Наука в системе социальных ценностей
В период преднауки ученых отличало бескорыстное стремление к поиску истины. Начиная с 17 в. наука все больше ориентируется на принесение практической пользы обществу, материальному производству. Постоянно увеличивается финансирование науки. Соответственно, вся система науки ставится под контроль тех, кто имеет власть и деньги. Ученые настаивают на автономии науки, отстаивают свое право самостоятельно выбирать проблематику исследований и распределять отпускаемые им средства. Они также считают, что дело ученого – исследовать, открывать, проектировать, а за практическое применение результатов научной деятельности несут ответственность политики и производственники.
Противники автономии науки выдвигают принцип социального контроля над научной деятельностью. Они утверждают, что большинство ученых являются узкими специалистами, не способными оценить общественные потребности. Общество должно контролировать, как ученые тратят отпускаемые деньги. Оно должно запрещать негуманные и аморальные средства и методы исследования, эксперименты, последствия которых несут угрозу существованию человечества. Ученый должен нести ответственность за результаты и последствия своей деятельности, добиваться, чтобы научные открытия не были использованы в антигуманных целях. В настоящее время идея социальной ответственности учёных получает всеобщее признание.
Поскольку наука вызывает у общественности двоякие чувства, постольку сформировались два противоположных подхода к ее оценке: сциентизм и антисциентизм (сайентизм и антисайентизм). Сциентизм– это идейная позиция, выражающаяся в высокой оценке науки и ее роли в обществе. Считается, что наука должна быть эталоном для других видов деятельности. Только дальнейшее развитие науки, прежде всего, естественно-математического и технического знания, может спасти человечество от бед, порожденных научно-техническим прогрессом. Принижаются или вовсе отрицаются социально-гуманитарные науки.
Антисциентизм – это идейная позиция, сторонники которой подвергают резкой критике науку и технику, которые, по их мнению, не в состоянии обеспечить социальный прогресс, улучшение жизни людей. Современная наука пугает людей втянутостью в милитаристские проекты, возможностью вызова таких отрицательных последствий открытий и изобретений, которые поставят под угрозу дальнейшее существование человечества (имеется в виду создание в лабораториях опасных вирусов и бактерий, рабство под властью машинного интеллекта, поголовное «зомбирование» и т.п.). Под влиянием антисциентистских настроений в киноискусстве возник стереотип учёного-злодея, который из корыстных или человеконенавистнических соображений готов погубить весь мир. Антисциентизм считает, что необходимо ограничить дальнейшее развитие науки, развивать духовную культуру и нравственность людей.
4. Техника и её роль в истории цивилизации
Техника – это искусственно созданные предметы и способы деятельности, которые используются людьми для достижения какой-либо цели, извлечения пользы.Из определения видно, что техника существует в двух видах. Первый вид – предметная техника: разнообразные орудия, машины, аппараты и т.п., являющиеся дополнением к человеческому телу и увеличивающие силы и возможности человека. Предметная техника непрерывно развивается человеком, совершенствуется, на неё переносится всё большее количество функций, которые ранее выполнялись людьми. Ступени развития техники образуют следующую цепочку:
1) ручные орудия, требующие от человека физических усилий;
2) механизмы, машинная техника, работа которых замещает физический труд человека;
3) автоматизированные системы – самоуправляемые устройства, частично или полностью освобождающие человека от умственной работы по выполнению управляющих функций.
В зависимости от того, в какой сфере труда техника используется, её подразделяют на промышленную, сельскохозяйственную, бытовую, медицинскую, учебную, научную, военную и др.
Второй вид техники – исполнительская техника, то есть способы, приёмы деятельности, мастерство выполнения действий, например, агротехника, техника мышления, техника пения, техника плавания или бега и т.п. Это техника знаний и умений, закреплённая в психике человека. Исполнительскую технику называют также технологией.
Человек неразрывно связан с техникой. С изготовления примитивных каменных орудий началось становление человека. С тех пор техника – это его образ жизни. С её помощью люди мыслят, общаются, передвигаются, работают, отдыхают, воюют, лечатся и калечатся, рождаются и умирают. Техника является продолжением и дополнением человека, его, так сказать, социальным органом (подобно тому, как крылья орла или клыки тигра являются биологическими органами этих животных). Если животные приспосабливаются к окружающей среде, изменяя свои органы, то человек не меняет своё тело, а изготавливает искусственные органы, увеличивающие его силы и способности. С помощью техники человек защищается от природы и приспосабливает её к своим нуждам.
В ходе истории идёт постоянно растущая технизация среды обитания человека. Современную рукотворную среду обитания человека называют техносферой. Технические новшества вызывают серьёзные изменения не только в экономике, но и в образе мышления, образе жизни людей, всей системе общественных отношений.
Отношение человека к технике неоднозначно. Позиция, отражающая восхищение техникой, называется техницизмом.Для техницизма характерна вера в то, что посредством развития техники можно успешно разрешить все проблемы человеческого существования.
Противоположное, критичное отношение к технике – антитехницизм. Антитехницизм считает технический прогресс пагубным для человечества и указывает на следующие его отрицательные последствия и опасности.
1) Технический прогресс обедняет духовную жизнь человечества. Он выдвигает в центр внимания людей заботу о материальной жизни, о развитии и приобретении всё новой техники. Люди всё меньше думают о душе. Стандартизируя условия жизни людей, техника уничтожает национальное своеобразие культур, особенности духовной жизни народов, обезличивает человека.
2) Технический прогресс превращает человека в раба техники. Используя технику для облегчения жизни, попадаешь в зависимость от неё, утрачиваешь свободу действий. Современный человек ощущает себя придатком колоссальной машины, которая задаёт ему определённый темп и ритм жизни, навязывает правила поведения. Даже простая прогулка по городу регулируется сигналами светофоров. Сейчас 80-90% новой техники создаётся не для обслуживания человека, а для обслуживания всё более сложной техники. Получается, что технический прогресс не столько сберегает человеческий труд, сколько изменяет его направленность: раньше человек работал на себя, теперь – всё больше на технику.
3) Технический прогресс грозит экологической катастрофой.
4) Велика вероятность самоуничтожения человечества в результате неосторожного обращения с атомной техникой.
5) Существует угроза самоотравления человечества разнообразной «химией».
Если не бросаться в крайности техницизма и антитехницизма, то следует признать, что техника, как и любое явление, имеет положительную и отрицательную стороны. С одной стороны, она делает нашу жизнь легче, комфортней, разнообразней. С другой стороны, техносфера, действительно, наносит значительный вред биосфере, забитость техникой всего потока жизни умножает катастрофы, аварии, трагические происшествия, стремительное развитие техники вызывает рост количества психических расстройств и т.д. Однако опасным для человека является не технический прогресс, а сам человек, потому что недостаточно хорошо рассчитывает и управляет техническим прогрессом. А из-за эгоистичных и агрессивных инстинктов технические изобретения зачастую используются не во благо человечества. Технический прогресс при всей его жёсткости не остановим, однако его нужно сочетать с нравственным совершенствованием человечества.
Дата добавления: 2015-02-19; просмотров: 1161;