Усиление партийного контроля в области культуры в 40-х - нач. 50-х г.г.
В годы Великой Отечественной войны украинской культуре был нанесен большой ущерб: разрушены театры, помещения школ (около 33 тыс.), вузов, гибель многих специалистов, утрата культурных ценностей. Например, из Харьковского Художественного музея были вывезены в эвакуацию наиболее ценные картины. Часть оставшихся картин была разграблена.
Восстановление культурной жизни Украины в послевоенные годы было сопряжено с большими трудностями. На культуру, как всегда, не хватало средств. Поэтому были выделены приоритеты – школы, вузы, научно-исследовательские учреждения. Без налаживания их работы восстановление экономики было невозможным.
В этих условиях осуществлялось восстановление системы народного образования. Школы возобновили работу по мере освобождения от немецких захватчиков.
С сентября 1943 года начали создаваться школы рабочей молодежи, а с сентября 1944 г. и школы сельской молодежи без отрыва от производства.
В 1950 г. полностью возрождается довоенная сеть школ, в которых обучались 6,8 млн. детей. Для материальной поддержки тех, кому родители не могли обеспечить минимум необходимого для обучения, создавался фонд всеобуча.
На протяжении этого времени возобновили работу все вузы Украины, которых в 1950 г. было 160. За 1946-1950 г. в Украине было подготовлено 126 тыс. специалистов с высшим образованием.
В первые послевоенные годы возобновилась работа научно-исследовательских учреждений Украины, преобладающее большинство которых в годы войны находилась в эвакуации. Главным научным учреждением оставалась Академия Наук УССР, возглавляемая Палладиным. Украинская наука имела ряд достижений.
В республике в 1946 г. был осуществлен пуск первого в СССР атомного реактора. Украинский ученый С. Лебедев создал лабораторию моделирования и вычислительной техники, которая положила начало исследованиям в области кибернетики. Именно в этой лаборатории в 1948-1951 г.г. была сконструирована первая в СССР Малая электронно-вычислительная машина "МЭВМ".
В конце 40-х - нач. 50-х.г.г. все больше утверждались в науке догматизм и диктат, что затрудняло, прежде всего, развитие общественных наук.
В августе 1947 г. было принято известное постановление ЦК КП(б)У "О политических ошибках и неудовлетворительной работе Института истории Академии наук УССР". В нем резкой критике были подвергнуты труды этого института, изданные перед войной и в годы войны "Краткий курс истории Украины" под ред. С.М. Белоусова, К.Г. Гуслистого, М.Н. Петровского, М.И. Супруненко, Ф.О. Ястребова, "Очерки истории Украины" под ред. М.Н. Петровского. Главным их недостатком были признаны не реальные ошибки, а то, что они составлены в антимарксистском духе, содержат в себе грубые политические искажения буржуазно-националистического характера.
Литература и искусство в послевоенный период
В идеологической работе второй половины 40-х начало 50-х годов заметное место занимали постановления партии по вопросам литературы и искусства: "О журнале "Звезда", и "Ленинград""(авг. 1946г.), "О репертуаре драматических театров и мероприятиях об его улучшении" (авг. 1946г.), "О кинофильме "Большая жизнь""(сент. 1946), "Об очерке "Великая дружба" В. Мурадели"(окт. 1848г.), в которых проявилось грубое и некомпетентное вмешательство власти в творческую деятельность, запрещение элементарной свободы творчества, неуважительное отношение к творческой интеллигенции. Это явление получило название "ждановщина" – по фамилии секретаря ЦК ВКП(б) – по идеологии Жданова.
В соответствии с решениями ЦК ВКП(б), ЦК КП(б)У также принял ряд постановлений, суть которых составляли необоснованные обвинения представителей украинской художественной культуры. Преобладали обвинения в буржуазном национализме. Обвинения были выдвинуты против Довженко ("Украина в огне"), Ю. Яновского "Живая вода"), М. Рыльского (стихи 40-х годов), И. Сенченко, П. Панча, Д. Косарика, А. Малышко, В. Сосюры и др.. За период с 1945 по 1951 г. было принято 12 партийных "драконовских" постановлений. От них пострадала элита украинской интеллигенции. Разгромные кампании, направленные против передовых научных теорий (генетики, космополитизма, кибернетики), захватили Украину.
