Возникновение ранних государств
Это случилось в речных долинах Ближнего Востока 5500 лет назад. Земледельческие поселки превращались в города. Первыми городами-государствами были Шумер (южный Ирак) и Элам (юго-западный Иран).
Грамотность и религия сыграли ключевую роль в экономике Месопотамии. К тому времени была изобретена письменность и до нас дошли записи жрецов, касающиеся экономической деятельности. Хотя государства могли существовать и без письменности, но она облегчала передачу и хранение информации. Мы знаем, что месопотамские священники занимали важные политические посты: они управляли скотоводством, земледелием, производством и торговлей. Жрецы распределяли корма и пастбища для скота и ослов, которые использовались для вспашки земель, а также в качестве вьючных животных. Централизованная обработка земли под руководством храмов и орошение способствовали успешному развитию общества.
Пашенное земледелие буквально привязало людей к одному месту. Возникли крупные постоянные поселки. Крупными они стали благодаря тому, что один квадратный километр почвы стоил теперь гораздо больше, чем раньше. Экономия земли и особенности ее возделывания вынуждали людей организовываться в новый тип социальной общности — в территориальные общины. Да и продуктивность метра земли выросла: теперь он мог прокормить гораздо больше едоков. Росло население, создавались города, возникали крупные территориально-властные объединения, называемые государствами. Все большая часть людей высвобождалась от необходимости трудиться на земле. Часть их занялась высокоспециализированным полнодневным ремесленным трудом. Почему он так называется? Дело в том, что домашние промыслы представляли своего рода любительский труд, которым можно было заниматься не весь рабочий день или не всю рабочую неделю. Это труд для себя и своей семьи. Ремесленный труд — это профессиональное занятие с целью изготовления продукции на продажу.
Города зародились как центры, где специализировавшиеся на ремеслах слои населения продавали свою продукцию другим слоям населения, специализировавшимся на сельском хозяйстве, торговле или управлении. Аграрное общество — это множество городов и пригородных зон, объединенных экономическим обменом и окруженных значительным количеством сельских поселков и деревень. Хотя в аграрном обществе появилось множество городов (собственно говоря, при нем они только и появляются), основная масса населения проживала в деревнях. Деревня — замкнутая территориальная крестьянская община, ведущая натуральное хозяйство, слабо связанное с рынком. Она ориентирована на традиционный образ жизни и религиозные ценности.
О возникновении земледелия говорят археологические находки, прежде всего монументальные сооружения. На строительстве платформы одного из храмов Урука в Месопотамии 1,5 тыс. человек должны были трудиться 5 лет. А это значит, что на строительство ушло 1,7 млн человекодней. Для того чтобы оторвать от земледелия такое количество людей, общество, а это происходило в начале четвертого тысячелетия до н. э., должно было иметь огромные запасы прибавочного продукта.
А для его создания производительность труда должна была так подскочить вверх, как не снилось охотникам и собирателям. Да и разве могли группы первобытных людей по 40—60 человек освоить такие сооружения?
С зарождением древневосточных государств можно говорить о важном историческом процессе — переходе от разрозненных общин, часто воевавших между собой, к сплоченному, политически организованному обществу.
Для того чтобы сделать политическую, социальную и экономическую связь между общинами особенно крепкой, люди решили руководить их жизнью из единого центра, а все племенные ресурсы слить воедино. Появилось централизованное государство, называющееся так потому, что оно управляется из единого центра — столицы, где находится дворец фараона или короля.
Выгода централизации состояла в том, что можно было:
· без опасения подвергнуться нападению местных банд совершать торговлю на большие расстояния;
· сооружать грандиозные ирригационные каналы для орошения засушливых районов страны;
· разрешать споры и конфликты между местными князьками на основе единых норм и правил;
· отражать нападение сильного врага объединенными войсками;
· ввести в стране единую денежную валюту и тем самым облегчить торговлю и производство товаров.
