Сопротивление и регрессия.

Регрессия — описательная концепция, она относится к возвращению к более ранним, более примитивным формам умственной деятельности (Фрейд, 1916—17, с. 342). Пациент имеет тенденцию возвращаться к тем местам, которые были точками фиксации в более ран­нее время. Фиксация и регрессия формируют компле­ментарные серии (Фрейд, 1916—17, с. 362; Феничел, 1945а). Можно лучше понять эти взаимосвязи, восполь­зовавшись такой аналогией: армия пытается продви­нуться на территорию врага. Наибольшее число групп оккупантов будет в тех местах, где они испытывают наибольшие трудности, или в наиболее безопасных ме­стах, там, где им приятнее всего. Однако, поступая так, наступающая армия ослабевает и, стоит ей встретить трудности на своем пути, как она возвращается на те позиции, где она оставила самые сильные оккупацион­ные группы.

Фиксация вызывается врожденной предрасположен­ностью, конституциональными факторами и опытом, ко­торый формирует комплементарные серии. Мы мало знаем о наследственных, врожденных факторах, но мы действительно знаем, что чрезмерное удовлетворение в определенный момент развития приведет к фиксации. От сильных удовлетворений отказываются неохотно, особенно если они дают ощущение безопасности. Ребе­нок, которого анально-эротически стимулирует мать своей чрезмерной заботой о его анальной деятельности, не только получает большое чувственное удовлетворе­ние, но также и уверенность в расположении матери к нему. Феничел придерживается мнения, что чрезвычайная [97] фрустрация может также вызывать фиксации (1915a, с. 85). Он говорил, что фиксация может по­являться потому, что: а) существует давнишняя надеж­да, что в конце концов будет получено давно желаемое удовлетворение и б) фрустрация содействует репрес­сии побуждений, которая препятствует их развитию. Комбинация чрезвычайного удовлетворения и чрезмер­ной фрустрации и, в особенности, внезапные изменения от одного к другому, способствуют фиксации.

Регрессия и фиксация зависят друг от друга (А. Фрейд, 1965, с. 96). Тем не менее, следует иметь в виду, что фиксация — концепция развития, а регрес­сия — защитный процесс. Мой собственный клиничес­кий опыт не соответствует формулировкам Феничела о причинах фиксации и регрессии. Я нахожу, что фиксация вызывается, в основном, чрезмерными удовлетворения­ми, а регрессия приводится в движение чрезмерной болью и опасностью. Не следует цепляться за какое-то несуществующее удовлетворение, пока не будет воспо­минания о чрезмерном удовольствии, связанном с ним. Кроме того, все это верно относительно. Более сильное удовлетворение слишком опасно, а более регрессировав­шее — недостаточно награждаемо. Следовательно, мо­мент фиксации — момент наибольшего удовлетворения. Он является наилучшей комбинацией удовлетворения и безопасности.

Регрессия мотивирована бегством от боли и опас­ности. Это кажется верным, когда мы имеем дело с па­тологической регрессией. В случае, когда пациент от­вергает свою эдипову любовь и соперничество, свою мастурбацию и свою фаллическую, эксгибиционистскую гордость и однажды снова становится открыто непо­винующимся, язвительно-покорным, «туалетно-ориенти­рованным» к навязчивым, причина именно в этом. Ес­ли удовлетворение и играет какую-то роль в регрессии, то только в том случае, когда оно продуцирует травма­тическую тревожность. Если удовлетворение не стано­вится травматическим, оно вызывает фиксацию на эди­повом уровне, а не регрессию.

Регрессия может иметь место при объективных от­ношениях и в отношении к сексуальной организации (Фрейд, 1916—17, с. 34). С точки зрения топографии это перемещение от вторичного процесса к первичному. [98] Гилл (1963, с. 93) полагает, что это также подразумева­ет и структурную регрессию, регрессию перцептивных функций Эго, выражению в трансформированных мыслях и визуальных образах (1955, с. 286). Винникот утвер­ждает, что наиболее важным аспектом регрессии явля­ется регрессия функции Эго и объектных отношений, осо­бенно в случае первичного нарциссизма.

Наиболее тщательно и систематично регрессия об­суждалась Анной Фрейд (1965, с. 93—107). Она ут­верждает, что регрессия может происходить во всех трех психических структурах; она может затрагивать психическое содержание так же, как функционирование; и она может влиять на инстинктивную цель, объектные представления и содержание фантазий. (В этот список мне следовало бы добавить еще эрогенные зоны и об­раз себя.) Регрессия Ид более упорна и сцеплена, тог­да как регрессия функций Эго часто более мимолетна. Временная регрессия функции Эго — часть нормального развития ребенка. В процессе созревания регресс и прогресс являются альтернативой друг другу и посте­пенно переплетаются друг с другом.

Регрессия занимает особое положение среди защит, высказываются сомнения, действительно ли она отно­сится к ним (А. Фрейд, 1936; Феничел, 1945а; Гилл, 1960), Однако нет сомнений в том, что Эго действи­тельно использует регрессию в различных формах для целей сопротивления и защиты. Роль Эго по отношению к регрессии — нечто другое. В общем, кажется, что Эго более пассивно здесь, чем при других защитных операциях. Очень часто регрессия приводится в движе­ние инстинктивной фрустрацией, возникающей на дан­ном уровне, которая заставляет побуждения искать выход в противоположном направлении (Феничел, 1945а, с. 160). Тем не менее, при определенных условиях Эго действительно способно регулировать регрессию так, как оно это делает во сне или в уме при некоторой творческой деятельности (Крис, 1950, с. 312—313). В действительности, для психического здоровья прими­тивные функции необходимо дополнить более высоко­дифференцированными (Хартманн, 1947; Кхан, 1960; Гинсон, 1960). Как и в случае защит, важно различать относительно патогенные и адаптивные регрессии.

Также важно иметь в виду, что регрессия — это не [99] тотальное, всеобъемлющее явление. Обычно мы видим отдельные регрессии. Пациент может регрессировать в некоторых функциях Эго, а в остальных — нет. Или же может наблюдаться сильная регрессия инстинктив­ных целей и относительно слабая регрессия в объектных отношениях. «Неуравновешенность регрессии — очень важная концепция для клинической практики» (А. Фрейд, 1965).

Эта дискуссия имеет важные связи с терапевтическим процессом. Для психоаналитической терапии регрессия необходима — и действительно, наше окружение и от­ношение способствуют этому развитию (см. часть 4, а также Менингер, 1953, с. 52). Однако большинство аналитиков имеют в виду оптимальноеколичество ре­грессии. Мы выбираем таких пациентов, которые, по большей части, регрессируют только временно и частич­но. Вместе с тем существуют различные мнения по это­му вопросу. Например, Векслер (1960, с. 41—42) предо­стерегает против использования таких процедур, как сво­бодная ассоциация, при работе с пограничными паци­ентами, это может привести их к объектному отчужде­нию; тогда как Винникот (1955, с. 287) считает, что за­дача аналитика — поддерживать полную регрессию да­же у психотического пациента.








Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 636;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.