и ландшафтной архитектуры
Процесс урбанизации (от лат. urbanus – город), то есть территориальный рост городов, а так же распространение городского образа жизни, начался несколько веков назад. Развитие науки, техники и масштабов хозяйственной деятельности человека привели к глобальным последствиям экологического характера (см. приложение, табл. 1). По мере роста городов выявлялись и обострялись такие проблемы, как загрязнение воздуха, почвы и водоемов, удаление и утилизация хозяйственно-бытовых и промышленных отходов, изменение теплового и шумового режима территорий, уменьшение видового разнообразия флоры и фауны.
Появление первых крупных городов привело к преобразованию и загрязнению окружающей природной среды, как на городских, так и на прилегающих к ним территориях. Распахивались земли, уничтожался растительный покров, прокладывались дороги и каналы, сооружались водохранилища, строились здания и сооружения. Вокруг городов уже в период античности были полностью вырублены леса, нарушен естественный характер ландшафта и вытоптана растительность. Частично это было связано с необходимостью возведения фортификационных сооружений, частично – с использованием древесины в качестве строительного материала.
Подобное вмешательство в естественную природную среду приводило к ухудшению качества микроклиматических показателей городской среды (температурно-влажностного и аэрационного режима) и повышению уровня загрязнения всех агрегатосфер (воздух, вода, почва). Для восстановления комфортных для проживания параметров городской среды, а так же с целью повышения ее эстетических качеств, на территории городов и их пригородов были основаны парки, скверы, сады и другие элементы, совокупность которых сформировала природные комплексы городских ландшафтов.
Садово-парковое искусство, а на более поздних этапах и ландшафтная архитектура, в различных странах проходили путь развития и становления под влиянием социально-культурных, природно-климатических и экономических факторов, обуславливающих их различия. Реализацию западного и восточного подхода к формированию природных комплексов городских ландшафтов в целом и их отдельных элементов в частности, можно проследить на примере садово-парковых комплексов некоторых городов Западной Европы, России, Китая и Японии.
1. Основные стилевые направления в ландшафтном дизайне
На разных этапах развития науки о формировании искусственных ландшафтов и систем зеленых насаждений, она носила различные названия: на начальных этапах – садово-парковое искусство[1], на более поздних – ландшафтная архитектура[2] или ландшафтный дизайн. Однако на всех этапах основной особенностью являлось то, что средствами создания композиции были природные элементы – растительность, рельеф и вода, а так же искусственные – малые архитектурные формы, декоративная скульптура, визуальные коммуникации, водные устройства, декоративные покрытия и пр. [6, с. 9].
Соединение природных и искусственных компонентов среды в целостную композицию, обладающую определенным художественным образом, – основная цель создания объектов «зеленого строительства», которые на протяжении всей истории своего развития являлись синтезом природы и различных искусств, были связаны с историческими стилями, философией, литературой, живописью, архитектурой, музыкой, с особенностями быта и выражали изменяющиеся от эпохи к эпохе эстетические идеалы.
Однако можно выделить два основных подхода к формированию элементов природных комплексов городов, определяющих принципиальные различия во взглядах Западной и Восточной культур на преобразование природного окружения.
1.1. Регулярное стилевое направление
Регулярное стилевое направление характеризуется стремлением к полному преобразованию природного рельефа, его структурированию, формированию геометрически правильных композиционных элементов.
Отличительными чертами регулярного стиля являются: геометрическая сетка плана; прямолинейная трассировка аллей и дорог; рядовая посадка деревьев и кустарников; обилие скульптур и водных устройств. Чаще всего в планировочной композиции объекта (парка, сада, сквера и т.д.) можно выделить главную и второстепенные оси, вдоль которых происходит развитие композиции. Рельеф нередко террасирован и архитектурно обработан с помощью подпорных стен, подчеркивающих перепады. Водоемы имеют геометрически правильную форму. При озеленении используются приемы топиарного искусства[3], а так же четкое выделение и обозначение партера[4] (рис. 1).
Рис. 1. Принципиальная структура регулярного сада |
Регулярное стилевое направление в садово-парковом искусстве зародилось в глубокой древности (видимо, в Вавилоне) и нашло свое отражение в парках и садах Древнего Египта, Античной Греции, Древнего Рима, Персии и Индии, однако расцвет регулярного стиля пришелся на XVI-XVIII вв. и воплотился в садах Италии, Франции, Испании, Германии, Голландии, а немного позже (в XVII-XIX вв.) – России.
1.2. Пейзажное стилевое направление
Пейзажное стилевое направление характеризуется стремлением подчеркнуть красоту естественной природы. В основе элементов природного комплекса города чаще всего лежит естественный зеленый массив, рельеф и существующие насаждения которого подвергаются минимальным изменениям.
Отличительными чертами пейзажного стиля являются: свободная сетка плана; извилистые дорожки и тропинки, трассировка которых производится согласно изгибам и неровностям существующего рельефа; извилистыми контурами водоемов; свободно растущими деревьями с неформованными кронами. В парковом ансамбле нет архитектурной доминанты. Ее заменяют небольшие беседки, арки, мостики и другие малые архитектурные формы, расположенные в видовых точках парка – местах, откуда открываются самые живописные виды на объекты окружающей природной среды. Чаще всего на территории парка присутствовал обширный водоем, поляны и рощи вокруг которого были организованы в единую пространственную систему (рис. 2).
Рис. 2. Принципиальная структура пейзажного сада |
Ландшафтные объекты, которые можно отнести к пейзажному стилевому направлению, были представлены в Древней Греции, но не получили широкого распространения в Западных странах периода древности и античности. Своего расцвета пейзажный стиль достиг в Китае и Японии. На этапах осуществления колонизационных, исследовательских и торговых экспедиций европейских государств в восточные страны, приемы формирования пейзажного парка были перенесены в Европу XVIII века и Россию XVIII – начала XIX века, а так же обогатили садово-парковое искусство Европы, Америки, России XIX-XX веков.
2. Развитие садово-паркового-искусства и ландшафтной архитектуры
Развитие природных комплексов городов происходило на протяжении многих веков. Номенклатура элементов постепенно изменялась, в зависимости от социально-экономической ситуации, уровня культуры, искусств и ремесел. На Востоке, в Китае и Японии, этот процесс происходил особенно медленно, веками подчиняясь религиозным воззрениям и традициям народов. На примере Западных стран можно более наглядно увидеть как изменилась номенклатура элементов природных комплексов городов, их назначение, размеры, функциональность и доступность.
