Философское учение о материи.

17-18в — период становления и развития материализма. Мат-зм принимает бытие как физическую реальность, противостоящую челу. Бытие отожествляется с природой. Материя — первооснова бытия, она бесконечна в пространстве и времени и не зависит от нашего сознания. Материя - это прежде всего результат внутриличностного осмысления мира и его личностных оценок.

Материя - это:

- Объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им. - характеристика материи через основной вопрос мировоззрения, а не через понятие вещества или набор его свойств.

- Субстанция. Вопрос о характере субстанции - главный в определении сущности основных направлений философии.

- Существует и другая точка зрения, согласно которой нужно отказаться от представления о материи как субстанции - гносеологический признак материи.

Материализм понимает материю как единственно существующую субстанцию. Она несотворима, неуничтожима, вечна и бесконечна. Материя обладает следующими свойствами: конечностью и бесконечностью, прерывностью и непрерывностью, системностью, массой и энергией и т. д. Но важнейшими свойствами являются: пространство; время;

В любой форме материализма категория «материя» является исходной в изложении понимания мира. Содержит в себе две основных идеи: субстанциальности (онтологический) и объективности (гносеологический).

В истории философии понятие материи связывалось, как правило, с идеей субстанции (бескачественная основа сущего).

1этап связан с поисками чувственно-конкретной основы всех веществ (вода, огонь).

2этап – попытка подняться от чувственного к абстрактному (атомы, апейрон).

3этап – вещественно – субстратное представление о материи в Новое время. Материя – это все то, что воздействует на наши органы чувств. Отождествление материальности с набором известных науке физических свойств Развитие науки показало ограниченный характер существующей физической картины мира. Наука проникла вглубь материи и открыла ее новые свойства.

Начался пересмотр целого ряда понятий, выработанных прежней физикой, которая исходила из метафизического отождествления материи с определенным представлением о ее строении. В работе «Материализм и эмпириокритицизм» Ленин пишет о том, что материя исчезает – это означает, что исчезает тот предел, до которого мы знали материю до сих пор. Ленин дает гносеологическое определение материи, которое выражает единственное свойство – идею объективности. «Материя – философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».

4 этап – философско-гносеологическое представление о материи, которое не приписывает материи каких-либо конкретных физических свойств, оно объединяет то, что присуще всем явлениям – их объективность.

5 этап – субстанциально-аксиологическое представление о материи, которое пытается рассматривать материю как систему множества атрибутов (истоки у Спинозы). Лосев: «Последовательный материалист должен понять материю личностно, с точки зрения категории личности».

 

20. Способ и формы существования материи: движение, пространство, время.

Исходные положения диалектической концепции движения были сформулированы в античности Гераклитом, согласно которому материальная субстанция, оставаясь тождественной сама себе, есть в то же время форма пребывания изменения. Движение в применении к материи – это изменение вообще. Этой категорией охватываются все типы изменчивости, начиная от перемещения объекта в пространстве и кончая процессами биологической и социальной эволюции.

Движение – коренной способ бытия материи, выражение ее внутренней активности, то есть самодвижения. Лишь в движении тело обнаруживает, что оно существует. Энгельс выделил 5 форм движения материи: механическая, физическая (притяжение, отталкивание, электричество), химическая, биологическая и социальная. Основные принципы классификации:

--развитие от простого к сложному,

-принцип связи с материальным носителем,

--принцип генетической и структурной связи между формами,

--принцип качественной специфики каждой формы,

--принцип связи каждой формы с группой наук.

Энгельс предсказал, что по мере приближения классических наук к завершению исследования «своей» формы движения материи, наиважнейшие открытия будут сделаны на стыках наук (биохимия, кибернетика, квантовая механика). Сама классификация в некоторых пунктах устарела, но принципы нет.

Объективная непрерывность пространства и времени и их прерывность обуславливают движение материи, которое является основным способом её существования. Движение материи - абсолютно, её покой - относителен. С философской точки зрения движение есть всякое изменение вещей и процессов и представляет собой единство моментов перемещения вещей и процессов и их изменения.

Пространство характеризуется протяжённостью и структурностью материальных объектов в их соотношении с другими образованиями. Время характеризуется длительностью и последовательностью существования материальных образований в их соотношении с другими материальными образованиями.

