ТРИ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ЯЗЫКА: ПРОИЗНЕСЕНИЕ, НАЗЫВАНИЕ, РАЗГОВОР

 

Прежде чем описать последовательные стадии овладения речью, следует сделать несколько кратких, но фундаментальных терминологических пояснений. В первой части этой главы было указано на то, что речи присуща потребность установить связь самой с собой, говорить с самой собой. Также речь это то, что дает имена предметам, речь называет. Мы должны придавать речи как самостоятельному существу большее значение, чем это обычно делается.

Мы имеем склонность слишком легко говорить другим людям, особенно детям: «Подумай, прежде чем говорить!» Но кто делает это на самом деле? Разве не бывает так, что мы часто осознаем, что мы действительно имели в виду, лишь после того, как произнесли это? Филолог Йесперсен (Jespersen) постоянно обращается к замечанию маленькой девочки, которая сказала: «Пожалуйста, позвольте мне сказать, чтобы я поняла, о чем я думаю». Как прав был этот ребенок! Большая часть того, что мы говорим - это как бы диалог, который мы ведем с нашим мышлением. Точно также мы говорим и с другими, и часто сами удивляемся собственным замечаниям, придающим очарование беседе.

Я не хочу сказать, что выражение «Я говорю» неверно. Безусловно, я говорю, но мне вовсе не нужно продумывать то, что я имею в виду, прежде чем сказать. В речи Я как индивидуальность живет не только в сфере пробужденного сознания, где осуществляется мышление, но и в сфере грезящего сознания, из которого оно (Я) говорит. 16

Так же как движение становится заметным лишь после того, как каждая из его частей и все оно в целом будут завершены, так и речь становится полностью осознанной лишь после того, как была произнесена. В большинстве случаев мое Я согласно с тем, что я сказал, но в случае ошибки, особенно при патологиях, речь становится независимой сущностью, которая, часто к ужасу говорящего, кажется возникающей из неизвестных глубин. Здесь кроется один из корней заикания и запинок.

Обе фразы: «Говорится... » и «Я говорю» вполне справедливы. Речь - это не зависящая от меня сущность, следующая своим собственным методикам и законам, имеющая собственную мотивацию, активная сама по себе и выражающая себя в говорении. Она обитает внутри меня, как дыхание, которое приходит и уходит.

Эта сущность захватывает мою двигательную организацию и поднимает ее в сферу речевых органов, соединяя ее с воздухом. Это также и сущность, которая покоится на потоке моей крови и достигает моего уха. Она сплетена со мною, но в то же время это нечто отличное от того, чем я сам являюсь.

Речь произносится мною. Это изначально заданный факт, но таким образом я выражаю себя - мои желания и чувства, мои скрытые наклонности, мои желания и мои предчувствия. Все это содержится в слове «произносить» (sagen). Я высказываю (aussagen) посредством речи то, чем я являюсь.

Речь выражает себя в говорении. Это вторая функция разговора. Здесь речь обитает в своем собственном царстве. Она расшифровывает вечные и преходящие имена вещей и существ и таким образом человек учится узнавать их имена. Меня называю вещи по именам. На самом деле мне была дарована речь, и благодаря этому имена и названия открылись мне. Я могу произносить, а также и понимать их. Все это содержится в слове «называть» (nennen). Вещи и существа называются в царстве речи, а мне позволено принимать в этом участие.

Речь выражает меня в говорении. Она позволяет мне понимать других говорящих существ и обращает меня к ним. Таким образом, речь может прийти в согласие с самой собой и с мышлением. Речь - это социальная структура, благодаря которой можно преодолеть стену, стоящую между Я и Я, хотя часто это лишь кажущееся преодоление. Беседа, разговор, обмен мнениями - все это обитает здесь. Это выражено в слове «разговаривать» (reden). Речь выстраивает мост разговора, по которому я могу достичь Я другого человека.

То, что Карл Бюлер17 упрощенно-односторонне характеризует как утверждение, воздействие и изображение, может найти здесь свое законное место. Утверждение содержится в произношении, изображение в назывании, а воздействие в разговоре.

Слово «говорить» включает в себя все эти три аспекта, а сама речь - понятие еще более широкое и величественное. Говорение - это просто активная сторона речи, которая имеет и пассивную часть, слушание. Речь может как говорить, так и слышать произнесенное слово, утверждение. Она может слышать себя во мне и в других постольку, поскольку они говорят. Поэтому инструмент, организм речи, поднимается вверх, достигая уха, где он участвует в слушании.

Таким образом, речь как целое имеет две стороны: моторную сторону, говорение, и сенсорную сторону, слышание. Обе они должны работать вместе в полном согласии, чтобы могла проявиться сама речь. Обыкновенно, когда ребенок рождается глухим, он не глух на самом деле, просто его речь не достигает сенсорной области. Что-то похожее может происходить и в моторной сфере речи. Б любом случае, речь следует рассматривать как нечто многостороннее, охватывающее обе эти функции. В то же время, ее следует видеть как нечто самостоятельно существующее, самодостаточное.

Схематично это можно проиллюстрировать таким образом:

 

Слышание имен

Сенсорное

Слышание речи

Речь

Говорение в произнесении.

Говорение в назывании Моторное

Говорение в разговоре

Теперь мы можем начать рассмотрение развития речи.








Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 1239;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.