ДЕМОКРИТ из Абдеры (460 — около 370 до н.э.) — древнегреческий философ, ученый-энциклопе­дист, ученик Левкиппа.

ДЕМОКРИТ из Абдеры (460 — около 370 до н.э.) — древнегреческий философ, ученый-энциклопе­дист, ученик Левкиппа. Основатель первого на Западе исторического типа философского и научного атомиз­ма. Совершал путешествия в Египет, Вавилон, Персию, Аравию, Эфиопию, Индию. По названиям известны 70 сочинений Д. ("О природе человека", "Малый мирострой", "Об идеях", "О цели" и др.), из которых сохрани­лись многочисленные (около 300) фрагменты. Вклад Д. в развитие философских идей весьма велик, но самым

главным является, безусловно, его учение об атомах. В традиционное для античности представление о перво­начале Д. ввел идею плюральности и множественности, объявляя в качестве этого первоначала предельно мел­кие материальные частицы, которые нельзя непосред­ственно ощутить с помощью органов чувств. Этому мельчайшему первоначалу Д. устанавливает своего ро­да предел деления, которое на определенной стадии становится более невозможным. Именно отсюда и про­исходит название частицы atomos (греч.) — неделимый. Идея плюрального, множественного, бесконечно мало­го, не воспринимаемого органами чувств и имеющего предел деления первоначала позволила Д. разрешить целый ряд проблем науки и философии того времени: в частности, ответить на вопрос о причинах множествен­ности и разнообразия вещей, единства и материальнос­ти мира, единства телесного и материального, а также объяснить суть процесса познания. Отсутствие атомов, по Д., есть пустота (небытие), бесконечное пространст­во, благодаря которому и в котором осуществляется ха­отическое движение атомов. Атомы неделимы (из-за твердости), не имеют качеств, различаются по величи­не, форме, фигуре и весу, месторасположению и поряд­ку (очертание, поворот и соприкасание), находятся в пустом пространстве и вечном движении. Вследствие их соединения и разъединения возникают и гибнут ми­ры и вещи. (Космогония Д. аналогична взглядам Лев­киппа о космических вихрях, порождающих бесчислен­ные миры.) Время у Д. не имеет начала. По Д., все со­вершается по некоей неясной и непостижимой необхо­димости (судьбе) и для человека фактически тождест­венно случайности. Познание причин явлений — смысл подлинного философского познания. Согласно Д., предпочтительнее "найти одно причинное объясне­ние, нежели стать персидским царем". Душа — вопло­щение стихии огня — состоит из особых мельчайших круглых и гладких атомов, распределенных по всему телу. Д. впервые употребил термин "микрокосм", про­ведя аналогию между космосом и организацией челове­ческого организма. Боги существуют в виде соедине­ний огненных атомов и живут дольше людей, не будучи бессмертными. Органом мышления выступает исклю­чительно мозг. Ощущения возникают благодаря про­никновению в душу исходящих от вещей "образов" ("идолов"). От предметов, которые видят люди, считает Д., отделяются маленькие, невидимые частицы и (опре­деленным образом соединенные) проходят через пусто­ту, попадая в виде отпечатка на сетчатку глаза, а затем начинается работа ума. Высшее благо — блаженство, достигаемое обузданием желаний и умеренностью об­раза жизни. Д., по-видимому, первым разграничил при­кладные искусства, предполагающие обучение, и худо-

жественное творчество, требующее рационально не объяснимого вдохновения. Атомистическая концепция Д. оказала большое влияние на историю философской и научной мысли, сделав "атом" своего рода принципом объяснения существования, движения, рождения и ги­бели материальных тел.

Т.Г. Румянцева








Дата добавления: 2015-01-13; просмотров: 945;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.