Жиль Делез

Энциклопедия "История философии" предлагает читателю комплексное ана­литическое рассмотрение историко-философской традиции и включает в себя бо­лее семисот статей, посвященных феноменам классической, неклассической и пост­неклассической философии.

Предметная специфика данного издания обусловила и особенности его струк­туры: прежде всего, в словник энциклопедии вошли номинации, отражающие имена, понятия и тексты, определившие собою как те или иные эпохи в истории философской мысли, так и поворотные моменты ее развития. Несмотря на необ­ходимость селекции материала (вызванной объемом однотомного издания), в эн­циклопедии особенно подробно представлены те феномены философской тради­ции, которые находились в фокусе философского интереса на протяжении и клас­сического, и неклассического, и современного (постнеклассического) периодов ее истории, т.е. те, которые могут быть обозначены как сквозные по отношению к исторической эволюции философии как таковой.

Важнейшими презумпциями редакторской концепции данного издания явля­ются:

1) презумпция предметной целостности: энциклопедия ставит перед собой за­дачу не только фиксации как можно более полной и подробной — тезауруса фи­лософской традиции, но и рассмотрения последней в качестве целостного фено­мена, обнаружения основных тенденций его исторической динамики и социо­культурной детерминации (см., например, статьи "Классика — Неклассика — Постнеклассика", "Лингвистический поворот", "Модернизм", "Постмодер­низм" и др.);

2) презумпция актуальности: редакционная коллегия издания придерживалась той точки зрения, что в современных условиях необходимо ориентироваться не только на воспроизведение классического философского канона, но и на демонст­рацию тех тенденций его переосмысления, которые характерны для культуры постмодерна: так, особое место в структуре энциклопедии занимает блок статей, посвященных феноменам философской традиции, которые, относясь к предшест­вующим периодам развития культуры (вплоть до античности) и будучи, казалось бы, сугубо периферийными феноменами в культурном пространстве прошлого, в контексте постмодернистской философии получают "второе дыхание", актуали­зируясь в ином, подчас совершенно неожиданном качестве. Например, парадигма

стоицизма в принципиально нетрадиционном ключе переосмыслена в филосо­фии постмодернизма; понятие "эон" получило новаторскую интерпретацию в рамках концепции "переоткрытия времени" (см. Эон, Событийность, Переот­крытие времени);традиционные формы юмизма радикально трансформированы в методологии "трансцендентального эмпиризма" Ж.Делеза (см. Юм, "Транс­цендентальный эмпиризм");идея логоса вновь оказалась в фокусе философско­го интереса в контексте постмодернистской критики логоцентризма европейской культуры; понятие интенциональности (см. Интенциональность, Логос, Лого­центризм, Логотомия, Логомахия, Постметафизическое мышление),разрабо­танное в свое время средневековой схоластикой, обрело новое звучание в филосо­фии 20 в. (см. Схоластика, Брентано, Гуссерль);деизму как явлению культуры западного образца дается сегодня совершенно новое объяснение в свете идей со­временного неодетерминизма (Неодетерминизм);ницшеанская парадигмальная фигура "воли к власти" вновь актуализируется (и воспринимается иначе) в свете постмодернистской концепции "воли к истине" (Воля к власти, Истина);фено­мен телесности радикально по-новому трактуется в методологии шизоанализа (Тело, Телесность, Шизоанализ) и т.д.

3) презумпция плюрализма: как в плане вариабельности предложенных интер­претаций, так и с точки зрения широты представленного материала (энциклопедия существенно расширяет диапазон аналитики философии 20 столетия, делая пред­метом философского осмысления те феномены современной ментальной традиции, которые до настоящего времени не рассматривались с точки зрения их философ­ской размерности, а также вводит в философский оборот многие до настоящего вре­мени системно не анализировавшиеся феномены восточно-славянской и латиноа­мериканской философских традиций, в известной мере восполняя тот имеющийся в энциклопедических изданиях пробел в рассмотрении неклассической и постне­классической философии, который определяется ее осмыслением на материале су­губо западно-европейской культуры: см., например, статьи Быков, Дуссель и др.);

4) презумпция концептуальной системности: при авторском характере статей энциклопедии и достаточно широкой вариабельности интерпретационных пози­ций, нашедшей свое отражение в содержании конкретных статей, редакционная коллегия, тем не менее, ориентировалась на необходимость концептуального и методологического единства издания в целом;

5) презумпция академизма, предполагающая отказ от каких бы то ни было форм политико-аксиологической ангажированности.

Создание книги осуществлено в рамках энциклопедического проекта, инициированного директором издательства "Интерпрессервис" И.С. Фалько и директором издательства "Книжный Дом", кандидатом философских наук С.В. Кузьминым. В свет уже вышли энциклопедия "Постмодернизм" и "Новейший философский словарь", а к выпуску готовятся еще семь оригинальных энциклопедических изданий.

Тексты энциклопедии не содержат сокращений, помимо общеупотребитель­ных; отсутствие инициала перед фамилией означает отсылку к соответствующей статье энциклопедии.

Научные редакторы выражают благодарность Е.А. Завадской и Б.Л. Рубин­штейну за помощь в создании энциклопедии "История философии".

А.А. Грицанов, Т.Г. Румянцева, М.А. Можейко, А.И. Мерцалова

А








Дата добавления: 2015-01-13; просмотров: 1174;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.