2.1. Особенности формирования природных комплексов
городов Европы и России
Садово-парковое искусство, как первый этап становления зеленого строительства, зародилось в глубокой древности на самых ранних ступенях развития человеческой цивилизации. Об этом свидетельствуют находки археологов, текстовые описания и условные изображения планов садов и парков.
Первыми элементами природных комплексов городов, созданными человеком, были сады, которые имели в основе своей утилитарное назначение – выращивание плодово-ягодных и других культур. Разводить и содержать сады, служившие для увеселения и отдыха, в условиях рабовладельческого и феодального строя, имели возможность только состоятельные люди и церковь. Вплоть до XVIII вв. общественные сады были явлением исключительно редким и содержались, как правило, богатыми меценатами.
Древнейшие из известных садов находились в Египте. Сохранились упоминания о декоративных садах IV-III тыс. до н.э. Регулярные сады с бассейнами и хорошо различаемыми по породам деревьями в большом числе изображали на росписях времен Нового царства, начиная с середины II тыс. до н.э. На рис. 3 представлено древнейшее из сохранившихся детальных изображений египетских садов, которое относится ко времени фараона Аменхотепа III. Обращает на себя внимание регулярный план сада: центр композиции занимает виноградник, окруженный рядами деревьев. Четыре пруда носят как декоративный, так и утилитарный характер, о чем говорят изображенные на них утки. На берегу двух прудов слева стоят беседки. В саду два больших здания: слева – дом, справа, возможно, усадебный храм. Любопытно, что изображение сада близко соответствует описанию другого сада, устроенного чиновником-жрецом Метеном близ Фив в 2720 г. до н.э.
Рис. 3. Дом и сады богатого египетского вельможи в Фивах. Фрагмент настенной росписи. XV- XIV вв. до н.э. |
Описания дворцовых садов поражают воображение даже современного человека. Висячие сады Семирамиды в Южном дворце Вавилона, считающиеся одним из семи чудес света, были построены около VII в. до н. э. Раскопки открыли значительное число кирпичных столбов, поддерживающих массивное перекрытие, на котором, как предполагают, и находились знаменитые сады (рис. 4). Легенды рассказывают об их небывалой экзотической красоте, о фонтанах и каскадах воды, стекавших с искусственных уступов. Как и во многих других случаях, здесь, по-видимому, есть некоторая доля фантазии и преувеличения. Раскопки показали, что вся площадь, занятая садами, едва ли достигала одного гектара.
Рис. 4. Висячие сады Семирамиды (реконструкция) |
Таким образом, основными элементами природных комплексов городов в период Древнего мира (до н. э.) являются индивидуальные сады при домах и дворцах знати, а так же зеленые насаждения храмовых комплексов.
В садово-парковой архитектуре античности можно выделить две тенденции соотношения деятельности человека и природы. Эти тенденции связаны с различиями в культуре крупнейших государств, существовавших одновременно в Средиземноморье на рубеже нашей эры.
Произведениям греческой архитектуры и искусства свойственна живописность, стремление к гармонии с природой. Акрополи и театры греческих городов Пелопоннеса и Малой Азии, составляющие центры городских композиций, буквально «вырастают» из ландшафта. Таков ансамбль Афинского акрополя, выглядящий как скульптурное завершение той скалы, на которой он стоит (рис. 5). Различные формы храмов и других архитектурных форм, их свободное размещение определили живописное начало в пространственной композиции. В таком расположении кроется определенная последовательность восприятия архитектурных объемов, их ракурса и пластики, ориентированная на линию движения торжественного шествия. В ансамбле преобладают точки восприятия с угла, а весь Акрополь воспринимается постепенно, по мере раскрытия картин. Ансамбль согласуется с ландшафтом путем подчинения осей храмов рельефу и побережью [6, c. 21].
Рис. 5. Ансамбль Афинского акрополя (современный вид) |
Основными элементами природного комплекса греческого города были:
· частные сады небольшого размера, расположенные во внутренних двориках жилых домов. Основным элементом такого сада являлся водоем с мозаичным рисунком на дне, вокруг которого размещали цветы и кустарники в ящиках и кадках;
· сады при гимнасиях, которые изначально представляли собой места для занятий физическими упражнениями, однако позже были преобразованы в места публичных встреч и бесед, постепенно перерастая в философские сады. Размеры садов могли отличаться друг от друга (от небольших портиков в Коринфе, до обширных загородных парков в Афинах), однако всем им присуща общая черта: это были рощи или парки обсаженные платанами, маслинами, тополями, планировка которых представляла собой зачатки пейзажного стиля;
· элементы озеленения территорий общественного значения, таких как центральные площади городов, аллеи вдоль крупнейших дорог, рядовые посадки деревьев у различных сооружений. Одним из примеров является главная площадь Афин – Агора. Первоначально она не имела строгой симметрии в планировке. Здесь возвышались в различных местах небольшие храмы и алтари, росли деревья. Известно, что из посадок там пользовались популярностью, кроме платанов, тополя и маслины. Около алтаря, в тени насаждений находилось место встреч (рис. 6).
Рис. 6. Агора – центральная площадь Афин |
Характерными особенностями садово-паркого искусства Древней Греции являлись: использование горной местности для устройства террас, создание искусственных гидросооружений – фонтанов, бассейнов, применение в парках цветов, архитектурных форм и скульптур, специально приспособленных к фону зелени или гротам, сочетание регулярного и пейзажного стилевого направления.
Таким образом, уже в классической Греции существовали публичные общедоступные сады. Греческий город, вписанный в природу, окружали рощи оливковых деревьев, сельскохозяйственные угодья, но внедрение живой природы непосредственно в ткань города оставалось минимальным.
В отличие от греческой, римской культуре свойственно противопоставление живописности природного окружения геометрических и прямолинейных форм. Время наивысшего расцвета садово-паркового искусства античного Рима пришлось на период с I в. до н. э. по I в. н. э. В этот период сформировались следующие элементы природных комплексов городов:
· священные рощи – сады, связанные с религиозным культом. Сохранились описания рощи, расположенной на холме, у подножия которого текли ручьи. Роща была сформирована из кипарисов, тополей и самшитов, в ней располагался главный храм и несколько часовен, каждая из которых имела свой источник;
· городские общественные сады – чаще всего разбивались при театрах, имели вид прогулочной аллеи, украшенной скульптурой и дополненной крытой галереей. Имеются сведения, что во времена императора Августа были проведены значительные благоустроительные работы, благодаря которым Рим получил 700 бассейнов, 500 фонтанов и 130 резервуаров, а около роскошного здания терм Агриппы был разбит парк с обширным проточным искусственным озером и каналом, на которых для развлечения народа устраивались праздники с инсценировкой морских сражений;
· сады при дворцах имели различное назначение – от утилитарного до увеселительного. До нашего времени сохранились сведения о том, что придворные сады насыщались скульптурами, фонтами и имели искусственные озера, однако данных о планировках не сохранилось;
· наиболее интересными и разнообразными элементами городских природных комплексов, сведения о которых дошли до наших дней, являются частновладельческих сады. Они устраивались при домах и виллах (рис. 7).
