Шесть стадий болезни
В аюрведической традиции школы Сушруты принято выделять шесть стадий развития болезни: ментальную (манаса-викрити), эфирную (прана-викрити), нейроэндокринную (доша-викрити), эндотоксическую (ама-викрити), проявленную (вьякти-викрити) и терминальную (мритья-викрити). На первых трех стадиях заболевание считается легко излечимым, на четвертой — излечимым, на пятой — трудноизлечимым, на шестой — неизлечимым.
К сожалению, современная медицина чаще всего начинает оказывать помощь лишь на пятой, а то и на шестой стадии болезни. Это обусловлено не совсем точной концепцией определения термина «болезнь», отсутствием холестического (целостного, интегрального) подхода к оценке состояния пациента, несовершенством диагностических методов, а также недостаточной медицинской грамотностью населения.
Аюрведическая медицина демонстрирует безусловное преимущество системы ранней диагностики, благодаря которой значительно увеличивается возможность успешного излечения больного. Аюрведа предлагает очень простые способы определения стадии болезни и постановки точного диагноза (при достаточном опыте и мастерстве врача). Таков метод «пяти зеркал», включающий в себя исследование пульса, языка, ушных раковин, глаз и «сигнатур» на теле пациента (родинки, знаки на ладонях и стопах, форма и строение ногтей и волос, характер и выраженность морщин, цвет и запах кожных покровов и слизистых).
Методы лечения в Аюрведе (многие из них современная медицина относит к профилактике) выбираются в зависимости от стадии болезни.
Первая стадия болезни — манаса-викрити — связана с проблемами нашего «тонкого тела». Существуют три основных природных начала — гуны (ниже приводятся краткие их характеристики), которыми мотивированы различные проявления человеческого характера. Гуны очень динамичны, они влияют на нашу психику по закону соответствия, проявляя уровень сознания. Их взаимные сочетания создают всевозможные оттенки нашей психики. Неуравновешенность гун может вызывать у человека большое психологическое напряжение.
Саттва-гуна (букв. «благость») связана со способностью живого существа оценивать те или иные проявления окружающего мира и происходящие события непредвзято, без эмоций и ощущений, только с помощью чистого интеллекта (буддхи). Ее характеризуют умиротворение, спокойствие, ясность ума, искренность, жизнерадостность и оптимистичность. Гуна благости отражает Закон вселенской гармонии, дает защиту от многочисленных болезней, преждевременной старости и смерти. Большинство современных людей могут удерживать состояние гуны благости лишь очень короткое время, так как подвержены влиянию раджаса и тамаса. Для обитателей же мира Сварги саттва-гуна — состояние естественное, обычное.
Что касается раджа-гуны (букв. «страсть»), то о ней нужно сказать следующее. Чувства привлекаются объектами материального мира подобно тому, как железо притягивается магнитом. Ощущения, которые при этом возникают в уме (манасе) могут быть приятными или неприятными, независимо от того, какими способами они достигаются. В дальнейшем ум стремится направить тело к «приятным» объектам чувств и во что бы то ни стало избежать «неприятных», что, однако, не приносит блага его обладателю. Подчинение души манасу, потеря контроля над своими чувствами определяют состояние раджа-гуны. Оно лишает возможности правильно воспринимать мир, так как порождает очень сильную привязанность к объектам чувств (пристрастия) и способствует затрате чрезмерного количества энергии на их достижение. Гуна «страсти» затуманивает сознание и вызывает к жизни различные пороки — гордыню и эгоизм, зависть и жадность, гневливость и раздражительность, умственное беспокойство и суетливость, ненависть, склонность к насилию и осуждению, непостоянство и страх, ревность и вожделение, — которые считаются в Аюрведе корнями большинства болезней и свидетельствуют о зарождающемся недомогании. Животные, птицы, пресмыкающиеся и некоторые обитатели вод естественным образом склонны находиться в раджа-гуне.
Тама-гуна (букв. «невежество») связана с глубокой и, как правило, непрерывной погруженностью чувств в плотные слои материальной природы. При этом теряется или замедляется способность дифференцировать «приятные» и «неприятные» ощущения, энергия психики переходит в потенциальное состояние, притупляются различные потребности, мотивации и желания. Проявления тама-гуны — умственная инерция, медлительность, сонливость, лень, апатия и иллюзорное восприятие окружающего мира. Тама-гуна доминирует у растений, многих обитателей вод, насекомых, простейших, грибков, бактерий и вирусов. Если человек подпадает под влияние гуны невежества, он утрачивает желание заботиться о своем здоровье, часто питается испорченной или несоответствующей пищей, не соблюдает правильного режима дня, разрушает свое тело алкоголем или наркотиками и обращается к врачам лишь тогда, когда болезнь уже проникла в его тело.
