РАНТИНГ
При исследовании индукции толерантности молодняка животных в адаптивный период выяснилось, что при создании истинной толерантности у новорожденных животных большинство из них заболевают, а часть погибает в течение 2—4 нед. Заболевание характеризуется своеобразными признаками, получившими название «синдрома рант», или «рантинга» (недоразвитость животного, низкорослость, карликовость). Этот термин применен как к млекопитающим, так и к птицам. Так, введение лимфоидных клеток, взятых от взрослых кур, генетически отличающихся от куриных эмбрионов, приводило к тому, что вылупившиеся цыплята отставали в росте от интактных, часть из них погибала. Если же лимфоидные клетки помещали на хорионаллантоисную мембрану, то определенное число лимфоцитов становилось центром развития очагов клеточной пролиферации и спустя несколько дней мембрана превращалась в диск с видимыми на глаз своеобразными воспалительными очагами. Этот вариант агрессии пересаженных клеток против реципиента вошел в литературу под названием «феномена Симонсена».
Следовательно, одна и та же манипуляция введения новорожденным или эмбрионам 10—20 млн лимфоидных клеток от взрослых аллогенных доноров в одних случаях заканчивается развитием иммунологической толерантности, в других — болезни рант. Понять это явление помогли чистолинейные животные. Следует отметить, что лимфоидная и кроветворная ткани трансплантата отличаются от трансплантатов органов и кожи. Органы только стимулируют иммунный ответ организма, сами же инертны. Кроветворные и лимфоидные ткани содержат иммунологически компетентные клетки. Помимо стимуляции иммунного ответа реципиента они сами способны иммунологически реагировать против реципиента.
Основной аналитический эксперимент, объясняющий природу болезни рант как реакцию трансплантата против реципиента, проводят с использованием животных двух чистых линий и гибридов между ними.
Обозначим одну родительскую линию как АА, другую — ВВ, гибридов — АВ. Введение новорожденным мышатам линии АА или ВВ лимфоидных клеток АВ никогда не приводит к болезни рант. Наоборот, введение клеток АА и ВВ мышатам АВ сопровождается развитием жесточайшего рантинга. Эти результаты закономерны. В первом случае для клеток трансплантата (АВ) в организме реципиента (АА) нет ни одного антигена, который не был бы представлен в его антигенном наборе. Иначе говоря, в данной ситуации трансплантат не имеет основы для развития иммунологической реакции против реципиента. Животные растут нормально, у них устанавливается толерантность по отношению к введенным антигенам. Им можно пересаживать кожу от доноров ВВ, она будет приживаться. Во втором случае (клетки АА в организме АВ) трансплантат АА дает резкую реакцию против антигенов второй родительской линии (ВВ), оставаясь невидимым для иммунной системы реципиента. Толерантность ни к каким тканям не развивается.
В тех случаях, когда новорожденным животным одной линии вводят кроветворные клетки другой линии, судьба животного зависит от многих причин: характера трансплантируемых клеток, их количества, степени генетических различий между донором и реципиентом, определяющих силу реакции трансплантата против хозяина. Чем меньше генетические различия, тем больше возможностей избежать болезни рант и установить толерантность к донорским тканям. Однако это справедливо только для эмбрионов и новорожденных. У животных, переживающих адаптивный период, развивается собственная иммунологическая реактивность, и они приобретают способность отторгать трансплантаты. Вызвать болезнь рант у этих животных трудно, так как генетически чужеродные лимфатические клетки разрушаются иммунной системой реципиента. Через несколько дней после рождения болезнь рант можно вызвать только у гибридов первого поколения при введении клеток одной из родительских линий, когда реакция хозяина против трансплантата генетически исключена.
Симптоматика болезни рант характеризуется в основном отставанием в наращивании массы тела, недоразвитием, появлением диареи, возникновением дерматитов, кровоизлияний. Синдром рант обязательно предполагает химеризм, т.е. приживление донорских клеток в организме реципиента и активное их функционирование. Соотношение клеток донорской и реципиентной природы зависит от периода болезни и генетических взаимоотношений донора и реципиента.
Спленомегалия — один из характерных признаков болезни рант. Она развивается к 10 — 12-му дню. Для оценки спленомегалии пользуются показателем СИ — селезеночным индексом. СИ — отношение между массой селезенки и массой данного животного. В норме селезеночный индекс равен единице, а при болезни рант он составляет 1,5—2,5.
Морфологические изменения в наиболее поражаемых тканях проявляются тем, что эпидермис кожи истончается, усиливается кератинизация, эпидермис отделяется от дермы. Ткани инфильтрируются клетками типа лимфоцитов, гистиоцитов, плазмоцитов. Лимфатические узлы увеличиваются, исчезает лимфоидная структура, лимфоидные фолликулы заполняются ретикулярными и плазматическими клетками, их предшественниками. Аналогичная реакция наблюдается и в селезенке. Кроме того, в ней возникают очаги экстрамедуллярного кроветворения. В печени могут развиваться массивные очаги деструкции паренхимы и амилоидоз. Если животное не погибает в течение 2—3 нед, гиперплазия лимфатических узлов и селезенки сменяется резко выраженной атрофией лимфоидной ткани.
Весьма существенным синдромом болезни рант и других форм реакции трансплантата против хозяина является иммунодепрессия, выражающаяся в резком угнетении иммунологической реактивности организма реципиента. При этом в лимфоидной ткани животных накапливается большое количество лимфоцитов, относящихся к классу Т-супрессоров и Т-киллеров.
Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 956;