Государства и общества средневекового Востока
Хотя эпоха восточного средневековья выделена в работе условно, ибо структурно государства и общества в средние века оставались теми же, что были и в древности, средневековый Восток тем не менее являет собой сущностно нечто новое, достаточно своеобразное по сравнению с восточной древностью. Разница не только в степени и уровне развития, что следует признать естественным и само собой разумеющимся (как‑никак, а восточное средневековье – это полторы‑две тысячи лет эволюции, пусть прежде всего цикличной, но также и поступательной); разница в качестве, в совершенстве самой структуры как таковой и, что особенно важно, в цивилизациоином ее обрамлении. Конечно, цивилизационное качество восточных структур выявило себя еще в древности, о чем уже упоминалось, когда шла речь о специфике Западной Азии, Китая или Индии, не говоря уже о Египте. Но в средние века эта специфика не просто углубилась, она видоизменилась. Во‑первых, потому, что лишь оформлявшиеся древние индо‑буддийская и китайско‑конфуцианская цивилизации обрели за полторы‑две тысячи лет свой завершенный облик, устойчивые нормы жизни и системы ценностей: что‑то отсеялось и ушло в прошлое, что‑то вышло на передний план и стало определяющим и т. п. Во‑вторых, потому, что вся ближневосточная зона оказалась под влиянием новой, возникшей именно в средние века исламской цивилизации, корни которой уходят как в древний Ближний Восток, так и в иудео‑христианскую традицию, не говоря уже об иранском влиянии с его зороастризмом и административно‑политической культурой.
Иными словами, средневековый Восток в цивилизационном плане стал много более определенным, чем то был Восток древний. Развитые религиозные системы (ислам и индо‑буддизм) и приравненная к ним мощная этико‑идеологическая система конфуцианства в сущности поделили между собой сферы не только культурного и политического, но также и идейного, религиозного, мировоззренческого воздействия, которое в свою очередь формировало как образ жизни и менталитет людей, так и формы их привычной социально‑семейной жизни, административные связи и государственность. Даже в тех регионах, где, как в Юго‑Восточной Азии, заметно воздействие разных, а то и всех трех великих восточных религиозно‑цивилизационных систем, каждая из них представлена своими специфическими элементами, достаточно легко вычленяющимися. Впрочем, о специфике цивилизационных систем и об их влиянии речь специально пойдет в следующей части книги. Пока же важно подытожить именно то, что характерно только для средневековья или появилось и стало особенно заметным и значимым в это время.
Дата добавления: 2015-01-10; просмотров: 907;