Этология человека
Широкое применение сравнительного метода к изучению эволюционных основ поведения животных повлекло за собой этологичес-кий анализ видоспецифических элементов в поведении человека. Следует сразу уточнить, что речь идет не о генетических основах интеллекта человека и свойств его высшей нервной деятельности, которым посвящены многочисленные исследования психогенетиков (Равич-Щербо и др., 1999; Малых и др., 1998), а о природе таких реакций как мимические, эмоциональные и некоторые двигательные стереотипы.
Вопрос о существовании наследственно обусловленных элементов в поведении человека долгое время был дискуссионным. По этому вопросу имелся широкий спектр точек зрения. Так, У. Джеймс (см.: 2.3) утверждал, что у человека больше различных инстинктов, чем у животных, но они "замаскированы" его способностью к обучению и мышлению. В отличие от этого большинство бихевиористов придерживалось противоположной точки зрения. Они почти полностью отрицали такую возможность и считали, что ведущую роль в формировании поведения человека играют индивидуально приобретенные компоненты.
Анализ поведения человека с помощью этологических методов одними из первых начали проводить Н. Тинберген (Tinbergen, 1963) и ученик К. Лоренца немецкий ученый И. фон Эйбл-Эйбесфельдт в 50-е годы XX столетия.
Исследование сигнального значения мимических движений человека.Эйбл-Эйбесфельдт исследовал мимику и выражение эмоций, а позднее – особенности восприятия и их проявление в искусстве у представителей ряда этнических групп. В процессе этих исследований он применял те же методы, которые составляют специфику этологии животных. Формулируя цели этого направления науки, он определил, на чем должна базироваться этология человека. Важнейшими направлениями исследования он считал наблюдения за развитием детей в обедненных и обогащенных условиях. Эти данные он планировал сопоставлять с аналогичными, полученными на животных. Важное значение он придавал также сопоставлению наблюдений за особенностями поведения представителей разных культур (кросс-культурный анализ), а также выявлению универсальных филогенетических адаптации в поведении человека, сопоставимых с ФКД, релизерами и другими видоспецифическими феноменами поведения животных.
Благодаря исследованиям, проведенным в разных странах мира (включая Европу, Полинезию и Латинскую Америку), Эйбл-Эйбесфельдт установил, что в поведении человека действительно имеется ряд врожденных двигательных стереотипов, вполне сходных с ФКД животных. К ним относятся в первую очередь многие мимические движения, например вскидывание бровей, знаки согласия и отрицания, поведение при "флирте" и др.
Сравнение поведения представителей разных этнических групп показало, что некоторые из таких стереотипов универсальны и имеют одно и то же значение у народов самых различных культур. Например, "взлет бровей" используется как форма приветствия на расстоянии и у европейских народов, и в Новой Гвинее. Она существует и у японцев, но считается там неприличной и потому активно подавляется воспитанием (Eibl-Eibesfeldt, 1967; 1977). Столь же широко распространенным оказалось и сморщивание носа как гримаса отвращения. Предполагают, что эта реакция возникла в результате эволюционных изменений (ритуализации) непроизвольных движений, совершаемых при рвоте.
Было обнаружено, что у детей – представителей самых разных этнических групп формирование церемонии приветствия происходит согласно единой стратегии: в них можно обнаружить чередование знаков дружелюбия и агрессивности.
Дата добавления: 2015-01-10; просмотров: 903;