Доши и субдоши
Доши и субдоши — не что иное как базовые принципы Аюрведы, однако ни в одной книге, написанной на Западе или в России, не дается реальных, научных представлений о том, что же это такое.
В лучшем случае упоминается о том, что вата — это пять воздушных потоков в организме, питта — 25 видов телесного «огня» (пять агни-махабхута — потенциальная энергия пяти первоэлементов, семь агни-дхату — потенциальная энергия семи тканей и 13 джатар-агни — энергия пищеварения), а капха — это пять видов телесной «слизи». Подобные формулировки так или иначе наложили отпечаток на все направления Аюрведы.
Но вата, питта и капха — это не мистические энергии или жидкости, которые невозможно увидеть, пощупать и даже осознать, а так называемые шарирака-доши, или доши, относящиеся к нашему физическому телу. Шарирака-доши управляют нашим биологическим (анатомическим) телом, в отличие от трех манаса-дош — саттва, раджас и тамас, связанных с «тонким» телом (психикой). А поскольку физическое тело хорошо изучено физиологией, то, судя по качествам этих трех дош, мы можем понять, что они являются просто тремя интегральными показателями нашей нейроэндокринной системы.
Каждая из них имеет следующие характеристики: прамана (количество), гуна (особенности или качества) и карма (функция). Будучи в норме (авикрита), они участвуют в выполнении различных функций тела и таким образом поддерживают его. Но они имеют тенденцию выходить из равновесия (викрита), когда их количество, свойство или функция увеличивается (вридхи) или уменьшается (кшайя). Если они перестают соответствовать норме, то оскверняют места своего пребывания — дхату (ткани). Поэтому они и носят название доши (букв. «осквернители»).
Специально подчеркивается, что имеется только три шарирака-доши, несмотря на заверения некоторых авторов, что имеется якобы четвёртая доша — ракта (кровь). Такое представление о якобы «четвертой» доше долгое время существовало на Ближнем Востоке, в Центральной и Средней Азии, куда в начале нашей эры проникло знание Аюрведы.
Согласно представлениям современной физиологии, вату можно рассматривать как интегральный показатель функции центральной нервной системы. Питта и капха являются инте-гральными показателями различных функций гормональной системы. Питта относится к гормонам, нейромедиаторам и ферментам катаболического действия (биологически активные вещества, вызывающие распад энергетических и пластических субстратов тела — гликогена, жиров и белковых структур, а также распад пищи, поступающей в желудочно-кишечный тракт, на более простые компоненты). Капха относится к гормонам и другим биологически активным веществам анаболического действия (синтез пластических и энергетических субстратов из аминокислот, глюкозы, жирных кислот и микроэлементов).
С точки зрения аюрведических канонов, вата-доша формируется благодаря сочетанию первоэлементов материи «воздуха» (принцип движения) и «эфира» (принцип организующей энергоинформационной матрицы) и обеспечивает движение и управление, побуждая двигаться питту и капху, инертные по своей природе.
Вата
Вата, соответствующая функции нервной системы, обладает уникальным качеством «сухости», не встречающимся у других шарирака-дош, ибо не требует жидкостных сред (плазмы крови или лимфы) для передачи импульса. Она «холодная», поскольку для ее функционирования необходима затрата энергии тела (активное использование АТФ, получаемой исключительно из глюкозы). Она «подвижная», так как постоянно меняется характер и скорость передачи импульсов (процессы возбуждения и торможения).
Вата-доша подразделяется на пять субдош:
• Прана-вата — интегральный показатель функции головного мозга как приемного устройства, телевизора, обеспечивающего связь физического тела с психикой («тонким» телом) через энергоинформационную оболочку. Эта субдоша является своеобразной «дверью» между макро- и микрокосмом. Она первой реагирует на все изменения окружающего мира. Ее можно соотнести со всей центральной нервной системой, но прежде всего с корой головного мозга, лимбической системой, гипоталамусом, таламусом и продолговатым мозгом. Прана-вата переводит получаемую через чувства (индрии), ум (манас) и интеллект (буддхи) информацию, мыслеформы и желания в электромагнитные и биохимические (релизинг-факторы) импульсы. Кроме того, она управляет парасимпатическим звеном вегетативной нервной системы.
• Уддана-вата является рефлекторным механизмом, идущим вверх, связанным, главным образом, с выдохом, икотой, зевотой, рвотным рефлексом и речью. Относится к интегральной функции ядер черепно-мозговых нервов, шейного и верхнегрудных сегментов спинного мозга. В момент смерти именно удана вызывает разрыв между анатомиче-ским (анна-шарира) и эфирным (прана-шарира) телами.