На протяжении 1949-1952 г.г. из КП(б) Украины было исключено 22175 человек (3%), которых обвинила в украинском национализме. Исключение из партии тогда означало не только конец карьеры, но зачастую последующие репрессии.
Только в 1990 г. были отменены трагические по своим последствиям для известных российских и украинских писателей и других деятелей искусства эти постановления.
Несмотря на большие трудности в развитии культуры в послевоенные десятилетия, украинская литературы обогатилась рядом высокохудожественных произведений.
В послевоенные годы в литературу вступило поколение молодых поэтов, прозаиков, драматургов, прошедших суровую школу войны. Появились романы, повести, книги рассказов украинских прозаиков о подвиге советского народа в годы ВОВ. Этапным среди них являлся роман О. Гончара "Знаменосцы".
Этой же теме посвящены книги "Живая вода" ("Мир") Ю. Яновского, произведения П. Тычины "И расти, и действовать", М. Рыльского "Верность", "Мосты", В. Сосюры "Чтобы сады шумели", поэмы А. Малышко "Прометей", "Это было на рассвете" и т.д. В жанре юмора и сатиры работал Остап Вишня.
В послевоенный период в живописи ведущее место принадлежало произведениям, посвященным героизму советского народа в годы ВОВ (картины "Враг приближается" Т.Н. Яблонской (1945), "Черноморцы" В.Г. Пузырькова (1947), "Солдаты" (1960) и "На рассвете" (1960-61) А.М. Константиновского, "Незабываемое, 1943 год", А.А. Пламеницкого и т.д.
Историческому прошлому посвящены картины М.Г. Дерегуса (циклы "Хмельниччина" (1945) "Степь" (70-80-е г.г.), "Молодой Тарас Шевченко в мастерской К.П. Брюллова" Г.С. Мелихова (1947), "Навеки с Москвой, навеки с русским народом" М.И. Хмелько (1951-52) .
В послевоенное время возросло число художественных вузов. В 1946 г. во Львове был открыт институт прикладного и декоративного искусства.
Архитектура в послевоенные годы вступает в новый этап своего развития. Полностью были восстановлены города Севастополь, Тернополь (1945-54г.г.), были создан архитектурный ансамбль Крещатика – главной улицы Киева. В связи со строительством Каховской ГЭС возник город Новая Каховка (1951-54 г.г.). Градостроительству этого времени присущи поквартальная застройка, ориентация на создание законченных архитектурных ансамблей. Фасады декорировались различными архитектурными формами классики в сочетании с элементами и мотивами украинского барокко.
Возникли новые типы общественных зданий (Дом техники в Луганске, 1954 г.); киноконцертный зал им. М.И. Глинки в Запорожье, 1948-53 г.г., первый автовокзал междугородней связи в Харькове и т.д.
В послевоенное десятилетие создано более 1 тыс. проектов планировки и застройки сел республики.
На западно-украинских землях, которые были присоединены в предвоенные годы, была очень сложная обстановка. Шла партизанская война, которую вела УПА. Однако, несмотря на это, туда направлялись специалисты, учителя. Только в сельские школы западно-украинских областей было направлено почти 44 тыс. учителей.
В 1946 г. был проведен Львовский церковный собор греко-католиков, на нем под давлением партийных и советских органов было принято решение о ликвидации Брестской унии 1596 г. и полном разрыве с Ватиканом о присоединении к русской православной церкви. Греко-католическая церковь ушла в подполье.
1949 г. – убийство Я. Галана укр. националистами.
Таким образом, послевоенное время (конец 40 начало 50-х годов) было крайне противоречивым в развитии культуры:
- восстановление системы народного образования, переход в 1953 г. к обязательному семилетнему образованию;
- возобновление работы Киевского, Харьковского, Одесского университетов и других вузов, открытие университета в Ужгороде;
- возрождение научных учреждений, прежде всего АН УССР;
- появление произведений, посвященных войне и жизни людей в мирное время. Особенно плодотворно работали поэты – П. Тычина, В. Сосюра, М. Рыльскй, прозаики – Яновский и О.Вишня, художники А. Шовкуненко, М. Перегуз, Т. Яблонская.
Были восстановлены театры, работали киностудии художественных фильмов в Киеве, Одессе и Ялте.
В то же время культура находилась под открытым партийным контролем – он усиливался – "ждановщина".
Дата добавления: 2015-01-13; просмотров: 1395;