Режимы аэроионотерапии и аэроинопрофилактики
Поиск оптимальных доз АИ кислорода был начат А. Л. Чижевским в 1918-1919 гг., а затем изучался им и его последователями в наблюдениях над собой, здоровыми и больными людьми, а также животными. Однако после ареста А. Л. Чижевского в исследованиях по аэроионотерапии возникла 50-летняя пауза, и сейчас этот метод используется крайне редко.
Первые предложения А. Л. Чижевского применять отрицательные АИ в медицине встретили немало противников. Нашлись оппоненты и у термина «аэроионотерапия», предложенного в 1926 г. Перед электроэффлювиальными люстрами возникли «боязнь новизны» и «боязнь дозы», ибо для получения АИ кислорода используется весьма высокое напряжение (от 25 до 120 киловольт). Появились предостережения даже против естественных концентраций АИ (1000 - 10000 в 1 см3), хотя известно немало мест на Земле, где число АИ достигает нескольких десятков тысяч, а около водопадов и в шторм у моря их количество доходит до 100 тыс. Однако и здоровые, и больные люди ощущают при этом благотворное влияние избытка АИ. Такие местности А. Л. Чижевский называл электрокурортами.
Несмотря на множество оппонентов, аэроионотерапия еще в довоенные годы была апробирована во многих странах мира, что заставило замолчать сторонников «противопоказаний». Ни один исследователь не смог доказать, что АИ кислорода в природных концентрациях (1-10 тыс. в 1 см3) наносят вред здоровому или больному организму. Разрешение для аэроионизации помещений в таких дозах требуется не больше, чем для открывания форточки или прогулки на свежем воздухе.
Боязнь передозировки АИ кислорода не обоснована. Кровь не может связать больше кислорода, чем это обусловлено количеством гемоглобина. Лишь около 3 % кислорода физически растворено в плазме, а остальные 97% связываются гемоглобином. Всё, что не связывается кровью, выдыхается обратно. А. Л. Чижевский и его сотрудники месяцами находились в помещениях с большим избытком АИ кислорода,., и никто из них не жаловался на ухудшение здоровья. Об этом же говорит и наш 10-летний опыт работы в лаборатории с большим количеством АИ кислорода (150-300 тысяч в 1 см3).
Кроме того, существует саморегуляция потребления АИ организмом. При повышенном содержании в воздухе АИ кислорода увеличивается отрицательный заряд человека, а это уменьшает восприятие отрицательных АИ. Наличие такой саморегуляции позволяет не бояться передозировки.
В своей последней прижизненной монографии «Аэроионификация в народном хозяйстве» (1960) А. Л. Чижевский суммировал результаты аэроионотерапии 34 отечественных и зарубежных исследователей. Они использовали аэроионизаторы с генераторами напряжением от 20 до 100 киловольт, которые создавали в воздухе от 104 до 108 отрицательных АИ в 1 см3. Продолжительность сеансов колебалась от 5 минут до суток в зависимости от интенсивности аэроионизации помещения. Число сеансов у разных авторов колебалось от 10 до 30.
В зависимости от концентрации АИ кислорода и времени их действия А. Л. Чижевский различает несколько дозировок.
Профилактической и гигиенической дозой он считает концентрацию 1-10 тысяч АИ в 1 см3, т. е. такую, которая имеется в «живом» воздухе за городом. По нашему мнению, эту дозу можно называть оздоравливающей. Аэроионизацию подобной интенсивности можно осуществлять круглосуточно во всех обитаемых помещениях. Можно лишь мечтать о том, чтобы такая концентрация АИ. была во всех квартирах и рабочих помещениях, что превратило бы их в электрокурорты и обеспечило оптимальный электрообмен в организме.
Терапевтическими дозами А. Л. Чижевский считает концентрации АИ от 104 до 107 в 1 см3. Продолжительность сеансов при подобной аэроионизации колеблется у разных авторов от 5 до 60 минут.
Наконец, он выделяет стимулирующую концентрацию - от 105 до 108 АИ в 1 см3, которую используют кратковременно (это время у разных исследователей сильно варьирует).
Обращает на себя внимание то, что большинство исследователей, в том числе и А. Л. Чижевский, проводили довольно кратковременные сеансы. Вероятно, это было связано с первоначальным неприятием метода, выискиванием противопоказаний и осложнений при аэроионотерапии. По-видимому, это и заставляло автора способа проявлять осторожность. Однако последующие наблюдения А. Л. Чижевского показали, что даже высокие концентрации АИ кислорода никаких осложнений не вызывают.
Из чего же исходил А. Л. Чижевский при подборе оптимальных доз? Свои соображения он изложил в сообщении, направленном на первый Международный конгресс по биофизике в Нью-Йорке в 1939 году (поездку туда ему не разрешили). Он предложил для этой цели биологическую единицу аэроионизации (БЕА). БЕА - это количество АИ кислорода, которое человек вдыхает за сутки при дыхании «живым» воздухом.