Рис. 7. Вилла Туски в Древнем Риме |
Характерными особенностями садово-паркого искусства Древнего Рима были: композиция, подчеркивающая основную ось центрального сооружения с учетом раскрывающихся видов; совершенствование древнегреческих приемов и создание новых (использование скульптуры, пергол[5] в убранстве сада, аллей для пешеходов и экипажей); появление топиарного искусства; преобладание регулярного стилевого направления.
Сохраняется и развивается греческая тенденция формирования общедоступных элементов природного комплекса городов, однако их размеры и оснащение уступают частным садам при домах, виллах, дворцах.
Эти две культуры (греческая и римская) оказали наибольшее влияние на садово-парковое искусство Европейских стран, в которых традиционные приемы были развиты и дополнены в рамках канонов регулярного стиля. Однако необходимо отметить, что в период Средневековья сады Западной Европы значительно уменьшились в размерах по сравнению с античностью. Их назначение изменилось.
Декоративные, прогулочные сады стали редкостью и съежились до крохотных участков, зажатых среди мощных стен феодальных замков. Эти сады разбивались, чаще всего, на искусственных основаниях. В них выделялись две зоны: большая часть предназначалась для разведения плодовых и лекарственных растений, меньшая часть носила название «сад удовольствий» или «райский сад» и служила местом отдыха дам и кавалеров [5]. Наиболее интересным приемом оформления пространства «сада развлечений», появившимся в V-VII вв., был лабиринт, который представлял собой участок, состоящий из специально запутанных садовых дорожек, разделенных стриженной зеленью.
Рис. 8. Пример зеленого лабиринта |
В период раннего Средневековья (IV-IX вв.) в связи с выходом на первый план общественной жизни религии и церкви, большое развитие получают монастырские сады. Они имеют регулярную планировку, в основе которой лежит деление территории на квадраты согласно назначению – плодовые сады, виноградники, огороды, сады цветов для церковных служб. Широко распространен был прием размещения сада в центре квадратного внутреннего двора. На пересечении главных дорожек стоял колодец или большое плодовое дерево.
Рис. 9. Схематический план бенедиктинского монастыря Сен-Галена в Швейцарии IX в. н. э.: 1 – сад лекарственных растений; 2 – фруктовый сад и кладбище; 3 – огород; 4 – монастырский дворик-сад |
В более поздние периоды Средневековья (X-XIV вв.), когда постепенно стала развиваться наука и основывались первые высшие образовательные учреждения, природный комплекс средневековых городов дополняется университетскими и ботаническими садами. Характерной особенностью этого периода является высокая степень развития ремесел, в том числе и садово-паркового искусства, агрономии, резьбы по камню и дереву, которая использовалась в украшении декоративных элементов сада – бассейнов и фонтанов, скамеек, различных мощений. Западноевропейская средневековая культура формировалась в тесных пространствах, ограниченных крепостными стенами и изолированных от окружающего мира. Замкнутость города противопоставлялась ландшафту, его пространственная структура раскрывалась только внутри. Миниатюрность садов перекликалась с жесткой ограниченностью других открытых пространств города. Обычными были узкие улицы, ширина которых не превышала 1,5-2,0 м. Соборные площади напоминали расширенные паперти перед входами в огромные соборы.
Таким образом, средневековые города Западной Европы были практически лишены зелени. Общедоступными оставались только пригородные леса, однако многие феодалы запрещали горожанам и крестьянам заходить в свои лесные владения. Природные комплексы городов были представлены отдельными небольшими садами, расположенными в пределах стен замков, монастырей или университетов, и потому недоступных широким слоям населения.
Иные концепции существовали в средневековой художественной культуре, в том числе и в зеленом строительстве, Древней Руси, находившейся на территории Восточной Европы. Другим здесь был общественный уклад, обусловивший отличную от Запада структуру расселения. На Западе, наряду со скученными укрепленными городами, существовали крепости феодалов и деревни. На Руси укрепленными были только города. Вместо замков стояли усадьбы, окруженные сельскохозяйственными угодьями. Центрами расселения были так же укрепленные монастыри.
Характерно, что монастыри и города занимали значительно большую территорию, чем на Западе. Взаимоотношение город – природный ландшафт было активным, но, в то же время, природа сама входила активной составной частью и в город, и в монастырь. Сад являлся такой же непременной частью русского города, как белокаменная златоглавая церковь, пестрота каменных палат и узорная резьба деревянных теремов. Стены охватывали не только городские дома и усадьбы с их непременными огородами, но и сады на крутых откосах кремлевских холмов, маленькие церковки с кладбищами под густой сенью деревьев (рис. 10).
Рис. 10. Московские сады в XVI в. Фрагмент «Петрова чертежа» конца XVI в. |
Об облике садов X-XIV вв. можно судить только по более поздним аналогам и редким летописным описаниям, потому что планов не сохранилось. Из дошедших до наших дней документов можно сделать вывод о том, что монастыри и соборы имели собственные сады, которые сочетали хозяйственные и декоративные функции. Монастырские сады занимали 25-30% внутри стен. Их обязательными элементами были плодовые деревья, огороды, ягодники и пруды для разведения рыбы. Есть свидетельства о существовании в XI в. яблоневого сада на территории Киево-Печерского монастыря. Традиционными были сады княжеских и дворянских усадеб. Известно, что уже в XII в. такие сады существовали в усадьбе Юрия Долгорукого в Киеве за Днепром, в усадьбе Андрея Боголюбского под Владимиром, однако сейчас практически невозможно достоверно реконструировать их облик [6, с. 26].
В садово-парковом искусстве Руси и Западной Европы можно выделить такие общие черты, как развитие монастырских садов, а так же формирование частных садов и парков на территориях замков и усадеб. Однако если в европейских городах элементам озеленения отводилось строго ограниченное пространство, замкнутое внешними укрепленными стенами, то на Руси сады были частью городской инфраструктуры, широко включаясь в контур фортификационных сооружений, ограничивающих город по периметру.
Эпоха Возрождения ознаменовала начало расцвета художественной культуры в Европе. Садово-парковое искусство постепенно перерастает в ландшафтную архитектуру: уделяется все больше внимания формированию открытых городских пространств и общедоступных элементов природного комплекса городов. Меценаты, представленные, с одной стороны, торгово-ремесленной аристократией, и, с другой стороны, церковью, вкладывают крупные средства в благоустройство и украшение городов. Чаще всего разрабатывались композиционные решения озеленения отдельных площадей или улиц.