Если раджа-гуна или тама-гуна завладевают сознанием человека, аюрведическая медицина считает это первой — ментальной — стадией болезни (она может иметь врожденные или наследственные причины, что будет объяснено далее).
Существуют различные виды духовных практик, которые считаются наилучшим лекарством для ума, позволяющим избавиться от разрушительного влияния раджаса и тамаса. Например, гьяна представляет собой изучение философско-религиозных канонов или получение трансцендентного знания от наставника с последующим постепенным процессом осознания законов материальной природы и способов освобождения от зависимости по отношению к ней. Йога является восьмиступенчатым путем Патанджали, дающим возможность постепенно очистить все оболочки души от «грубой и тонкой грязи», научиться полностью контролировать свое тело, чувства и ум и войти в непосредственный контакт с Богом путем длительной медитации. Бхакти — путь раскрытия своего сердца и культивирования любви к Богу и другим живым существам.
Аюрведа предлагает использовать различные медитативные практики в сочетании с внутренним наблюдением и оценкой происходящего.
Если же человек не станет «вырывать корни сорняков», они неизбежно будут давать все новые и новые всходы. Пороки ума постепенно дисгармонизируют эфирное тело. Обычно большинство наших мыслей сопровождается определенной эмоциональной оценкой, что неизбежно порождает элементалы (мыслеформы), часть которых очень опасна. Негативная реакция психики вносит искажения в резонансные частоты информационных каналов (стхула) и камертонных центров (чакр), а также нарушает нормальное движение энергии по каналам нади. То же происходит, если кто-либо обрушивает на окружающих элементалы гнева, ненависти, зависти, злобы и страха. Эти мыслеформы имеют очень большую силу, поскольку в возбужденном состоянии человек невольно наделяет их огромными сгустками энергии шакти (разрушительным воздействием на эфирное тело обладают также высокочастотные и лептонные излучения от компьютеров, телевизоров, сотовых телефонов, микроволновых печей и линий высоковольтных передач).
В древних системах врачевания подобные нарушения выявляли с помощью пульсовой диагностики (современная западная медицина может делать это методами Кирлиан, Риодараку или Фолля). Для корректировки эфирного тела аюрведическая медицина предлагает методы мармавидьи (акупунктура и точечный массаж), вастувидьи (гармонизация пространства), пранавидьи, минерало-, арома- и музыкотерапии.
Если болезнь не устраняется на первых двух стадиях, то она неизбежно переходит на третью — нейроэндокринную или доша-викрити (стадию разбалансировки трех дош). Нейроэндокринная система обеспечивает гомеостаз (постоянство внутренней среды физического тела). Негативные психологические стереотипы и отрицательные эмоции, внося искажения в энергоинформационное тело, вызывают разбалансировку центров головного и спинного мозга (дисбаланс вата-доши) и нарушают гормональное равновесие физического тела (дисбаланс питты и капхи). Любой внешний или внутренний фактор, нарушающий это равновесие, неизбежно активизирует защитные реакции организма. Возбуждение коры и подкорковых центров головного мозга, в том числе и гипоталамуса (активизация прана-ваты), приводит к выбросу адреналина, глюкагона, тироксина (активизация ранджака-питты), а затем — кортизола и инсулина (активизация аваламбха-капхи). Под влиянием адреналина (гормона мозгового слоя надпочечников), глюкагона (контр-инсулярного гормона поджелудочной железы) и тироксина (гормона щитовидной железы) происходит повышение содержания глюкозы в плазме крови, усиление распада жиров и гликогена (при этом глюкоза преимущественно используется мозговой тканью, а энергетические потребности организма обеспечиваются главным образом за счёт жирных кислот). Повышается артериальное давление и усиливается сокращение сердца, активизируется активность тромбоцитов (склонность к тромбообразованию), уменьшается выделение пищеварительных ферментов и снижается болевая чувствительность. Действие указанных гормонов и их «исполнителей» — ферментов — достаточно кратковременно. Однако следом вырабатываются гормоны преимущественно анаболической направленности, активность которых сохраняется значительно дольше. Кортизол стимулирует образование глюкозы в печени из неуглеводных компонентов (в основном из аминокислот), оказывает противовоспалительное действие, стабилизирует клеточные мембраны и подавляет повышенную активность иммунной системы. Инсулин усиливает утилизацию тканями глюкозы, увеличивает синтез жиров (в том числе холестерина) и гликогена в печени и мышцах, увеличивает активность многих анаболических ферментов.
