дости-женчески ориентированные мужчины обнаруживают, что их телесная потенция падает и их стремление к достижениям еще и содействует этой тенденции, это нередко ведет к душевному краху. У таких людей потеря сексуальной направленности являла бы собой желаемый ход развития. Еще лучше было бы, если бы им удалось заменить свою потенцию соответствующей их партнерским отношениям неясностью.
3. Меньшее — это часть большего, этот постулат выражается в так называемой теории «выхода из игры». Исходя из констатации, что иногда пожилой человек прямо-таки жаждет известной формы внешнего отступления, свертывания своих социальных контактов и чувствует себя счастливым и удовлетворенным прежде всего благодаря этому, теория выхода из игры считает неизбежным процесс, который начинается в момент, когда человек осознает убывание своих способностей и приближающуюся смерть и считает смерть делом обычным. Так как люди различны, начало и конец этого выхода из игры для каждого человека индивидуальны. Поэтому сам процесс выхода из игры также протекает индивидуально. Однако он всегда гармоничен и гарантирует удовлетворенную старость тогда, когда к выходу из игры стремится как сам
стареющий индивидуум, так и окружение.
Однако жизненный путь человека в момент выхода из игры принципиально не предопределен и как раз в сфере партнерства характеризуется постоянно новыми ситуациями. В частности, возможностью нового партнерства одиноких, которое можно рассматривать, как еще один путь выхода из игры уже в другой роли с иными формами конфликта.
Тот факт, что многие старые супружеские пары больше не ведут сексуальную жизнь, еще далеко не означает, что у них уже нет никаких сексуальных желаний. Может быть, партнеры скучают друг с другом, и длящаяся десятилетиями связь, которая, хотя и была основана на сексуальности, с годами подчас вылилась в одиночество вдвоем, исчерпала себя. Но возможно также, что многие пожилые не справились со снижением потенции и генитальной сексуальности и не учились трансформировать ее в гораздо более важную нежность.
4. Из известных ответов на вопрос, что такое старение, наиболее точным и все охватывающим мне кажется так называемая когнитивная теория старения.
Она относится к личной, персональной стороне старения. В ней формулируется, как пожилой человек внутренне переживает и истолковывает внешнюю данность (например, снижение телесной или духовной способности к достижениям). При этом главную роль играют три важных области переживаний, а именно столкновение с личностным фактором (привлекательность), с социальным фактором (включение или членение, интеграция или изоляция) и с пониманием конечности собственного бытия.
Итак, во главу угла ставятся три основных положения:
A. Тип поведения пожилых тесно связан с внутренне переживаемыми внешними изменениями (дети выросли, я лишний; или мои дети выросли и живут собственной жизнью).
Б. Способ, которым переживаются мгновенные изменения, зависит от преобладающих, часто неосознанных, потребностей и ожиданий пожилых людей или же близких людей, в окружении которых пожилой человек живет.
B. Решающей предпосылкой для покойной старости является состояние равновесия между взглядами и потребностями (мотивациями) пожилого человека, так же как и гармония между потребностями и переживаемой действительностью. Уход детей может, например, переживаться как благо, если самостоятельность детей была целью воспитания.
Итак, нет просто старения — у каждого человека свой собственный, персональный путь старения.
Дата добавления: 2015-02-28; просмотров: 834;