Наиболее значительных успехов садово-парковое искусство достигло в Италии, где в период XIV-XVI было основано множество парков при виллах, дворцах и загородных резиденциях высшего духовенства, вельмож и аристократии. К наиболее известным относятся: сады виллы Капрарола и виллы д'Эсте, расположенные в 70-80 км от Рима, сады Боболи во Флоренции и др.
Сад виллы Капрарола имеет не очень большую площадь – около 1 га. Расположенный на склоне холма, сад разбит на три уровня. На первом устроена площадка, оформленная плоским бассейном с вертикально бьющей струей воды. От площадки начинается переход на следующий уровень, известный как «Сад Кариатид». Кариатиды установлены по периметру террасы на каменном парапете. Третий уровень сада задуман для утилитарных целей – здесь расположены резервуары, питающие фонтаны и каналы (рис. 11). Зеленый декор сада состоит из газона и стриженых деревьев и кустарников, но к западу и юго-западу примыкает густой массив, состоящий из лиственных и хвойных деревьев. Пешеходная аллея, протянувшаяся от здания виллы к массиву, зрительно связывает их между собой [6].
Рис. 11. План сада виллы Капрарола |
Сад виллы д'Эсте располагается на участке площадью 3,5 га. Часть сада занимает террасированный склон, часть – плоский участок. Перепад отметок достигает 35 м. Сад виллы д'Эсте строго геометричен, однако помимо главной продольной оси он имеет еще и второстепенные поперечные оси, которые членят территорию на отдельные фрагменты, каждый из которых имеет собственное индивидуальное оформление водными устройствами (фонтаны, каналы), кустарниками и деревьями (зеленые лабиринты, партеры) или малыми архитектурными формами (статуи, беседки, скамьи), благодаря чему воспринимается как завершенный объект и вместе с тем является неотъемлемой частью целого. Удивительно продумана последовательность и разнообразие восприятия садового комплекса: с трех основных видовых точек открываются совершенно разные виды – с балкона второго этажа виллы высоко над садом и по главной оси с широкой панорамой на далекие горы; с площадки лестницы бельэтажа виллы на далекую местность и главную ось, но уже в другом ракурсе; от края первой террасы вниз на вертикаль высокой струи у фонтана Драконов (рис. 12).
Рис. 12. Перспектива садов д'Эсте (фото с гравюры) |
Сады Боболи состоят из двух частей: первая – склон холма, который тянется к юго-западу от здания дворца Питти, вторая – территория, расположенная к востоку.
Рис. 13. Сады Боболи (план): 1 – здание виллы; 2 – двор Аманати; 3 – амфитеатр; 4 – район боскетов; 5 – партер; 6 – бассейн с фонтаном |
Склон холма террасирован и состоит из трех уровней: внизу, непосредственно перед дворцом, находится открытое пространство для игр и представлений, оно окружено подпорными стенками, мраморными скамейками и густыми посадками дуба. На втором уровне – площадка с бассейном и скульптурой Нептуна. На третьем уровне – отдельно зеленые газоны от предыдущих – стоит монументальная мраморная скульптура. В западной части расположен ряд боскетов, объединенных аллеей. Аллея обсажена кипарисами и замыкается интересным композиционным узлом –искусственным островом, сформированным цветами и монументальным фонтаном со скульптурой. К острову ведут два мостика [6].
Таким образом, особенностями садово-паркового искусства эпохи Возрождения были: осевое построение с расположение главной продольной оси поперек террас и перпендикулярной ей – второстепенных поперечных осей; облик сада можно охарактеризовать, как «театрализованную декорацию», на переднем плане которой размещались архитектурные объекты и множество скульптур, а на заднем – виды местности; основную часть сада занимают насаждения в боскетах и партеры; появился новый элемент – «секретный сад», представляющий собой изолированный участок сада, предназначенный для уединенного отдыха; продуманность пропорций, а так же учет световых и цветовых эффектов; большое количество водных устройств.
В садах эпохи Возрождения можно проследить возвращение к римским канонам, характерное и для других отраслей искусства. Подобные тенденции продолжились и в эпоху Барокко.
Возрождение и барокко во Франции охватывают период со второй половины XV в. до начала XVIII в. Ликвидация феодальной раздробленности привела к разрастанию городов за пределы крепостных стен. Происходит развитие таких элементов природных комплексов городов, как:
· парки охотничьих замков и дворцов. Характерной особенностью является стремление к взаимодействию архитектуры и природного окружения, проследить которое можно на примере замков в бассейне Луары (рис. 14), который не подвергался серьезной урбанизации. Среди замков Луары – замки Шенонсо, Вилландри, Амбуаз и Блуа;
1) 2) Рис. 14 (начало). Замки Луары: 1 – Шенонсо; 2 – Вилландри 3) 4) |
Рис. 14 (окончание). Замки Луары: 3 – Амбуаз; 4 – Блуа |
· ботанические сады, основное назначение которых было изучение, использование и охрана растительных богатств. Для достижения возможности выращивания растительных культур, привезенных из разных стран, подбирался оптимальный состав почв, режим увлажнения и освещения. Одним из самых известных ботанических садов является Жардэн де плант, основанный в 1635 году на окраине Парижа;
Рис. 15. План «Сада растений» – ботанического сада Парижа |
· загородные парковые комплексы, большая часть которых была основана в пригородах Парижа в конце XVII – начале XVIII вв. К ним относятся сады Марли, Сен-Клу, Шантильи, Сен-Жермен-ан-Ле. Однако наиболее масштабным комплексом этого периода, несомненно, стал Версаль, территория которого занимает около 8,5 тыс. га (рис. 16). Естественно-природные условия местности были неблагоприятны: глинистая почва, бесконечные болота, исключительно скудные водные ресурсы. При строительстве парка был создан искусственный слой почвы, привезено огромное количество деревьев (лишь часть территории была покрыта мелколесьем, остальная – лишена насаждений), осуществлен каптаж рек и речушек, дождевых и даже талых вод, для чего было построено четыре резервуара и водонапорная башня, а так же акведуки и каналы от прудов, находящихся в окрестностях. Версаль стал апогеем регулярного стиля в садово-парковом искусстве и оказал значительное влияние на окружающие страны.