Для определения БЕА был использован очень простой расчет. При каждом вдохе взрослый человек вдыхает около 500 мл воздуха. За сутки при 16 вдохах в минуту количество вентилируемого воздуха составит около 12м . Однако до альвеол легких из 500 мл объема вдоха не доходит примерно 150 мл, которые остаются в «мертвом» пространстве (трахее и бронхах разного калибра), где не происходит газообмен, поэтому суточный объем вентиляции уменьшается до 8 м3. В 1 см3 «живого» воздуха содержится около 1 тысячи АИ кислорода и до альвеол за сутки их доходит примерно 8-109.
Именно эту величину А. Л. Чижевский предлагает принять за 1 БЕА. По его мнению, такое количество отрицательных АИ способно обеспечить оптимальный электрообмен с воздушной средой. Он считает, что для здоровых людей профилактическая доза за сутки должна быть равна 2-3 БЕА.
Лечебная доза АИ кислорода, по мнению А. Л. Чижевского (1959), за сеанс должна составлять не менее 20 БЕА. При содержании в воздухе 1 миллиона отрицательных АИ эта доза может быть получена за 30 минут, 500 тысяч - за 1 час, при 250 тысяч - 2 часа, при 125 тысяч - за 3 часа, при 62 тысячах - за 4 часа и при 31 тысяче - за 5 часов. Отсюда ясно, что вопрос о дозировке решается просто: чем больше в воздухе отрицательных АИ, тем короче сеанс. Разумеется, что наилучшим для здоровья является круглосуточное пребывание в «живом» воздухе.
Хорошие результаты аэроионотерапии наблюдаются и при большем, и при меньшем количестве отрицательных АИ. В воздухе электрокурортов концентрация АИ кислорода достигает 100 тыс. в 1 см3, т. е. за сутки человек вдыхает около 100 БЕА - в 5 раз больше лечебной дозы. Однако и такая интенсивная аэроионизация действует благоприятно. Ухудшения самочувствия при отдыхе в горах или на море никто не отмечает.
Как уже говорилось, современный человек 90 % своей жизни проводит в помещениях, т. е. цивилизация заставляет нас постоянно существовать в условиях аэроионного голода. Борьба с этим голодом возможна только за счет аэроионопрофилактики - путем аэроионизации квартир, общественных и производственных помещений.
О необходимости широкого внедрения аэроионификации в жизнь свидетельствуют и результаты нашего иридологического обследования жителей города Саранска. Как уже отмечалось, пациенты были в возрасте 20-40 лет и считали себя здоровыми. Однако мы смогли признать здоровыми менее 1 % обследованных людей. У остальных 99 % выявлены иридологические признаки различных заболеваний или предрасположенности к ним, что неизбежно нарушает электрообмен в организме и требует постоянного поступления оптимального количества АИ кислорода (электрической «подпитки»), а это реально лишь при аэроионификации помещений.
Примерно с 1990 года интерес к проблеме аэроионификации стал возрождаться, и в ряде городов начали производить ионизаторы воздуха (Саранск, Санкт-Петербург, Москва, Калуга, Казань, Орел, Ульяновск, Набережные Челны, Челябинск, Оренбург, Волгоград).
Мелкосерийный выпуск аэроионизаторов начат в Саранске с 1990 года, а в последнее время он осуществляется серийно Научно-производственным центром «Альфа-Ритм». Они приобретаются больницами, различными учреждениями и жителями России и ряда зарубежных стран. В настоящее время большинство больниц Саранска оснащены электроэффлювиальными аэроионизаторами, которые заметно улучшают результаты лечения. Сейчас Саранск по использованию аэроионотерапии и аэроионопрофилактики является, видимо, одним из лидеров России. Однако производство ионизаторов воздуха затрудняется кризисным состоянием нашей экономики, а их сбыт сдерживается недостатком знаний об их благотворном действии, а также тяжелым финансовым положением населения, промышленных и сельскохозяйственных предприятий.
Открыв вредное влияние на здоровье «мертвого» воздуха, А. Л. Чижевский 40 лет своей жизни посвятил исследованию аэроионификации и расшифровке механизма благотворного действия отрицательных АИ. Еще в довоенные годы он предложил практические способы аэроионизации квартир, производственных помещений, приточно-вытяжной вентиляции и кондиционеров (их воздуховоды почти полностью поглощают АИ кислорода). Для улучшения экологии воздуха городов он разработал способ аэроионификации фонтанов.
А Л. Чижевский обдумывал также идею аэроионификации улиц путем установки электроэффлювиальных излучателей на высоте второго этажа. Применение такого способа позволило бы бороться с вредными аэрозолями и промышленными выбросами, создавать в городах электрический режим приморских и горных местностей. «Конечно, это дело будущего, - писал А. Л. Чижевский (1934), - но начать разрабатывать данную проблему можно уже теперь. Начав с малого, можно будет впоследствии постепенно превращать наши здания и города в электрокурорты. И это, конечно, осуществится».
По нашему мнению, аэроионопрофилактика, препятствуя электроразрядке клеток, улучшая их обмен веществ и повышая гидрофильность их коллоидов, способна подарить каждому человеку здоровье и дополнительные годы активной жизни за счет замедления развития атеросклероза, предотвращения сердечнососудистых катастроф, онкологических и других заболеваний.
Дата добавления: 2015-02-25; просмотров: 695;