Общие свойства пространства и времени: объективность, всеобщность.

Основными свойствамипространства являются: протяжённость, однородность, равноправность всех возможных направлений, трёхмерность.

Основные свойства времени: длительность, однородность, одномерность, необратимость.

Пространству (точнее, пространственным свойствам материи) присуще единство прерывности и непрерывности. Прерывность относительна и проявляется в раздельном существовании материальных объектов и систем, каждая из которых имеет определенные размеры и границы. Но материальные поля (электромагнитные, гравитационные и др.) непрерывно распределены в пространстве всех систем. Непрерывность пространства проявляется также в пространственном перемещении тел. Тело, движущееся к определенному месту, проходит всю бесконечную последовательность элементов длины между ними.

 

21. Основные философские концепции понимания бытия: метафизика, диалектика, синергетика.

Диалектика — это наука, систематизированное, стройное знание, все части которого связаны друг с другом и представляют собой об­ширный арсенал принципов, законов и категорий.
Принципы диалектики — это основополагающие начала, лежащие в основе ее как науки. Диалектика включает целый ряд принципов. Субординация принципов в этом ряду должна отражать действитель­ность, принципы должны быть связаны и детерминированы друг с дру­гом, последовательно выводиться друг из друга и тем самым представ­лять собой целостную, открытую, динамичную систему, которая может быть представлена в следующем виде: принцип объективности бытия, принцип материального единства мира, принцип неисчерпаемости материи, принцип всеобщей связи, принцип развития, принцип детерминизма, принцип системности, принцип функционирования.
Вторым системным элементом диалектики являются законы. Закон — это необходимая, существенная, устойчиво повторяющаяся связь-отно­шение, характеризующая взаимозависимость явлений, порядок их стро­ения и функционирования, тенденции их возникновения и развития.

- Закон единства и борьбы противоположностей выступает ядром, стержнем диалектики, ибо он раскрывает источник движения мира, образует логическую основу, стержень всех других законов и опреде­ляет главное содержание диалектического метода познания, требуя изучать противоположности в сущности явлений.
- Закон взаимного перехода количественных и качественных изме­нений раскрывает механизм, характер развития.
- Закон отрицания отрицания определяет направленность развития, связь старого и нового.
Категории - третий элемент диалектики. Категории - это наиболее общие, основные узловые понятия, свя­занные с законами, отражающие существенные свойства, связи и от­ношения предметов действительности. Категории диалектики носят всеобщий характер, отражая объективную действительность, взаимо­связаны, изменчивы, взаимопереходящи.
Категории диалектики можно систематизировать на основании си­стемы принципов, ибо последние синтезируют в своем содержании информацию о всеобщих свойствах бытия.

До XVIII века метафизикой называли философствование по поводу выходящих за пре­делы опыта начал существования. Затем понятие метафизики стали применять в смысле антидиалектического способа мышления. Мета­физика — метод, тяготеющий к построению однозначной статичной кар­тины мира, отрицающий саморазвитие бытия, подменяющий изучение объективной реальности построением априорных, абстрактных схем.
Метафизика ищет внешний источник развития материи и поэто­му ведет к идеализму, религии. Метафизика сводит развитие или только к непрерывной, эволюционной или только к прерывистой, скач­кообразной формам.

Синергетика - новая междисциплинарная область знания. Это тео­рия самоорганизации. Она ориентирована на поиск универсальных образцов — эволюции и самоорганизации сложных систем. Это теория разработана И.Р. Пригожиным и его коллегами в рам­ках брюссельской школы.
В основных понятиях синергетики отражена общность процессов зарождения, усложнения, видоизменения и тенденций к распаду структур в самых разных областях действительности. К дефинициям си­нергетики относятся категории системы, диссипации, структуры, воз­можности, нелинейности, неравновесности, неустойчивости, откры­тости, хаоса, бифуркации.

Важнейшей категорией синергетики является хаос, отражающий независимость элементов мира, степень их свободы, стохастичность. Хаос в синергетике выступает в качестве созидающего начала, конст­руктивного механизма эволюции, он есть средство объединения, усложнения и гармонизации развития сложной структуры.

 








Дата добавления: 2015-02-05; просмотров: 8565;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.