Рис. 16. Схема генерального плана Версаля (1660-1700 гг.): 1 – площадь Армии и почетные дворы; 2 – центральные партеры и боскеты; 3 – оранжерея и оз. Швейцарцев; 4 – фонтан Аполлона и Большой канал; 5 – Большой Трианон; 6 – Малый Трианон |
Влияние садово-паркового искусства Франции можно проследить в английских садах XVI-XVIII вв., где основным объектом зеленого строительства был парк при поместье. Характерной особенностью является включение в композицию парков естественных водоемов, использование большого количества деревьев и кустарников с формованными кронами, с помощью которых создавались, в том числе, замкнутые пространства. Однако регулярные парки с их помпезностью и масштабностью проводимых работ ненадолго прижились в Англии, которая была покрыта холмами и вьющимися между ними небольшими речками, что не располагало к формированию огромных открытых пространств, подобных Версалю. В XVIII в. английское садово-парковое искусство приходит пейзажный стиль, в традициях которого созданы наиболее знаменитые парки.
Аналогичная ситуация сложилась и в Германии, где в конце XVII – начале XVIII вв. под влиянием французских традиций были основаны сад Герренхаузен в Ганновере (рис. 17), Нимфенбург в Мюнхене и некоторые другие парки при дворцах.
Рис. 17. Парковый комплекс Герренхаузен в Ганновере |
Однако уже такие жемчужины немецкого садово-паркового искусства, как Большой сад в Дрездене (рис. 18) и парк Сансуси в Потсдаме созданы в смешанном стиле, в них четко прослеживается влияние восточной культуры и заимствованного у китайской традиции пейзажного стиля. Эта тенденция выражена в сохранении прилегающих к паркам природных лесных массивов с сохранением растительности и дополнением ландшафта только пешеходными прогулочными дорожками и аллеями.
Рис. 18. Парк Большой сад в Дрездене: 1 – зоосад; 2 – ботанический сад; 3 – дворец; 4 – пруд; 5 – открытый театр |
Русское садово-парковое искусство так же было подвержено влиянию французских традиций. В начале XVIII века был основан Петергоф, неповторимое своеобразие которому придала близость моря и выход паркового комплекса на побережье. Благодаря устройству системы резервуаров, фонтаны Петергофа могут работать круглосуточно на протяжении всего теплого сезона. Большой дворец дополняют малые дворцы, чайные домики, банный комплекс (рис. 19). В течение всего XVIII века в пригородах Санкт-Петербурга велись работы по устройству загородных дворцов и усадеб с прилегающими парковыми комплексами: Стрельна, Ориенбаум, Царское Село. Эти и другие садово-парковые комплексы регулярного стиля формируют облик Санкт-Петербурга как блистательной европейской столицы. В этот же период формируются крупнейшие подмосковные ансамбли – Останкино и Архангельское.
Рис. 19. План дворцово-паркового комплекса Петергоф |
Однако с завершением эпохи Петра I происходит отход от канонов регулярного стиля и Гатчина, Павловский парк, Царицыно (рис. 20) формируются уже в смешанном стиле с частичным включением природных ландшафтов в садово-парковые комплексы.
В это время происходит широкое распространение садов городских усадеб, обладающих такими отличительными чертами, как отделение дома от улицы парадным двором-курдонером, расположение сада за домом с выходом к реке или пруду (озеру). К концу XVIII века окончательно сформировался тип русской усадьбы, центром которой был дом с хозяйственными постройками, огородами и плодовым садом. Усадебный сад начинался регулярным партером, примыкающим к дому, и переходил в английский пейзажный парк.
Рис. 20. Дворцово-парковый ансамбль Царицыно |
Таким образом, в эпоху Возрождения и Барокко происходило возвращение к античным канонам садово-паркового искусства, объекты которого утрачивали свою утилитарность, свойственную им в период Средневековья, и вновь становились местами отдыха и развлечений. Основными элементами природного комплекса города в этот период являются сады и парки дворцов, территория которых увеличивается до сотен и тысяч гектаров. Так же активно осваиваются пригородные и окраинные территории крупных городов, где основываются парковые комплексы. В связи с развитием науки продолжают формироваться ботанические сады и сады при университетах, академиях и других учебных заведениях. Общедоступные зеленые насаждения на городской территории представлены, в основном, аллеями, бульварами и небольшим количеством парков, в которые открыт свободный доступ. Большинство объектов садово-паркового искусства создается в регулярном стиле.
Однако в XVIII веке, благодаря торговым отношениям с Китаем и Японией, происходит знакомство европейцев с культурными традициями этих стран и их частичное заимствование. Эта тенденция характерна и для садово-паркового искусства, куда постепенно приходит пейзажный стиль.
Социально-экономическая ситуация, характеризующаяся бурным развитием промышленного производства, стихийным ростом городов и, как следствие, резкому ухудшению санитарно-гигиенических условий жизни в городе, способствовала активному формированию новых элементов природных комплексов городов. При этом буржуазное общество отвергало геометрический характер садов и парков с их аристократично-церемониальным характером. Эти предпосылки и обусловили широкое использование приемов пейзажного стилевого направления в садово-парковом искусстве.
Происходит формирование таких новых элементов природных комплексов городов, как городские парки, предназначенные для отдыха народных масс. Примером является Гайд-парк площадью 160 га, на территории которого были оставлены большие поляны, предназначенные для проведения митингов. Со всех сторон парк окружает жилая застройка, откуда в него ведут многочисленные дорожки (рис. 21).
Рис. 21. Гайд-парк и Кенсингтонские сады в Лондоне |
Помимо устройства парков, садов и скверов, происходит общее благоустройство крупнейших городов Европы, в рамках которого расширяются улицы, очищаются речные акватории, формируются зеленые насаждения площадей. Наиболее масштабные работы в области градостроительства и ландшафтной архитектуры были начаты в Париже еще при Наполеоне I, однако наибольших успехов удалось достичь в период 1850-1870 гг., когда работы по реконструкции города возглавлял парижский префект Оссман.
В результате проведения работ по предложенному плану реконструкции, на которые было потрачено около 1 млрд. франков, город получил главный парижский диаметр, практически прямолинейно соединяющий площадь Наций и площадь Звезды, расположенные у противоположных окраин; на обоих концах диаметра были созданы крупнейшие парки Парижа (рис. 22) – Булонский лес (площадь 850 га) и Венский лес (площадь 900 га).
Рис. 22. Париж с пригородами (съемка из космоса, 2011 год) |
Основная идея реконструкции заключалась в прокладке прямолинейных диаметров, пересекающих город по направлениям север-юг и восток-запад, а так же организации обходных кольцевых транспортных магистралей, направляющих потоки грузового транспорта вне центра города. В пределах городского центра, в местах пересечения крупных улиц, было устроено несколько узлов – площадей. Впервые мастерами садово-паркового искусства с целью улучшения санитарно-гигиенических параметров городской среды было предложено создать крупные зеленые массивы на подступах к городу, дополненные небольшими парками в пределах наиболее населенных районов.
