ПРЕДМЕТ ЭТНОЛОГИИ

Своеобразие каждой науки определяется, как известно, ее соб­ственным предметом изучения и методами исследования этого предмета. С момента становления этнологии как науки и по на­стоящее время сквозной темой ее исследований является генезис этнических культур и межэтнических отношений. Первоначально на основании крайне ограниченной и разрозненной информации о ранних периодах существования человека ученые строили и продолжают строить обобщающие этнологические теории. И хо­тя их авторы претендовали и претендуют на точную реконструк­цию исторической реальности, результаты таких построений не следует отождествлять с тем, что было на самом деле. Чаще всего эти теоретические конструкции можно расценивать как концепту­альные модели, которые в лучшем случае представляют собой уп­рощенные, идеализированные схемы, служащие точкой отсчета для упорядочения эмпирического материала.

«Примитивные» народы как предмет этнологии.Сопоставление такого рода теоретических моделей позволяет сделать вывод, что исторически первым предметом этнологии как науки стали наро-

ды, уровень культурного развития которых был значительно ни­же, чем у европейцев. Поэтому первоначально этнология пред­ставляла собой науку, занимающуюся исследованием традицион­ных и «примитивных» обществ и их культур.

Такой методологический подход в определении предмета эт­нологии был обусловлен тем, что к концу XIX века в результате процессов модернизации практически все европейские народы сумели создать качественно новый тип цивилизации, значительно превосходивший все иные, созданные народами других континен­тов планеты. В результате стремительного технического развития и уверенности в безграничности человеческого прогресса евро­пейцы стали считать, что историческое место культурно отсталых народов должно быть не рядом с цивилизованными европейскими народами, а далеко позади них. Эти народы были для цивилизо­ванных европейцев в некотором роде примитивными, «живыми предками», заслуживающими изучения и подчинения своим инте­ресам. Чтобы зафиксировать это различие между народами и их культурами, отсталые народы стали называться европейцами «примитивными» (от лат. рптШуиз - первый, самый ранний).

Новое название получило широкое распространение в быстро развивающейся этнологии, поскольку удачно вписывалось в ту систему классификации культур, которая основывалась на крите­рии достигнутого уровня технологического развития. Исходя из такой классификации, «примитивные» народы и их культуры ста­ли главным объектом этнологии. Об этом убедительным образом свидетельствуют работы наиболее известных этнологов XIX века -Льюиса Генри Моргана («Древнее общество»), Эдуарда Тайлора («Первобытная культура»). Ранние работы основоположников немецкой этнологии Теодора Вайца и Адольфа Бастиана также посвящены описаниям не имевших прошлого «первобытных на­родов», которым противопоставлялись имевшие свою историю «культурные народы». К последним, естественно, относились на­роды Европы, которые творили историю путем интенсивного по­корения природы, в то время как примитивные народы были бес­помощны перед окружающим их миром из-за своей лености, инертности, необузданности.

Изменение предмета этнологии в XX веке. На рубеже столетия этнология становится университетской наукой и начинает препо­даваться как учебная дисциплина. Благодаря этому обстоятельст­ву в этнологию пришло новое поколение ученых-теоретиков, ко­торое заменило поколение основоположников-практиков. Со сме­ной поколений исследователей в этнологии стали меняться и пред­ставления о предмете этой науки. Прежде всего были подвергнуты критике идеи о разделении народов на примитивные (первобытные)


и цивилизованные. Вопреки этим представлениям целый ряд уче­ных стал придерживаться убеждения, что так называемые прими­тивные народы, как и европейские, имеют свою историю, не явля­ются более ранней ступенью развития человечества и также удале­ны от первобытности, как и мы. В определении их как примитив­ных верно лишь то, что они в ходе своей истории сформировали иное отношение к окружающему миру.

Такая точка зрения была довольно убедительно выражена из­вестным немецким этнологом Рихардом Турнвальдом, который, анализируя понятие «первобытный народ», писал: «Один фактор кажется особенно важным: это степень покорения природы с по­мощью инструментов, приспособлений, навыков и знаний. "Первобытными" лучше назвать такие племена, которые исполь­зуют для добычи пищи и обустройства жизни лишь самые про­стые орудия труда и обладают скупыми знаниями об окружаю­щем их мире».

Если исходить из критериев технической оснащенности и знания физических законов, то «первобытные народы», определенные Турнвальдом как «люди, покорившие природу», действительно, больше зависят от природы, чем современные индустриальные об­щества. Однако для последних также несомненно верно, что их не­зависимость от природы обратилась сегодня в зависимость от тех­ники, ставшей «второй натурой» современного человека.

На основании этих рассуждений сторонники рассматриваемой точки зрения предлагали сохранить в этнологии сам термин «первобытные народы», но понимать под ним те общества и культуры, которые сохранили социальную стабильность благода­ря взвешенному, непотребительскому отношению к природе.

Другая часть ученых выступала против сохранения термина «первобытные народы», поскольку его употребление предполага­ло использование термина «культурные народы», а такое проти­вопоставление придает первому понятию уничижительный смысл. И действительно, нет ни одного человеческого общества, которое не имело бы культуры, даже если говорить о людях каменного века, создавших первые каменные орудия труда. Ведь культура -родовое качество человека, его сущностная характеристика, от­ражающая уникальную способность человека к преобразованию окружающего мира. Это отличает человека от других живых ор­ганизмов нашей планеты, приспосабливающихся к изменениям окружающей среды. В мире вообще не существует человека в его первозданном состоянии, как это представлялось ученым на ру­беже ХУШ-Х1Х веков. Каждый человек предстает перед нами одновременно и как существо окультуренное, и как существо, соз­дающее культуру, и поэтому разговор о «бескультурных» и

«культурных» народах является бессмысленным. Речь может идти только о разных типах культур, изучение которых и должно стать основным предметом этнологии.

