Проповедники постсовременности

Постмодернизм вызывает много ожесточенных споров (Kellner, 1989a; Ritzer, 1997; Seidman, 1994a), он, действительно, настолько злободневен и так бурно об­суждался во многих областях знаний, включая социологию, что, возможно, уже «исчерпал себя» (Lemert, 1994b). Нам необходимо проводить различия, по край­ней мере на первых этапах, между постсовременностью и постмодернистской со­циальной теорией (Best and Kellner, 1991). Постсовременностъ — это новая ис­торическая эпоха, которая, как предполагается, сменила современную эру, или современность. Постмодернистская социальная теория представляет собой новую концепцию постсовременности; мир настолько различен, что требует совершенно новых способов мышления. Постмодернисты склоняются к отрицанию теоретиче­ских перспектив, описанных в предыдущем разделе, а также способов, посред­ством которых упомянутые мыслители создавали свои теории.

Вероятно, изображений постсовременности существует столько же, сколько и социальных теоретиков постсовременности. Чтобы упростить дело, мы сумми­руем некоторые из ключевых элементов описания, предложенного одним из са­мых выдающихся постмодернистов Фредриком Джеймсоном (Jameson, 1984,1991). Во-первых, постсовременность — это бездонный, поверхностный мир; мир ими­тации (например, круиз по джунглям в Диснейленде вряд ли можно назвать на­стоящим приключением). Во-вторых, это мир, который испытывает недостаток в аффектах и эмоциях. В-третьих, потеряно чувство своего места в истории; трудно провести грань между прошлым, настоящим и будущим. В-четвертых,


[106]

вместо бурно развивающих производственных технологий современности (на­пример, конвейеры по сборке автомобилей) в постмодернистском обществе гос­подствуют имплозивные, отупляющие производственные технологии (телеви­дение, например). Так или иначе, постмодернистское общество очень отличается от общества эпохи модерна.

Такой мир требует совершенно иного способа мышления. Розено (Rosenau, 1992; Ritzer, 1997) в определении постмодернистского способа мышления ис­пользует принципы, которые постмодернизм не приемлет, в частности, характе­ристики современного способа мышления. Во-первых, постмодернисты отрицают опыт пространных повествований, которыми характеризуются многие классиче­ские социологические теории. Вместо этого, постмодернисты предпочитают более ограниченные объяснения, или даже отсутствие таковых вовсе. Во-вторых, отрица­ется тенденция проводить границы между дисциплинами — заниматься чем-либо, называемым социологической (или социальной) теорией, отличающейся, скажем, от философских концепций или даже беллетристического повествования. В-тре­тьих, постмодернисты зачастую больше заинтересованы в том, чтобы шокировать или ошеломить читателя, а не в том, чтобы провести тщательный, обоснованный академический дискурс. Наконец, вместо того чтобы всматриваться в суть обще­ства (скажем, заниматься изучением рациональности или капиталистической экс­плуатации), постмодернисты скорее склонны делать акцент на более периферий­ных аспектах общества.

Ясно, что многое поставлено на карту в спорах между модернистами и постмо­дернистами, включая будущее социологической теории. Если модернисты одер­жат победу, социологическая теория в первом десятилетии XXI в. во многом бу­дет выглядеть так, как всегда, но если постмодернисты окажутся победителями, мир и социальные теории этого мира будут другими. Однако наиболее вероятен сценарий, согласно которому мир будет представлен некой комбинацией элемен­тов модернизма и постмодернизма, и социальные теоретики каждого из убежде­ний продолжат вести борьбу за гегемонию.








Дата добавления: 2015-02-10; просмотров: 688;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.