В конце XIX – начале XX века во многих крупнейших городах Европы и Америки были основаны городские общественные парки, а закрытые ранее для широких слоев населения парки при дворцах и замках переданы на попечение городских властей и открыты для посещения.
Одним из самых знаменитых общественных парков является Центральный парк в Нью-Йорке. Его проект воплощает идею сохранения участка нетронутой природы площадью 300 га в центре урбанизированного района. Пейзажная планировка сохраняет естественный рельеф с максимальной точностью и организуется его показ с наиболее выгодных точек зрения. Центром композиции является водоем, а пространство сформировано древесно-кустарниковыми массивами группами в сочетании с полянами.
Рис. 23. Центральный парк в Нью-Йорке |
Помимо общественных парков в начале XX века были основаны первые лесопарки с целью создания условий для отдыха горожан, не имеющих возможности выезжать на курорты (лесопарк Амстердама, Джексон-парк в Чикаго на берегу озера Мичиган (рис. 24)), а так же национальные парки и заповедники, на территории которых сохранялись естественные ландшафты и проводились наблюдения за жизнь представителей животного мира (Иосемитский и Йеллоустонский национальные парки (рис. 25)).
Рис. 24. Джексон-парк в Чикаго на берегу озера Мичиган | Рис. 25. Йеллоустонский национальный парк |
По причине быстрого роста городов в XX веке, произошло некоторое вытеснение элементов живой природы с городских территорий. Однако понимание необходимости формирования среды, комфортной для проживания горожан, постепенно приводит к увеличению номенклатуры элементов природных комплексов городов: парки подразделяются по функциональному назначению (детские парки, парки культуры и отдыха, спортивные сады); начинается формирование зеленых насаждений дворовых пространств; производятся попытки комплексного развития систем зеленых насаждений городов, целью которого является не только обеспечение возможности отдыха жителей, но и создание благоприятного микроклимата, температурно-влажностного и аэрационного режима. Садово-парковое искусство постепенно перерастает в ландшафтную архитектуру, формирующую открытые пространства с помощью современных методов инженерной подготовки территорий, озеленения и благоустройства.
2.2. Особенности формирования природных комплексов
городов Китая и Японии
Природные комплексы городов Китая и Японии формировались на протяжении столетий в единой традиции, основу которой составляют главные идеи конфуцианства и даосизма – природа рассматривается как обитель богов, поэтому садово-парковое искусство развивалось в направлении формирования пейзажных композиций, выражающих природу, подчеркивающих ее естественную красоту и создающих бесконечное разнообразие меняющихся видов.
Паркостроение Китая уходит корнями в XII в. до н. э., во времена расцвета ассирийских городов. Расцвет ландшафтного искусства приходится на X-XII вв.
Можно выделить несколько основных элементов природных комплексов городов, однако подобное деление достаточно условно, поскольку всем им свойственны общие черты: сады при императорских дворцах, сады при императорских гробницах, сады при храмах, сады естественных пейзажей, домашние сады, сады ученых (литературные сады).
Наибольшую известность получили сады при императорских дворцах, которые имели огромные площади, достигающие сотен квадратных километров (по сравнения с ними Версаль показался бы лишь маленьким партером). Для основания дворца и прилегающего парка выбирали возвышенную местность, усеянную холмами. Главной особенностью садового искусства Китая являлось то, что парк вырастал из окружающего ландшафта, незаметно теряясь в нем.
Примером может служить дворцово-парковый комплекс Ихэюань (парк «Безмятежного отдыха»), расположенный в окрестностях Пекина, который являлся летней резиденцией императора. Когда-то этот парк примыкал к огромному парковому ансамблю, состоявшему из трех садов: «Сад вечной весны», «Сад круглого света» и «Сад десятитысячной весны». Эти сады занимали 400 га и имели свыше 140 архитектурных ансамблей, представлявших собой ландшафтные объекты с прудами, пещерами, мостами и вековыми деревьями [1].
Рис. 26. План дворцово-паркового комплекса Ихэюань |
Отличительными особенностями садов при императорских дворцах было бесконечное разнообразие водного оформления в виде больших зеркальных поверхностей, настоящих озер или каналов, прихотливо вьющихся, или совсем маленьких прудов среди зарослей деревьев. Большую роль в садах играли скалы, расположение и композиция которых показывала интерес к геологическим формациям и понимание красоты горных пейзажей. Все тропинки парка проходят по живописным трассам. При движении создается иллюзия большого и разнообразного пространства, подчеркнутого плодовыми или хвойными деревьями. Цветочное оформление очень скупо, чаще всего представлено лотосами в водоемах или хризантемами, высаживаемыми в вазы в осенний и зимний периоды. Скульптур в парке мало, все они изображают животных или птиц. Часто скульптуры заменяются отдельно стоящими декоративными камнями. Цветовое разнообразие привносят малые архитектурные формы – беседки, галереи, мостики, окрашенные в красные, желтые, золотые цвета (рис. 27).
Однако наиболее полно, по свидетельству самих китайцев, философия китайского сада отражена в, так называемых, садах ученых, или литературных садах. Ими славится район города Сучжоу близ Шанхая. В его садах (в настоящее время сохранилось около 60) нет официальной парадности императорских парков. Сады здесь создавались для отдыха, размышлений и интеллектуальной работы. Основными элементами были небольшие озера с изящными мостиками, павильоны с черепичными крышами, пагоды, композиции из естественного камня. Сад являлся продолжением жилых покоев и, отделенный от окружающего мира оградой, воплощал особую атмосферу тишины, покоя и единения с природой [1].
Интересным приемом выявления интересных видовых точек восприятия парков было устройство проникающих окон – проемов в стене, глядя в которые можно было созерцать пейзаж, оформленный в проем, как картина в раму. Иногда для того, чтобы увидеть всю красоту вида, необходимо было посмотреть в проникающее окно в определенный момент времени (на закате, в полдень и т.д.) и под определенным углом.
Рис. 27. Характерные элементы китайского сада |
Садово-парковое искусство Японии близко по своей идеологической основе китайскому, однако имеет ряд отличий, обусловленных особенностями культуры. Парк или сад в Японии предназначался для уединения, раздумий, тихого созерцания природной красоты, воплощенной в садовой композиции. Достижение безмятежного настроения у человека было главной целью японского ландшафта.