Развитие земледелия и торговли привело к росту населения и его концентрации в крупных городах.
Приблизительно 4800 лет назад население Урука, самого крупного города в древней Месопотамии, достигало 50 тыс. человек. Однако с развитием ирригации и увеличением численности населения в обществе начались конфликты из-за воды и земли. Их не хватало на всех. Соседи совершали друг на друга опустошительные набеги. Население искало защиты в укрепленных городах. Города превратились не только в центры торговли, ремесел, управления, но и в оборонительные крепости. Там обязательно находились крупные воинские гарнизоны. Стало быть, правитель страны получил дополнительный аргумент в споре с местными князьями, пытавшимися оспорить его власть и самим возглавить страну. Сильные города становились опорой централизованного государства.
Постепенно политический контроль над обществом усиливался. Он распространялся на сферы обороны, производства, строительства, сельского хозяйства, торговли. Жрецы выполняли одновременно роль религиозных и политических деятелей. Они выступили первыми в мире менеджерами. Священники собирали и распределяли мясо, молочные продукты, одежду, растения, рыбу, инструменты и предметы торговли. Им подчинялись крестьяне, гончары, рабы, переносчики грузов, камнетесы, ювелиры и ремесленники, ткачи, скульпторы и другие группы населения.
Существенно усложняется социальная жизнь общества: возникает сфера досуга и развлечений, профессионализируется искусство, которое направлено на удовлетворение запросов правящего класса (циркачи, бродячие актеры, трубадуры и т. п.), расширяется сфера товарно-денежных отношений, в которой опять появляются профессионалы, обслуживающие экономические интересы правящего класса (банкиры, кредиторы, купцы и т. п.). В это время домашние промыслы (производство изделий для собственных нужд) уступают место ремеслам (производству изделий для обмена и продажи).
Неолитическая революция стала завершающим этапом развития простых обществ и прологом к сложному обществу. Ксложным обществам относят такие, где появляются прибавочный продукт, товарно-денежные отношения, социальное неравенство и социальная стратификация (рабство, касты, сословия, классы), специализированный и широко разветвленный аппарат управления. С точки зрения социальной структуры, переходной фазой от простого к сложному обществу являлись вождества.
Постепенно вождества очень плавно эволюционировали в аграрные государства, а позже — в империи. Вождь становился правителем: князем, королем, царем. Его ближайшие родственники и друзья (чаще всего боевые) становились советниками в центре и наместниками — на периферии. Дружина трансформировалась в постоянное войско, что позволяло перейти только от оборонительных к захватническим операциям. А там, где возможен захват новых территорий, там неизбежны империи и централизация власти. Так, ранние государства переходят в зрелые и «перезрелые», имперские.
В самостоятельную власть превращается суд со своими вечными спутниками — тюрьмами и палачами. Зачатки подобных органов власти имелись уже в вождествах. Но лишь с их институционализацией можно говорить всерьез о превращении вождеств в ранние государства.
Специализированный и разросшийсяаппарат управления также стал самостоятельной силой и также претендовал на свою долю общественного пирога. Власть служащих канцелярии вскоре стала настолько всемогущей, что с появлением древневосточных империй (Египет, Вавилон, Ассирия), а это случилось задолго до н. э., можно уже говорить о зарождениибюрократии. Бюрократы также питались за счет прибавочного продукта, добываемого земледельцами. Но иждивенцами они себя не считали. Напротив, полагали, что выполняют чуть ли не самую тяжелую работу в государстве: занимаются переписью населения и припасов, распоряжаются выполнением всех общественных работ, в том числе ирригацией и возведением пирамид, сбором налогов, отправлением всевозможных ритуалов и церемоний, написанием бесчисленных отчетов, рапортов, записок и докладных. Некоторые древневосточные чиновники жаловались, что не остается времени написать мемуары.
Дата добавления: 2015-02-25; просмотров: 820;