Поскольку эфирное тело является своеобразным камертоном нейроэндокринной системы, и каждый канал стхула-праны сохраняет информацию о нормальном (стандартном) физиологическом уровне соответствующих гормонов, ферментов и биологически активных веществ, любые стойкие нарушения эфирного тела неизбежно приводят к рассогласованию работы центров нейроэндокринной системы, развивается так называемый «гиперадаптационный синдром». Согласно Аюрведе, нарушения в эфирном теле выводят из равновесия вату, питту и капху. Однако люди из-за недостаточной чувствительности не ощущают начала заболевания и редко обращаются к врачу на этом этапе. Современная же медицина может выявить болезнь на этой стадии лишь с помощью достаточно дорогостоящих биохимических и инструментальных исследований.
Аюрведические каноны достаточно подробно описывают ранние признаки третьей стадии болезни в зависимости от разбалансировки той или иной субдоши. Пульсовая диагностика также является методом очень точного выявления нейроэндокринных нарушений. Чтобы привести в равновесие вату, питту и капху, чаще всего достаточно правильно подобрать диету и соответствующие образ и ритм жизни. В некоторых случаях необходимо добавить в рацион определенные биологически активные пищевые добавки и фитопрепараты. Аюрведой созданы специальные лекарства, относящиеся к категории расаяны (приводящие в равновесие нейроэндокринную систему и обладающие омолаживающим действием). Используются, естественно, и методы, применяемые на более ранних стадиях; особенно эффективна мармавидья.
Эндотоксическая стадия (ама-викрити) связана с образованием и накоплением амы (продуктов неполного метаболизма). Нарушение гормонального равновесия вызывает разбалансировку в работе пищеварительных и клеточных ферментов. Образующиеся при этом «шлаки» поступают в кровь или аккумулируются в тканях. Некоторые «шлаки» являются весьма опасными химическими соединениями. Например, пигментный жир липофусцин способен, накапливаясь в нервных клетках, вызвать нарушение функции многих жизненно важных центров головного мозга. Свободные радикалы (супероксид-радикал, перекись водорода и гидроксильный радикал), образующиеся в результате окислительно-восстановительных реакций, могут повреждать эндотелий сосудов, способствуя развитию атеросклероза, вызывать быстрое старение костно-хрящевой ткани суставов и позвоночника за счёт появления поперечных «сшивок» молекул белка коллагена, нарушать коллоидное равновесие желчи, приводя к образованию камней. А накопление уратов и оксалатов вызывает развитие мочекаменной болезни.
Биологические дефекты органов тела могут быть следствием прарабдха-кармы (негативных наклонностей прошлых жизней), генетических проблем или приобретенных «поломок» из-за разрушительного действия факторов внешней среды (острые и хронические стрессы, неправильное питание, инфекции, проживание в экологически неблагоприятных зонах). Кармический механизм считается наиболее значимым, поскольку, с одной стороны, даже со смертью тела болезнь переносится в новое воплощение, а с другой — воздействиями только на физическое тело проблему полностью решить невозможно. Следует знать, что те или иные пороки ослабляют камертонные центры (чакры третьего круга) соответствующих жизненно важных органов. Так, гордыня ослабляет печень, эгоцентризм — сердце, а страх и лицемерие — почки. Накопление амы в организме вызывает общую слабость, повышенную утомляемость, раздражительность, чувство дискомфорта, сонливость, нарушения памяти, обильный налет на языке, дурной запах изо рта, потерю аппетита, повышенное газообразование, мигрирующие боли в животе, гнойничковые высыпания на коже и др.
Вначале могут появиться только два-три симптома, однако по мере прогрессирования заболевания признаки эндотоксикоза будут нарастать.
Каждый орган имеет свою систему детоксикации. Ама обычно накапливается в «ослабленных» частях тела. Достаточно поголодать в течение суток, чтобы выяснить степень «зашлакованности» организма — в этот период вышеописанные симптомы проявятся особенно остро.
Метод «пяти зеркал» позволяет достаточно точно выявить места накопления амы в организме. На четвертой стадии болезни Аюрведа применяет методы шодханы (избавления от амы), проводя очищение желудка, кишечника, печени, крови, почек, дыхательной системы и кожи. Для этого используется панчакарма — пять очистительных процедур (нетти-крия, вамана-дхоути, виречан, басти и абхьянга), назначается прием препарата трифала-гуггул (фитокомплекса, активизирующего антитоксическую функцию клеток и ускоряющего выведение амы через печень, кишечник и почки), применяются различные энтеросорбенты и лечебные масла.
