Социология брака и семьи
Социология брака и семьи изучает: типы социальных отношений, характерные для семьи; факторы, определяющие численность и структуру семейной общности, связь семьи с другими социальными общностями и сферами социальной жизни; общественные функции семьи и ее особенности как социального института и психологической группы; мотивации браков и разводов, а также социальные и психологические факторы, способствующие планированию семейной жизни, возникновению и преодолению внутрисемейных конфликтов, интеграции и дезинтеграции семьи; исторические типы и формы брачно-семейных отношений, тенденции и перспективы их развития.
Брик и семья — исторически изменяющиеся явления. Их общественное содержание, т. е. то, что свойственно им как разновидности общественных отношений и социальных институтов, находится в сложном взаимодействии с естественно-биологической, инстинктивной природой половой потребности.
Социальное содержание брака неоднородно по своему характеру: оно включает как экономическую, так и психологическую сторону. Экономическая сторона — это следствие половозрастного разделения труда в общественном производстве и домашнем хозяйстве. Психологическая сторона брака имеет своим источником как особенности социально-экономической и культурной жизни общества, так и половой диморфизм, оказывающий влияние на потребности, чувства, черты характера и в какой-то мере даже на способности и вкусы мужчины и женщины. Однако в главном своем содержании духовная жизнь человека зависит от социальной (в антагонистическом обществе — классовой) направленности и уровня его интеллектуального и эмоционального развития.
В браке и супружеских отношениях находит проявление как естественная, так и социальная природа человека, как материальная (общественное бытие), так и духовная (общественное сознание) сфера социальной жизни. Поэтому сущность и специфику брака нельзя сводить лишь к наличию половой связи.
Брак—это исторически изменяющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности.
Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей. Внутрисемейные отношения могут быть как персональными (например, отношения между матерью и сыном, братом и сестрой), так и групповыми (например, отношения между родителями и детьми или в «неразделенных», больших семьях—между супружескими парами, детьми разных отцов и т. д.).
Семья — это социальный институт (с точки зрения общественного санкционирования брачно-семейных отношений) и в то же время обладающая исторически определенной организацией малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
В этом определении особенно важны следующие моменты: 1) социально-историческая обусловленность семейных отношений и семейной организации; 2) наличие в семье наряду с общими для всех социальных явлений черт и качеств ряда специфических особенностей (малочисленность семейной группы, близость родства, общность быта, взаимная моральная ответственность); 3) то, что существование семьи и ее специфическая, социальная функция являются следствием объективной необходимости, связанной с одной из двух важнейших форм производства и воспроизводства непосредственной жизни10.
Поскольку жизнь в семье связана с общностью если не всего материального обеспечения, то, по крайней мере быта и совместной материальной заботой о нетрудоспособных родственниках, постольку между членами семьи неизбежно складываются определенные хозяйственно-экономические отношения.
Психологические отношения между членами семьи, так же как и супружеские, могут иметь нравственное, эстетическое, религиозное и политическое содержание. Поскольку же брак, лежащий в основе данной семьи, санкционируется не только моралью, но и правом, постольку внутрисемейные отношения подвержены и правовому регулированию.
Главной духовной силой, скрепляющей семью, является чувство родства. Родство далеко не всегда ограничивается лишь пределами семьи, но истоки его находятся в семье, и проявляется оно, прежде всего во внутрисемейных отношениях.
Система семьи в принципе стабильна (хотя степень и критерий; ее стабильности различны в различные эпохи). Ее прочность и устойчивость могут обеспечиваться за счет как внешних по отношению к ней факторов: права, религии, общественного мнения (в этом случае семья рассматривается в качестве социального установления — института), так и внутренних связей, в которых реализуется взаимная эмоциональная или экономическая заинтересованность (в этом случае семья уже должна описываться и определяться как малая группа, причем не только в психологическом, но и в социальном значении данного термина).
Местоположение семьи не сводится лишь к родственным отношениям, а предполагает и совместное проживание родственников (или по крайней мере какой-то части их), а следовательно, и наличие общих элементов быта. Экономическая взаимопомощь и поддержка, членов семейной группы, разделение труда между ними также осуществляются главным образом в определенных локальных границах, в рамках семейного домашнего хозяйства.
Структура семьи — это способ обеспечения единства ее основных элементов, т. е. составляющих ее половозрастных групп и отдельные лиц. Характер семейной структуры определяется в конечном счете социально-историческими условиями, Семейная власть может основываться на экономическом преобладании или моральном авторитете, исходить из традиционных представлений о структуре семьи или оценки существующего в данной конкретной семье положения, сосредоточиваться в одних руках или распределяться между несколькими взрослыми членами семьи.
Со структурой семьи тесно связаны порядок и уклад ее жизни, её обычаи и традиции, а также ее взаимоотношения с другими семьями и со всем обществом.
Социальные функции семьи имеют два основных источника: потребности общества и специфику самой семейной организации. Общество на любой ступени своей истории нуждается в воспроизводстве населения, поэтому оно всегда заинтересовано в семье как форме организации этого воспроизводства.
Воспроизводство населения не сводится к деторождению. Это не только физическое, но и духовное воссоздание общества, не только рождение, но и соответствующее воспитание детей. А для этого необходима семья.
В целях воспитания общество заинтересовано в сохранении, развитии и всемерном использовании тех эмоциональных связей между родителями и детьми, которые являются следствием самого факта деторождения.
Среди социальных функций семьи необходимо различать такие, которые связаны с самой сущностью и спецификой семьи и которые никакой другой социальный институт в данных конкретных исторических условиях выполнять не может, и такие, к выполнению которых семья лишь «приспособлена» наряду с другими социальными организациями.
К первой группе относятся воспроизводство населения и связанная с ним деятельность семьи, ко второй — такие функции, как, например, накопление собственности, представительство в экономических и юридических отношениях с государством и т. д.
Дата добавления: 2015-02-19; просмотров: 950;