ГЛАВА ДЕВЯТНАДЦАТАЯ
[Раскрытие уловок,основанных на неправильном употреблении оборотов речи.
Одноименность и двусмысленность]
Итак, из [софистических] опровержений от одноименности и двусмысленности у одних какая-то из посылок имеет больше одного значения, а у других заключение многозначно; например в [софизме] sigonta legein заключение имеет двоякий смысл, в [софизме] «тот, кто знает, не со-знает» одна из посылок содержит двусмысленность. А имеющее двоякий смысл иногда истинно, иногда неистинно — оно означает то сущее, то не-сущее.
Когда многозначность содержится в заключении, опровержения но получается, если не присовокупить еще противоречие, например в [софизме] «видение слепого», ибо без противоречия здесь не было опровержения. Когда многозначность содержится в посылках, [отвечающему] нет необходимости заранее отрицать двоякий смысл. Ведь довод не имеет своей целью этот двоякий смысл, а основывается на нем. Поэтому следует с самого начала отвечать на двусмысленность имени или речи утверждением, что «в одном смысле это так, в другом нот», как, например, sigonta legein- что в одном смысле это возможно, в другом нет или ta deonta (должное) — что одно из должного следует исполнять, а другое нет, ибо «должное» многозначно. Если же двусмысленность осталась [вначале] незамеченной, следует это исправить, делая в конце добавление к вопросу; [например, на вопрос], может ли sigonta legein (молчащий говорить), [следует ответить]: нет, но [можно говорить] tonde sigonta (об этом молчащем). И точно так же следует поступать, когда двусмысленность содержится в посылках. [Например]: итак, то, что знают, не со-знают? Да, но не те, кто знает таким-то образом. Ведь не одно и то же не сознавать и не знать таким-то образом. И вообще, даже если [вопрошающий] прямо строит умозаключение, следует противиться ему, утверждая, что сказанное им отрицало не суть дела, а имя, так что опровержения нет.
Дата добавления: 2015-01-08; просмотров: 715;