Пятая стадия болезни — вьякти-викрити (клиническая или проявленная) — связана с активизацией механизмов саморегуляции организма, когда органы или ткани пытаются освободиться от амы. Эта стадия сопровождается возникновением специфических симптомов, например, болью в области почек, повышением температуры, кашлем или тошнотой. Такие проявления называются «музыкой болезни». Любая патология организма имеет свой индивидуальный ритм, проявляющийся периодами обострений и ремиссий, свой «характер» и свои «пристрастия». Она проявит себя не только различными симптомами, но и отразится в «пяти зеркалах» тела и малах (поте, моче и испражнениях), зазвучит на лучезапястной артерии, где принято определять пульс. Кожа, слизистые и язык отразят динамику развития болезни, а ушные раковины и глаза — глубину ее проникновения. Запахи пота и дыхания будут иметь характерные для каждой болезни особенности. Однако даже по жалобам пациента опытный врач сможет на этой стадии легко поставить диагноз.
К сожалению, большинство людей обращается за медицинской помощью только на пятой стадии, когда процесс лечения является достаточно сложным и требует огромных упорства и терпения и от врача, и от больного. Здесь используется весь спектр комплексного лечения: мармавидья, остеопатия, лечебная и дыхательная гимнастика, гомеопатия, гирудо-, фито-, бальнео-, диетотерапия и др.
Если не удается преодолеть болезнь на предыдущих стадиях, она неизбежно переходит в терминальную — мритья-викрити, когда защитные механизмы органа утрачивают свою силу, а ткани претерпевают необратимые изменения. Происходит постепенное разрушение и гибель данной системы организма. Например, при запущенной мочекаменной болезни образуется огромный коралловидный камень, что приводит к гидронефрозу и гибели почки, или из-за многочисленных инфарктов миокарда развивается сердечная недостаточность. Тут уже ни мармавидья, ни фитотерапия, ни гомеопатия не будут эффективны. Они в лучшем случае лишь позволят облегчить страдания пациента и замедлить приближение финала. Единственное, что еще может помочь, это попытка выполнить пересадку органа. Кстати, такие операции достаточно успешно проводились как в аюрведических ашрамах Сушруты, так и в дравидийских центрах Агастьи много тысячелетий назад.
Список использованной литературы:
Charaka Samhita,
v.I-IV. Chaukhambha Orientalia, 1995.
Sushruta Samhita,
v.I-IV Chaukhambha Orientalia, 1992
Ashtanga Hridayam Samhita,
v.I-III. Chaukhambha Orientalia, 1991
Kasyapa Samhita.
Chaukhambha Orientalia, 1992
Shrimad Bhagatam,
I-12 canto. A.С. Bhaktivedanta Swami Prabhupada,
Los Angeles, «BBT», 1987
Bhagavad gita as it is.
A.С. Bhaktivedanta Swami Prabhupada,
Los Angeles, «BBT», 1980
Isha Upanishada.
A.С. Bhaktivedanta Swami Prabhupada,
Los Angeles, «BBT», 1980
А.С.Бхактиведанта Свами Прабхупада
«Учение Господа Капилы»,
Москва: «Истоки», 1998
R. Thompson.
Vedic cosmography and astronomy.
Los Angeles, «BBT», 1989
Харикеша Свами Вишнупад.
Тринадцатая глава Бхагавад Гиты.
Москва: «Sentient Press», 1997
Харикеша Свами Вишнупад.
Вопросы и ответы.
Москва, «Истоки», 1998
Дипак Чопра.
Идеальное здоровье.
Москва: «Древо жизни», 1992
Кушниренко Э.Ю.
Два цветка на древе медицины.
Москва-Воронеж: «Золотое сечение», 1999
Свобода Р. Пракрити
(Ваша аюрведическая конституция),
Москва: «Саттва», 2001
Нарайян Р.К.
Боги, демоны и другие.
Москва: «Наука», 1974
Дильман В.М.
Почему наступает смерть.
Ленинград: «Медицина», 1972
Дильман В.М.
Четыре модели медицины.
Ленинград: «Медицина», 1987
Гроф С.
Холотропное сознание.
Москва: Издательство
Трансперсонального Института, 1996
Ли Хунчжи.
Фалунь Дафа.
Москва: Изд-во РУДН, 1999
Гумилев Л.Н.
Этногенез и биосфера Земли.
Ленинград: «Гидрометеиздат», 1990
Миньков А.Б.
Солнце доброе и солнце злое.
Аюрведа — наука жизни, №2, с. 59-63
Сичинава К.Л.
Три доши — три интегральных принципа управления физическим телом.
Аюрведа — наука жизни, №2, с.34-36
Сорокина Ю.В.
«Чарака Самхита», «Сушрута Самхита», «Кашьяпа Самхита».
Аюрведа — наука жизни, № 6, с.14-18, № 7, с.15-18, № 8, с. 14-17
Дата добавления: 2015-01-10; просмотров: 1163;