• Самана-вата — система рефлекторных механизмов, связанная с функционированием сфинктеров желудочно-кишечного тракта, его перистальтикой и контролем над синтезом пищеварительных ферментов и желчевыводящей системы печени. Самана относится к горизонтальным (уравновешивающим) вайю и связана с симпатическими центрами, расположенными в нижнегрудных и верхнепоясничных отделах спинного мозга.
• Апана-вата — это система рефлекторных механизмов, управляющих функциями органов малого таза: толстого кишечника, мочевыделительной и половой систем. Апана относится к нисходящей вайю и отражает функцию симпатических центров пояснично-крестцовых сегментов спинного мозга.
• Вьяна-вата — это рефлекторные механизмы, обеспечивающие работу сердечно-сосудистой системы (частоту сердечных сокращений, тонус гладкой мускулатуры артерий, венозный тонус и венозный возврат). Вьяна относится к «всепроникающей» (диффузной) вайю, поскольку организм буквально пронизан артериями, венами и капиллярами. Она отражает функцию симпатических центров шейного и грудного сегментов спинного мозга.
Уддана-, самана-, апана- и вьяна-вата — рефлекторные механизмы, связанные с определенными симпатическими центрами спинного мозга и различающиеся по типу действия. Все эти четыре субдоши работают только вместе с прана-ватой. Нарушение баланса первой неизбежно приводит к различным нарушениям остальных четырех механизмов.
Несмотря на разнообразие функций, субдоши тесно взаимодействуют между собой. По данным сотрудника Центра «Дханвантари» К.Л. Сичинавы:
• Морфин, влияя преимущественно на прана-вату (нарушение чувственного восприятия, приводящее начала к эйфории, а затем к угнетению центральной нервной системы и сну), тормозит также кашлевой и дыхательный центры и сужает бронхи (удана), тормозит перистальтику желудка и сокращение желчных протоков (самана), устраняет кишечные колики и позывы к мочеиспусканию (апана), блокирует болевую чувствительность (вьяна).
• Эуфиллин, влияя преимущественно на удана-вату (расширение бронхов и облегчение выдоха, возбуждение дыхательного центра), вызывает также тахикардию и потливость (вьяна), снижение артериального давления, головокружение, экстрасистолы (прана), повышает желудочную секрецию (самана), оказывает мочегонное воздействие (апана).
• Церукал, влияя преимущественно на самана-вату (синхронизация выброса пищеварительных ферментов, нормализация перистальтики, устранение тошноты), прекращает также отрыжку воздухом (удана), подавляет икоту, а в больших дозах вызывает легкую дезориентацию (прана), способствует эвакуации каловых масс (апана).
• Прозерин, влияя преимущественно на апана-вату (устранение пареза кишечника и стимулирования родоразрешения), вызывает также сокращение скелетных мышц, учащение моргания и потливость (вьяна), спазмирует бронхи (удана), усиливает перистальтику желудка и 12-перстной кишки (самана), повышает судорожную готовность и может спровоцировать эпилептический припадок (прана).
• Никотиновая кислота, влияя преимущественно на вьяна-вату (расширение кожных сосудов, ощущение зуда и «мурашек», жар кожи с последующим познабливанием), повышает также желудочную секрецию (самана), вызывает головокружение и внутренний дискомфорт, провоцирует экстрасистолию (прана).
Разумеется, взаимодействие субдош нагляднее проявляется в груди (удана) при внутривенном введении препарата, т.к. малые дозы лекарств зримо влияют только на свою ведущую субдошу, особенно в первое время. Конечно, каждому из вышеперечисленных примеров можно дать более развернутую и углубленную трактовку. Здесь же, в этой научно-популярной книге достаточно упомянуть, что каждый монопрепарат (некомбинированное лекарство) как бы распределяет энергию между теми или иными двумя субдошами в пределах одной доши, а на две другие если и влияет, то опосредованно.
Для иллюстрации взаимовлияния субдош можно привести и «не медикаментозные» примеры. Представьте себе человека, который очень хочет опорожнить кишечник, но не может, в силу обстоятельств, удовлетворить это желание. Происходит сознательная блокировка самой массивной, нисходящей апаны. Апана начинает подниматься и блокирует нисходящую прану, усиливает восходящую удану и рассеивает самую «тонкую» трудноуловимую вьяну. И человек начинает пританцовывать, морщиться, кусать губы, строить гримасы и делать массу других, внешне нелепых движений. Вместе с тем у него усиливается урчание в животе, меняется ритм сердца, дыхание становится хаотичным, т.е. задержки вдоха чередуются с короткими сильными выдохами. После удовлетворения желания раздается благостный, умиротворенный выдох (который не совсем правильно называется «вздохом» облегчения), т.е. удана начинает ослабевать, вслед за чем и другие субдоши начинают успокаиваться.
Стоит, однако, заметить, что регулярное сдерживание позывов может привести к стойкой дисрегуляции психики.