В связи с этим вместо термина «первобытные народы» уче­ными были предложены другие термины и понятия, которые, по их мнению, в большей степени соответствовали новой предмет­ной области этнологии. Предлагались понятия «архаические культуры», «доиндустриальные общества», «традиционные об­щества», «бесписьменные культуры», «племенной союз» и т.д. Каждое из этих понятий стремилось выразить соответствующие особенности этнических культур, и поэтому все они сохранились в современной этнологии, не заменив при этом понятия «первобытные народы».

Разнообразие точек зрения и концепций нашло свое отражение в понимании предмета этнологической науки. В ходе дискуссий и споров сложились следующие варианты понимания предмета эт­нологии:

1) описательная и обобщающая наука, которая стремится к ис­следованию общих законов социального и культурного развития человека и человечества;

2) сравнительная наука, исследующая различные типы культур и пути их преобразования;

3) раздел социологии, объектом изучения которого являются примитивные и традиционные общественные системы;

4) наука о динамике культуры как искусственного, внеприрод-ного мира человека;

5) наука, которая путем сравнительного анализа призвана изучать культуру первобытных, традиционных и современных обществ.

Исторические события и процессы XX века привели ученых к убеждению, что любой народ имеет право на самостоятельную жизнь, на самобытную культуру, на то, чтобы быть равным в сообществе народов. Господствующим среди этнологов стало убеждение в отсутствии «отсталых» и «передовых» народов - все народы равноправны. Культуры народов могут быть оценены лишь функционально, по отношению к своей общности, т.е. с позиций того, насколько эффективно они обеспечивают жизнь того или иного народа.

Расширение предмета этнологии в наши дни.Быстро меняю­щаяся ситуация в мире в последние десятилетия вновь заставила ученых обратиться к вопросу о предмете этнологии. Многочис­ленные диаспоры мигрантов и беженцев в Европе и Северной Америке, образовавшиеся в результате различного рода конфлик­тов, существенно изменили этнический состав многих развитых


государств, так как привели к образованию устойчивых этниче­ских меньшинств среди коренных этносов. С другой стороны, ин­теграционные процессы в странах Западной Европы также поро­дили целую группу проблем этнического характера. Из них наи­более актуальными сегодня являются совмещение типов поведе­ния разных народов, взаимодействие и сосуществование различ­ных типов культур, взаимная адаптация психологических особен­ностей в условиях устойчивых межкультурных контактов, разви­тие этнического сознания в нетрадиционных условиях, особенно­сти экономического поведения представителей какого-либо этно­са в другой хозяйственной культуре и т.д.

Новые исторические обстоятельства и общественные пробле­мы вновь значительно расширяют предметную область этноло­гии. К традиционным этнологическим областям знания в на­стоящее время добавляются новые, что позволяет ученым выде­лять внутри этнологии относительно самостоятельные сферы и направления исследования. Так, в западноевропейской этноло­гии уже четко оформились и успешно развиваются хозяйствен­ная (экономическая) этнология, социальная этнология, правовая этнология, политическая этнология, религиозная этнология.

К настоящему времени этнологическая наука представляет со­бой довольно сложную и разветвленную систему знаний, состоя­щую из нескольких разделов. К числу последних можно отнести следующие:

-этническую антропологию (исследует вопросы этногенеза и антропофизического развития народов);

-этническую социологию (изучает социальные аспекты развития и функционирования этнических групп, их идентично­сти, формы самоорганизации, типы взаимодействий этнических групп);

- этническую психологию (рассматривает вопросы формиро­вания этнических стереотипов, этнического самосознания и иден­тификации);

-экономическую этнологию (анализирует проблемы хозяйст­венной и экономической деятельности этносов);

- этнодемографию (основными задачами которой являются ис­следования демографических процессов и динамики численности народов);

-этническую географию (своим предметом считает изучение вопросов географического расселения народов, особенностей их месторазвития, этнических территорий и этнических границ);

- этнопедагогику (своей целью имеет исследование особенно­стей воспитательного и образовательного процессов у различных этносов).

Этот процесс дифференциации этнологической науки еще да­лек от своего завершения, и в ближайшие два десятилетия следует ожидать появления новых направлений.

Таким образом, как мы могли убедиться, предмет этнологии постоянно расширяется, что не дает возможности дать четкое оп­ределение этой науки. Вот почему в отечественной и зарубежной этнологии нет какого-то общепринятого определения этнологии, а существует довольно большое число определений, основанных на различных методологических подходах, которые, по мнению их авторов, подчеркивают наиболее существенные черты этноло­гической науки.

Разные определения предмета исследования этнологии частич­но являются выражением различных постановок вопросов, а час­тично объясняются существованием целого ряда теорий и кон­цепций. В совокупности все эти определения предмета науки, раз­ные способы постановки проблем, их объяснения и описания и составляют этнологию как науку.

В этой ситуации динамичных изменений предметного поля этнологии авторы не берутся дать еще одно научное определе­ние этнологии. Однако в то же время для более строгого и сис­тематизированного изложения материалов данной книги и для обстоятельного изучения этнологии студенческой аудиторией необходимо дать рабочее определение этнологической науки. Ни в коем случае не претендуя на универсальный и единственно верный подход, мы считаем, что этнология - это наука, изучаю­щая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, закономерности их коллективного поведения и взаимодействия, взаимосвязи личности и социальной среды. Таким образом, пред­метное поле современной этнологии очень широко и различные его направления в той или иной степени пересекаются с близки­ми, родственными науками. Особенно это касается таких наук, как этнография, культурология, социология, психология, антро­пология, политология.








Дата добавления: 2015-02-13; просмотров: 1001;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.