Межличностное общение
1. В различных концепциях сущности культуры, сложившихся в ХХ веке, она рассматривается как система символов. Вот что писал по данному вопросу Э. Кассирер: «У человека между системой рецепторов и эффекторов, которые есть у всех видов животных, есть и третье звено, которое можно назвать символической системой… По сравнению с другими животными человек… живёт как бы в новом измерении реальности…, не только в физическом, но и в символическом универсуме. Язык, миф, искусство, религия – части этого универсума, те разные нити, из которых сплетается символическая сеть, сложная ткань человеческого опыта».
Э. Фромм, анализируя данную проблему, писал следующее: «Что такое символ? Символ часто определяют как «нечто, являющееся обозначением чего-то другого…» Такой символ это нечто, находящееся вне нас и символизирующее нечто внутри нас… Язык символов – это язык, в котором внешний мир есть символ внутреннего мира, символ души и разума..., можно выделить три типа символов: условные, случайные, и универсальные…» Опираясь на эти работы этих и других мыслителей ХХ века, объясните, почему они считали способность к символизации основополагающим признаком человеческой культуры? Делают ли они различие между символом и знаком? Каким образом через символ воссоединяаются окружающий мир, сознание и подсознание человека?
2. В ХХ веке в концепциях различных философов культура выступила как система знаков и значений, мир, в котором заключено и через который раскрывается смысловое содержание разнообразных способов человеческого существования. Ю.М Лотман освещал содержание культуры следующим образом: «…на фоне не-культуры культура выступает как знаковая система. В частности, будем ли мы говорить о таких признаках культуры, как «сделанность» (в антитезе «природности»), «условность» (в антитезе «естественности» и «безусловности»), способность конденсировать человеческий опыт (в отличие от природной первозданности) - во всех случаях мы имеем дело с разными аспектами знаковой сущности культуры…
Основная «работа» культуры… - в структурной организации окружающего человека мира. Культура – генератор структурности, и этим она создаёт вокруг человека социальную сферу…
Но для того, чтобы выполнить эту роль, культура должна иметь внутри себя структурное «штампующее устройство». Его-то функцию и выполняет естественный язык». Достаточно основательно данная проблема разрабатывалась западными мыслителями. «Существует всеобщая категория язык/речь, присущая любым знаковым системам, - пишет Р. Барт,- мы сохраним выражение язык и речь даже в тех случаях, когда будем говорить о системах, материал которых не является словесным». Раскрывая данную проблему, французский мыслитель пишет: «Что же такое текст?.. Это не совокупность замкнутых знаков, наделённая смыслом,… а пространство, где прочерчены линии смысловых сдвигов». Весьма определённо высказывания по данному поводу Ж. Деррида: «Для меня текст безграничен. Это абсолютная тотальность. Нет ничего вне текста». Проанализируйте данные высказывания и объясните, какие идеи объединяют творчество представленных мыслителей и являются общими в их понимании культуры? В каких отношениях находятся понятия «язык», «знак», «символ», «текст»? Опираясь на них, сформулируйте своё понимание культуры.
Межличностное общение
Предлагаемая книга представляет собой доступное для широкого круга читателей изложение основ и закономерностей межличностного взаимодействия.
В повседневных контактах между людьми зарождаются дружба и вражда, одиночество и привязанность, семья и команда. В общении человек приобретает свою индивидуальность, находит признание и подтверждает призвание. Много книг и статей посвящается этой главной форме жизнедеятельности человека, но она по-прежнему оставляет широкий простор для исследований и творчества.
Творчество – возможно ли оно в общении? Со всей уверенностью ответим положительно. Творческие потенции человека реализуются не только в новых тактиках и стратегиях общения, взаимном духовном обогащении людей. Творчество способствует преодолению рутины, скуки, шаблонов, выводит отношения на новые высоты, придает им необходимый импульс и глубину, радостную неожиданность, новые перспективы, окрашивает их добрым юмором, наделяет их ощущением надежности, защищенности, неисчерпанности.
В нашей работе мы поставили перед собой несколько задач. Прежде всего, нам хотелось систематизировать богатейший материал, накопленный в современной отечественной и зарубежной науке. Жанр учебного пособия наилучшим образом отвечает этой цели. В книге читатель найдет устоявшиеся положения и идеи, классические концепции и подкрепляющие их эмпирические данные, т. е. все то, что позволяет рассматривать теорию межличностного общения в качестве самостоятельной отрасли научного знания. Предлагаемая структура учебного пособия, в которой темой каждого раздела служит тот или иной аспект анализа межличностного общения, не только выявляет огромное разнообразие изучаемых вопросов, но и представляет направления специализации в рамках самой предметной области.
Вместе с тем нам хотелось познакомить читателей с некоторыми результатами наших собственных исследований (например, касающихся феноменов личного влияния, дефицитного и дефектного общения, социального интеллекта и социальной компетентности и др.), привлечь внимание к научным догадкам и гипотезам современных авторов, изучающих общение между людьми, проблематизировать ряд положений, кажущихся очевидными или решенными. Это побудило нас ввести в структуру текста специальные разделы, возможно, не характерные для учебного пособия, но позволяющие представить теорию межличностного общения как динамично развивающееся знание.
Мы надеемся, что данная книга воплощает в себе традиции ленинградской психологической школы. Судьба подарила нам шанс работать и учиться у таких выдающихся ее представителей, как Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, Л. М. Веккер, Е. С. Кузьмин, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, А. В. Ярмоленко, – людей, которых мы считаем своими учителями, людей, сформировавших наше научное мировоззрение и этику исследовательской работы, преподали уроки жертвенного служения истине и науке, преподавательского мастерства, стремления каждую идею проверять и подкреплять экспериментом, не ограничиваясь смелыми гипотезами.
Учебное пособие подготовлено авторским коллективом:
Куницына Валентина Николаевна, доктор психологических наук, профессор Санкт-Петербургского университета – главы 2,14-24;
Казаринова Надежда Васильевна, кандидат философских наук, доцент гуманитарного факультета СПб Электротехнического университета – главы 1,3-8,11-13;
Погольша Валентина Михайловна, кандидат психологических наук – главы 9, 10, параграф 4 главы 22.
Параграф 2 главы 16 написан совместно В. Н. Куницыной и Н. В. Казариновой.
Дата добавления: 2015-02-13; просмотров: 937;