Пациент определяет предмет сеанса.

Это правило техники является продолжением ста­рого правила: начинать каждую интерпретацию с по­верхности. Мы просмотрели топографическую формулу и выразили ее структурно, прочитав: мы начинаем наши интерпретации с того, что приемлемо для сознательно­го, разумного Эго пациента. Правило, что мы анализи­руем сопротивление до содержания, является примене­нием этой формулы. Поскольку сопротивления являются продуктом функционирования Эго, они более приемлемы для разумного Эго, чем материал Ид. Эта причинность также ценна для параллельных формул: анализировать защиту прежде, чем репрессированный материал, анали­зировать Эго до Ид.

Фрейд (1905а, с. 12) сделал технические рекоменда­ции в случае Доры: позволять выбирать пациенту тему сеанса. В то время он связывал это с тем, что мы на­чинаем аналитическую работу с поверхности разума па­циента. Мы не должны навязывать свои интересы паци­енту, равно как и теоретические заключения. Метод свободных ассоциаций также основывается на нашем желании позволить пациенту выбрать тему сеанса. Его ассоциации дают нам доступ к тому, что является для пациента живой психической реальностью в данный мо­мент. Его ассоциаций раскрывают нам, что его беспоко­ит, что он пытается вывести на сознательный уровень, что имеет для него значение. Ассоциации или отсутст­вие их также показывают нам, чего он пытается избе­жать. Именно по этой причине я включаю это правило в технические правила, касающиеся сопротивления. Пациент [172] очень часто определяет тему сеанса тем, о чем он молчит, чего он избегает, как он избегает и т. д.

Это не означает, что пациент может обдуманно оп­ределять, о чем мы будем говорить. Например, паци­ент начинает сеанс, сказав: «Я хочу рассказать вам о своей жене». Затем он тратит большую часть сеанса, описывая озадачившие его реакции жены на него. Я продолжаю молчать, потому что мне кажется, что он рассказывает о чем-то эмоционально значимом для не­го, и я не определяю ничего уклончивого в его продук­ции. Однако он делает ошибку в какой-то момент, го­воря: «Моя мать очень требовательна в сексуальном плане... я хочу сказать моя жена». В этот момент я из­меняю фокус его рассказа, прося его рассказать мне об отношениях его матери и жены. В действительности я не меняю тему; он сам бессознательно изменил ее: я просто следую его направлению.

Позволить пациенту «выбрать» тему сеанса означа­ет: 1) позволить пациенту начинать каждый сеанс с ма­нифестации материала, который беспокоит его и 2) не навязывать ему ваши интересы. Если материал вчераш­него сеанса кажется вам очень важным, вы должны воздержаться от своего интереса и следовать за паци­ентом до тех пор, пока он работает продуктивно. Кан­дидату будут часто навязывать материал своих конт­рольных сеансов при работе с пациентами, когда это не­уместно. Некоторые аналитики будут продолжать зани­маться интерпретацией сновидения, когда это не явля­ется значимой частью сеанса, потому что аналитику нравится работать со сновидениями. 3) Пациент выби­рает тот материал, которым он начинает сеанс, но мы отбираем из его материала то, что, как мы полагаем, его действительно волнует или должно было бы вол­новать. Например: пациент рассказывает нам о своих сексуальных наслаждениях, но мы отбираем его сму­щение при разговоре о сексе. Мы выбираем то, что его действительно беспокоит, даже если он не осознает это­го. Аналитик может привести аналогию к данному сно­видению и попросить пациента выбрать манифестацию содержания, тогда как сам аналитик пытается уловить значимый материал, находящийся в латенте. [173]








Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 680;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.