Иной пример. Человек внезапно получил страшную новость. У него появляются потливость («пот прошиб»), тремор («бросило в дрожь»), нервный зуд. Затем начинается urina spastica (частое отделение светлой мочи), а в тяжелых случаях — «медвежья болезнь». Позже проявляется патологический аппетит («нервное заедание») или, наоборот, отвращение к пище. Западная медицина объяснит все эти явления взаимосвязью гипоталамуса, гипофиза и надпочечников, симпато-адреналиновым кризом (выбросом стрессорных гормонов надпочечников), который повлек за собой усиление сначала симпатической, а затем и парасимпатической нервной системы (так называемая гиперамфотония). Представитель китайской или тибетской медицины скажет, что «страх вредит почкам», т.е. испуг привел к резкому снижению почечной энергетики. Почка, фильтрующая и нагнетающая мочу, и мочевой пузырь, изгоняющий ее, в норме работают «паритетно» и согласованно. При ослаблении почки партнер, т.е. мочевой пузырь, начинает чувствовать себя хозяином и усиливает свое влияние. Это приводит к учащенному мочеиспусканию неконцентрированной мочой. Поскольку в суточном ритме циркуляции энергий почки и толстый кишечник являются антагонистами (максимальный приток энергии в меридиан почек осуществляется с 17 до 19 часов, а в меридиан толстой кишки – с 5 до 7 часов), резкое ослабление почек приводит к патологическому усилению толстого кишечника, что и объясняет возникновение «медвежьей болезни».
Аюрведа же укажет на то, что резкое усиление прана-ваты привело к «распылению» вьяны, усилению апаны и извращению саманы. А если начался нервный кашель или «от страха сел голос», то, значит, и удана вышла из равновесия.
В конечном же итоге все три традиции объясняют одну истину, рассмотренную под разными углами зрения.
Питта
Питта — интегральный показатель гормональной системы, ее катаболического звена. Катаболизм — это механизм расщепления энергетических и пластических субстратов. Энергия в физическом теле делится на кинетическую и потенциальную. Каждая ткань — это энергия, упакованная в вещество. Энергетическим субстратом может быть все, что угодно, но в обычных условиях это глюкоза, циркулирующая в крови, или ее более плотная форма — гликоген, аналог растительного крахмала. При недостатке глюкозы начнется его распад, и кровь станет насыщаться глюкозой, которая может проникать с током крови повсюду. В условиях достаточного поступления кислорода из одной ее молекулы на уровне митохондрий («энергетических станций» клетки) образуются 38 молекул АТФ. При дефиците кислорода (при атеросклерозе, хронических заболеваниях легких, анемиях или пребывании в высокогорных районах) образуется только две молекулы АТФ. Источником энергии могут явиться также жиры, которые под влиянием катаболических гормонов и ферментов будут распадаться на жирные кислоты. При этом некоторые жирные кислоты при нормальном метаболизме могут дать 350 молекул АТФ. Однако это происходит лишь в случае острого и хронического стресса, поскольку, с одной стороны, повышение уровня жирных кислот может приводить к развитию атеросклероза, а, с другой стороны, клетки нервной системы могут питаться только глюкозой.
Белки также могут стать энергетическим субстратом при дефиците жиров и углеводов, например, при длительном голодании или при хронических стрессах, когда транспортные белки крови, лимфоциты и макрофаги отправляются в печень и там под воздействием кортизола — гормона коры надпочечников — превращаются в глюкозу.
Все гормоны и их исполнители — ферменты и биологически активные вещества (пища, лекарственные травы и фармакологические препараты), которые вызывают распад тканей организма или веществ, поступающих извне, — относятся к катаболическому звену гормональной системы, то есть к питта-доше.
Аюрведические каноны говорят, что питта формируется из первоэлементов «огня» (принцип энергии, «распакованной» из вещества) и «воды» (принцип гравитации). Правда, школа Чараки считает их равными «партнерами», а школа Сушруты (к традиции которой принадлежит наш Центр «Дханвантари») отдает первенство элементу «огонь». На это есть определенные причины. Дело в том, что, как считал Сушрута Муни, «огонь» и «вода» являются противоположными стихиями. Ведь одна «распаковывает» энергию, а другая — соединяет. Чарака Муни говорил о том, что питта не может двигаться без жидкости (то есть без крови, по которой распро-страняются катаболические гормоны). Вероятно, они оба были правы по-своему. С одной стороны, первоэлемент «вода» не может быть отнесен в буквальном смысле к жидкостным средам. С другой стороны, катаболические гормоны и ферменты не могут распространяться по «сухим» тканям.
Поэтому главными качествами питта-доши считают следующие. Во-первых, это «теплота», так как при работе катаболических гормонов, ферментов и биологически активных веществ выделяется энергия, в том числе и тепловая. Это качество считается уникальным, ибо отсутствует у других дош. Во-вторых, это «подвижность» — поскольку питта нарушает гомеостаз (постоянство внутренней среды) организма. И, наконец, в-третьих, «влажность», поскольку, как было уже указано выше, питта-доша может действовать только через жидкостные среды.