Тяготение к символике – характерная особенность японского сада. Там можно созерцать и дерево с причудливой кроной, напоминающее превратности судьбы человека, и изображение черепахи в виде определенной композиции из скал, и группировку камней и деревьев по семь, пять или три, кстати, тоже не случайно – расчет на воображение человека, который домысливает тот или иной пейзаж самостоятельно. К примеру, водную гладь заменяет гладкий песок, а горы – композиция из камней и обломков скал.
При формировании сада японские мастера стремятся к естественному равновесию, гармонии свободного и заполненного пространств, предпочитают мягкость общего зеленого или серого тонов. В японском саду нет скульптуры, ее роль играют скалы и камни, а акцентами служат каменные фонари, мосты, мощение из плит. Популярна в ландшафтном искусстве Японии теория контрастов, берущая свое начало с XIII в., которая говорит о том, что в жизни существует контраст двух сил – активной и пассивной. В садово-парковом искусстве она воплощается следующим образом: высокий камень – господствующее, активное начало, камень лежащий – пассивное. И они должны быть противопоставлены друг другу. Так, по теории контрастов, высокий фонарь непременно ставится около низкого развесистого дерева.
Природные комплексы городов формировались в Японии садами (или парками) четырех основных типов:
· императорские. Одним из самых известных дворцовых парков является парк Катсура площадью 10 га, построенный в 1602 году на берегу реки на окраине Киото (рис. 19). Парк был разбит на плоской местности, и дополнен искусственной сетью каналов и прудов, а так же небольшими холмами, для насыпки которых послужил вынимаемый грунт. Парк изолировал от окружающего пространства, поэтому все внимание сосредоточено на внутренних пейзажах. В нем совершают прогулки пешком и на лодках. Постоянная смена картин гармонично переходит одна в другую. Главенствующая роль отведена самым различным хвойным деревьям и кустарникам. Прогулочный маршрут необычайно длинный благодаря весьма извилистым контурам берегов и островков [6, с. 103];
Рис. 28. Парк Катсура, расположенный на окраине Киото |
· сады при монастырях, к которым относят и знаменитый «Сад камней», расположенный при монастырском храме Реандзи в Киото (рис. 29). Площадь этого замкнутого с трех сторон невысокой каменной стеной пространства всего 218,8 м2. На четырехдольной площадке асимметрично расположены 15 камней различной формы. Они находятся на «полотне» из гравия по пять групп из двух-трех камней разных конфигураций. Веранда настоятеля монастыря – единственная видовая точка, с которой можно смотреть на этот сад. С любого места ее всегда видны лишь четырнадцать камней, один какой-нибудь постоянно скрыт. Таким образом, автор иллюзии отразил идею о том, что «истинная реальность скрыта от беспокойного ума. В саду нет ничего растущего и увядающего. Однако он не кажется застывшим и мертвым. В зависимости от времени года и дня изменяется освещенность камней, величина их собственной тени и тени, отбрасываемой стенками, а так же фактура каждого камня. Благодаря этим эффектам, сад вызывает все новые и новые ощущения [6, c. 103];
Рис. 29. Сад камней монастырском храме Реандзи в Киото |
· миниатюрные садики при жилых домах, которые могут быть разбиты на нескольких метрах, однако будут обладать всеми атрибутами сада - маленьким бассейном, деревьями, дорожками, камнями природной формы. Выделяют три вида домашних садиков: для внутренних домашних нужд – Ке; для формальных традиционных церемоний – Харэ; несущий только эстетическую функцию – Суки'. Иногда эти функции сливаются воедино в одном садике;
· сады чайных церемоний, которые пришли в повседневную жизнь из-за стен монастырей. Основное назначение сада чайных церемоний - способствовать самоуглублению и сосредоточенности, поэтому в чайном саду не было ничего, что нарушало бы спокойное расположение духа. Главными элементами его являются: водоем для умывания, каменный фонарь, колодец, тропинка из камней – то, что необходимо для чайной церемонии. Скрытый смысл ее – «развитие тончайшей эмоциональной реакции на естественную красоту природы и произведения искусства» (рис. 30).
Рис. 30. Сад чайных церемоний |
Основными чертами садово-паркового искусства Японии являются: символизм; использование мотивов, подсказанных природой; включение в композицию озер и водных потоков, камней; использование бансай, как малых архитектурных форм; мягкость общего тона; широкое применение национальных традиций, в частности таких, как чайная церемония; создание сада как воспроизведение живой природы в заданных и заранее обусловлен масштабах; формирование сада вокруг компактной симметричной группы зданий.
Таким образом, в отличие от китайского паркостроения, где элементы природных комплексов городов создавали путем совершенствования и эстетической доработки красивых уголков живой природы, японское садово-парковое искусство основано на воспроизведении живой природы в заданных и заранее обусловленных масштабах. Также в Японии сад формируется вокруг компактной, симметричной группы зданий. Китайские же сады включают симметричные группы зданий с осевым построением и с внутренними дворами.
Интерес к японскому и китайскому ландшафтному искусству появился в период знакомства европейцев с этими восточными культурами и оказал большое влияние на садово-парковое искусство многих стран. Привлекательная черта его состоит в сдержанности, чувстве меры и художественного такта, пронизывающих все композиции, большие и малые, от обширных парков при императорских дворцах до садиков чайных церемоний. Европейцы позаимствовали умение китайских мастеров подчеркивать естественную красоту природы с помощью натуральных материалов, цветов и форм, а так же умение японцев использовать небольшие пространства, их чувство пропорции и масштаба.
Традиции восточного садово-паркового искусства и ландшафтной архитектуры продолжаются в современных проектах формирования элементов природных комплексов городов.
3. Современные объекты ландшафтной архитектуры
Большинство современных крупных и крупнейших городов сложилось к настоящему моменту, поэтому формирование новых элементов их природных комплексов представляется задачей достаточно сложной. Свободных пространств, на которых возможно размещение таких традиционных элементов, как парки, скверы, сады остается все меньше в условиях постоянно уплотняющейся застройки.
Все чаще ландшафтные архитекторы и градостроители создают новые, инновационные объекты, дополняющие существующий природный комплекс города. Широко проводится рекультивация (восстановление) нарушенных ландшафтов, таких как карьеры по добыче полезных ископаемых, заболоченные участки по берегам рек, бывшие промышленные площадки.
