Система философии Аристотеля
Аристотель - ученик Платона. Философию Аристотель делит на 2 вида: первая философия и вторая. Первая философия – метафизика. Вторую, предметом которой является природа, соотносит с физикой. Предметом метафизики является исследование первоначал в мире, познание бытия как такового, познание субстанции (первооснов мира), познание сверчувственной субстанции и Бога.
Центральная категория учения Аристотеля - "эйдос" (заимствована у Платона с дополнениями). У каждой вещи есть своя идея. Идея вещи находится внутри самой же вещи. Люди находятся в пещере и заключены в оковы чувственного познания. Аристотелевская материя двояка:
1. бесформенное вещество (первоматерия),
2. то, из чего вещь состоит.
Материя - потенциальная возможность возникновения многообразия вещей. Чтобы вещь стала действительна, ей нужно придать форму (эйдос). Форма - это сущность вещи. Каждая вещь имеет причину происхождения и целевое предназначение.
4 причины первоначал:
1) формальная (отвечает на вопрос «Что есть?»)- это сущность всех вещей
2) материальная (Из чего?)- из этого первоначала состоят все вещи
3) движущая или действующая (Что есть начало движеия?) – Ответ – Бог, хотя он неподвижен.
4) Целевая или финальная (зачем? Для чего?) – Бесцельных вещей в природе нет. Цель определяется Богом.
Мировоззрение Аристотеля телеологично - все процессы имеют смысл и обладают внутренней целенаправленностью и завершенностью.
Ар. признавал объективное существование материи. Он считал ее вечной. Однако сама по себе она инертна и пассивна. Ар. делит сущности на низшие и высшие. Низшие сущности состоят из материи и формы. Материя как и у Платона – это первичный материал. Придает же материи актуальное состояние форма. Т.о., Ар. понятие идеи заменяет на понятие формы. Форма, согласно Ар. – это активное начало, начало жизни и деятельности. Высшие сущности он называет чистыми формами. По сути дела, чистые формы есть ничто иное как идеальные сущности. Наивысшей сущностью Ар. считает чистую, лишенную материи форму – Перводвигатель, который служит источником жизни и движения всего космоса. Ар. проводит классификацию причин бытия и выделяет 4 вида причин: Материальные, то, из чего состоят вещи. Формальные, в которых форма проявляет себя. Каждая вещь есть то, что она есть. Действующие или производящие – рассматривающие источник движения и превращения возможности в действительность. Целевая или конечная причина, отвечающая на вопросы “Почему?” и “Для чего?”. Разум составляет основное начало этой души. Он не зависит от тела, бессмертен и находится в тесной связи с вселенским разумом. Центральное понятие аристотелевской этики – добродетель. Ар. разделял добродетель на два главных вида: дианоэтические (интелектуальные) и этические (волевые).
Аристотель сформулировал три закона логики: 1) Закон тождества- каждая мысль должна быть тождествена самой себе. 2) Закон противоречия - две противоречивые мысли не могут быть вместе истинными.
3) Закон исключенного третего - из двух суждений из которых одно утверждаетчто либо о предмете, а другое это самое отрицает, одно будет обязательно истинным, а не третье. Формы мышления представляют собой способы отражения мысли. Аристотель писал о 2 видах умозаключения: индукция и дедукция. Ар считал, что главным в его логике явл теория дедукции. Дедукция - это умозаключение, которое происходит от общих суждений к частным единичным выводам. Ар вывел условия, при которых вывод в любом умозакл будет истинным. Таких требований два: 1) Посылки должны быть истинными суждениями 2) В умозакл связь между посылками должна осуществляться с соблюдением всех правил логики.
Аристотелю принадлежит заслуга разграничения наук, и для каждой из наук определена область исследования. Теоретические науки: 1) Метафизика - изучает первопричины всех вещей, первоначало всего сущего 2) Физика - изучает состояние тел и определенные материи 3) Математика - изучает абстрактные свойства реальных вещей. Практические науки: 1) Этика 2) Экономика 3) Политика. Науки об обществе (творческие): 1) Поэтика 2) Риторика - теория ораторского искусства 3) ремесленное искусство.
Смысл жизни – совершенствование самого себя.
Дата добавления: 2015-01-13; просмотров: 1574;