Питта тоже имеет пять субдош, благодаря чему легко подразделить эти гормоны и ферменты на группы.
• Пачака-питта — это группа ферментов пищеварительного тракта (пепсин, соляная кислота, трипсин, липаза, амилаза, лактаза) и другие биологически активные вещества, способствующие расщеплению пищи в желудке. К этой субдоше принадлежит также желчь, выделяемая печенью, поскольку только в ее присутствии происходит активизация ферментов поджелудочной железы и тонкого кишечника.
• Ранджака-питта — к ней относится целый ряд катаболических гормонов и ферментов — адреналин, глюкагон, тироксин, паратгормон, прогестерон, кортикостероиды и другие, а также большая часть клеток и факторов иммунной системы — Т-киллеры, Т-хелперы, В-лимфоциты, ЕКК, макрофаги, лейкоциты, система комплемента. Ее действие многонаправленное — расщепление энергосубстратов организма и «старых» или измененных клеток. Кроме того, контролируя депо эритроцитов, ранджака-питта обеспечивает окислительно-восстановительные процессы. Она регулирует кислотно-щелочной баланс жидкостных сред и защищает организм от внешней агрессии (инфекций и токсических веществ). Поэтому она формируется главным образом на уровне печени и крови (следует отметить, что именно печень регулирует продолжительность жизни большинства гормонов и биологически активных веществ).
• Бхраджака-питта — ферменты, работающие на уровне кожи и слизистых оболочек. Они обеспечивают защиту наружных покровов тела от внешних повреждающих факторов и разрушение микроорганизмов и продуктов неполного метаболизма, удаляемых через потовые и сальные железы. Эта субдоша также участвует в теплообмене. Препятствует повышенному накоплению мелатонина (гормоноподобного вещества шишковидной железы) в кожи.
• Садхака питта — группа нейромедиаторов центральной нервной системы, оказывающих возбуждающее действие (норадреналин, гамма-аминомасляная кислота, ацетилхолин и другие).
• Алочака-питта — биологически активные вещества и нейропептиды, участвующие в функционировании органа зрения.
Капха
Капха — интегральный показатель анаболического звена гормональной системы. Это гормоны и ферменты, увеличивающие усвояемость, вызывающие синтез пластических веществ и липидно-белковых структур, активизирующих построение жиров и гликогена. У капхи также есть пять подвидов.
• Аваламбха-капха, главный гормон которой — инсулин. Он обеспечивает синтез гликогена и жиров, поступление в клетку глюкозы.
• Кледака-капха — группа ферментов, препятствующих разрушению слизистой оболочки ЖКТ; целый ряд гормонов, оказывающих стабилизирующее действие на желудочно-кишечный тракт и пищеварительную слизь, а также противодействующих активным ферментам и соляной кислоте, которая может переварить слизистую.
• Шлешака-капха — группа гормонов, защищающих соединительную ткань суставов (а также кости и кожу) от повреждения. Основой соединительной ткани является белок коллаген, обеспечивающий ее эластичность и прочность. Существуют факторы, повреждающие коллаген и вызывающие поперечные сшивки. Таковы любые токсические вещества, попадающие в организм извне, эндотоксины (ама), высокочастотные излучения. Их воздействие приводит к образованию свободных радикалов (супероксид-радикала, перекиси водорода и гидроксильного радикала), повреждающих коллаген. Начинается старение прежде всего «рабочих зон» тела — сосудов (где будут повреждаться белково-липидные комплексы и возникнет атеросклероз) и соединительной ткани. На коже появляются морщины, начинают выпадать зубы, кости становятся более тонкими и хрупкими. Неудивительно поэтому, что древние арии назвали шлешака-капху «царством суставов». К шлешаке — системе защиты соединительной ткани — относятся простоциклин, пироксидаза, каталаза, супероксид-дисмутаза, эндотелиально-расслабляющий фактор.
• Бходака-капха относится к слюне, которая содержит все питательные компоненты крови и выполняет защитную роль прежде всего в отношении зубов. Эмаль получает подпитку не изнутри зуба, а непосредственно через слюну.
• Тарпака-капха — тормозные нейромедиаторы. Это — субдоша, связанная с функцией центральной нервной системы: гамма-аминомасляная кислота, серотонин, дофамин, эндорфины. По своему действию она противоположна садхака-питте.
У каждой доши — свое «царство». В аюрведических канонах говорится, что царством вата-доши является толстый кишечник, питта-доши — тонкий кишечник, а капха-доши — желудок и поджелудочная железа. Обычно никто из авторов не объясняет, что это означает.
Дата добавления: 2015-01-10; просмотров: 2357;