Примером является комплекс «Eden Project», который был построен в 2001 году в юго-западном графстве Англии на месте заброшенной глиняной шахты. В настоящее время он представляет собой оранжерею, состоящую из восьми взаимосвязанных сфер, горизонтальные размерные характеристики которых дают возможность оформить во внутреннем пространстве освещаемые солнцем ландшафты, а высота куполов позволяет выращивать деревья тропического климатического пояса[6] (рис. 31). Основной трудностью при строительстве стало размещение оранжереи на месте бывшей шахты. Возникли такие проблемы, как небольшая толщина слоя плодородной почвы, ее низкое качество, неровная поверхность земли. С целью решения этих проблем была проведена полная рекультивация земель на всей территории бывшей глиняной шахты путем привоза около двух миллионов тонн плодородной почвы, что позволило поднять уровень на двадцать метров и создать условия формирования полноценных биотопов [7]. Спустя десять лет после открытия, «Eden Project» является одной из достопримечательностей Англии. На его территории сформирован туристический комплекс, включающий гостиницы, рестораны, торговые и выставочные залы. Так же сотрудниками оранжереи ведется исследовательская деятельность, и регулярно проводятся научно-практические конференции и семинары, посвященные таким проблемам, как сохранение биологического разнообразия, формирование устойчивых природных комплексов на территории крупных и крупнейших городов. Таким образом, благодаря проведению ренатурализации истощенной промышленной территории, стало возможным ее дальнейшее использование.
Рис. 31. Парково-оранжерейный комплекс «Eden Project», 2001, Англия |
Подобные проекты воплощаются не только в Европе, но и Китае. В 2008 году в прибрежной зоне реки Танг (в китайском городе Циньхуаньдао), до проведения мероприятий ренатурализации представлявшей собой заболоченную местность, на которой в большом количестве происходили несанкционированные свалки бытовых отходов, был основан парк. В настоящее время он представляет собой окультуренный природный комплекс, расположенный по обеим сторонам реки, в который входят цветочные сады, павильоны, чайный домик, а также лодочная станция, велосипедные дорожки и паркинг (рис. 32). После очистки воды, удаления мусора и восстановления земель, город получил обширную парковую зону. Минимальное вмешательство в существующую природную среду и формирование на ее основе пространств парка (некоторые из которых предназначены для активного отдыха, а некоторые представляют собой уединенные поляны, затерянные в лесу и предназначенные для размышления и созерцания природы) позволили преобразовать неудобие в объект рекреации [10].
Рис. 32. Tanghe River Park, 2008, Китай |
Городской ландшафт подвержен постоянным изменениям: строятся здания и сооружения, дороги и коммуникации, устраиваются парки и скверы, разбиваются цветники и т.д. Появляются новые потребности, удовлетворить которые можно как за счет освоения новых территорий, что приводит к расширению границ города и урбанизации окружающих ландшафтов, так и путем реконструкции и перепрофилирования существующих объектов, функция которых не востребована на данный момент.
Одним из самых ярких примеров такого подхода является реконструкция железнодорожной эстакады в оживленном районе Нью-Йорка – Манхеттене (рис. 33).
Рис. 33. «High Line Park» 2009, Нью-Йорк, США |
Расположение на его территории крупного пассажирского и грузового порта обусловило наличие обширных пространств, занятых складами и транспортными коридорами, некоторые из которых были решены в виде железнодорожных эстакад. Однако к 1980-м годам прошлого века эксплуатация подобных сооружений была прекращена вследствие появления новых технологий перевозок. Новую жизнь в одно их них вдохнул фотограф Джоэл Стренфорд, который заметил, что природа постепенно стала восстанавливать заброшенное человеком урбанизированное пространство. Это навело его на мысль о возможности проведения реконструкции старой эстакады в живописную прогулочную зону, с которой открывается прекрасный вид на районы Манхеттена, залив и расположенный неподалеку парк. Ландшафтный архитектор Джеймс Корнер воплощал эту идею в жизнь в течение нескольких лет, и в 2009 году состоялось открытие High Line Park. На поверхности эстакады были высажены травы и кустарники, местами пробивающиеся через бетонные полосы, что подчеркивает идею возвращения природой когда-то отобранных у нее человеком пространств. Участки рельсов, были включенные в общую композицию как напоминание о сугубо утилитарном первоначальном предназначении столь живописного (в настоящее) время объекта. Линейность сооружения была подчеркнута дополнительными приемами, благодаря которым у посетителей формируется желание пройти по этому пути от начала до конца (рис. 4). В настоящее время, глядя на сочные краски цветов, кустарников и трав, невозможно представить, что когда-то это место было совокупностью ржавых рельсов и разрушающихся от времени бетонных опор [9].
В современной архитектуре существует стремление расширить границы внешнего и внутреннего пространства или совсем стереть их. Уже не объекты, а пространства являются предметом проектирования и осмысления: ландшафтная архитектура доминирует над архитектурой одного здания (или комплекса зданий). В контексте данных тенденций, ренатурализация урбанизированных территорий осуществляется путем подчинения формы здания, его этажности и прочих параметров существующему природному ландшафту, с учетом минимального нарушения сложившихся биотопов и/или их воссоздания после завершения строительства.
Описанный выше метод формирования инновационных элементов природного комплекса города был использован при проектировании архитектором Домиником Перро женского университета Ихва (Ewha Womans University) в Кореи (рис. 34). При выполнении проекта реконструкции основной задачей было размещение дополнительных площадей. Архитектор предложил выделить под строительство площадку, расположенную практически в самом центре университетского городка (на месте существующей площадки для занятий легкой атлетикой), а для того, чтобы ограничить степень разрушения существующего ландшафта, расположить все помещения под землей. Вмешательство в рельеф ограничилось тем, что на отлогом склоне был вырыт канал длиной 250 м и шириной 25 м, вертикальные плоскости которого были выполнены в виде стеклянных стен (рис. 34). Это позволило наполнить помещения естественным светом, раздвинуть их границы путем визуального объединения с окружающей средой [4].
Рис. 34. Комплекс университета Ewha, 2008, Сеул, Корея
В условиях стесненной городской застройки сами здания и сооружения преобразуются в элементы природного комплекса путем обеспечения их биопозитивности. Под биопозитивностью понимается создание возможности существования на поверхности зданий и сооружений растений и представителей животного мира [8]. К методам достижения биопозитивности относятся:
· озеленение крыш (рис. 35) , широко распространенное в США, где запатентовано около десяти различных систем «зеленой кровли», в Германии, где озеленено около 14% всех крыш, и других странах;
Рис. 35. Озеленение крыш |
· озеленение стен (рис. 36), которое может выполняться как с использованием новейших технологий и материалов, таких как система «Растительная стена», запатентованная архитектором Патриком Бланом, так и путем устройства дополнительного каркаса, который со временем заполняется вьющимися растениями;
· выполнение «живого» покрытия автостоянок (рис. 37) путем выс
Дата добавления: 2015-02-19; просмотров: 2442;