Глава 27. Осмотр трупа на месте его обнаружения.
Осмотр трупа на месте его обнаружения производит следователь при участии врача — специалиста в области судебной медицины. По прибытии на место обнаружения трупа прежде всего следует убедиться в том, что действительно наступила смерть. При малейшем сомнении в наступлении ее принимают все возможные меры к оказанию пострадавшему помощи на месте и срочной отправке его в лечебное учреждение.
Протокол осмотра места обнаружения трупа составляет следователь. Врач — специалист в области судебной медицины участвует в осмотре лишь в той его части, которая требует специальных медицинских познаний. Он несет ответственность только за эту часть осмотра и протокола*.
Во вводной части протокола указывают: когда (дата, время начала и окончания), где, кем, на основании чего (в связи с чем), в порядке какой статьи УПК, в присутствии и при участии кого, какой именно труп был осмотрен. Далее подробно отмечают все данные, полученные при осмотре. Описывают труп, указывают, что изъято с места осмотра, с какой целью (для приобщения, исследования), куда направлено. В отношении трупа указывают, в какой морг и каким транспортом он направлен. В протоколе отмечают, при каком — естественном, искусственном (каком именно), достаточном или недостаточном освещении производили осмотр. Протокол подписывают следователь, врач — специалист в области судебной медицины и присутствующие лица (например, прокурор, начальник милиции). Протокол составляется в двух экземплярах: один остается в деле, другой вместе с трупом направляется в морг.
В описательной части протокола обязательно отмечают расположение трупа, ориентированность головы и ног относительно окружающих предметов (двери, окна, печи — если труп находится в помещении), окружающих строений, деревьев, течения реки, населенных пунктов (например, головой в сторону железнодорожной станции) или стран света. Измеряют расстояние трупа от окружающих предметов, от постоянных ориентиров. В протоколе фиксируют позу трупа: сидячее, лежачее или иное положение, лежит ли труп на спине, на боку (каком), на животе, согнуто или вытянуто тело и шея, как расположены конечности (например, руки вытянуты вдоль туловища, сложены на груди); указывают углы, под которыми согнуты суставы. Если труп висит в петле, измеряют расстояние от подошв или концов пальцев ног до опоры (пол, земля), длину свободной части орудия удавления от крепления его к какому-либо предмету до места замыкания петли на шее. Подробно описывают узлы. В дальнейшем узлы не развязывают, а разрезают петлю на некотором расстоянии от узла, после чего вновь сшивают или связывают тонкой бечевкой концы, с тем чтобы узел сохранился для последующего осмотра и как вещественное доказательство.
Осматривают состояние одежды — в порядке, застегнута, расстегнута, завернута кверху, смята и т. п. Подробно описывают ее фасон, степень изношенности, материал, цвет, рисунок, метки, клейма, фирменные знаки, метки прачечной, химчистки, сапожно-ремонтных мастерских, наличие паразитов. Отмечают и измеряют повреждения, загрязнения, следы ремонта. В протоколе подробно отражают всякого рода подозрительные следы — крови, спермы, рвотных масс, кала, копоти и др. Затем одежду снимают (до этого надо проверить выраженность трупного окоченения). Если снять одежду обычным путем оказывается невозможным (например, с замерзшего трупа), ее осторожно разрезают, но так, чтобы в разрез не попали имеющиеся особенности (повреждения, пятна), которые могут представлять интерес.
Разрезать одежду следует осторожно, чтобы не повредить труп. Причиненные разрезы одежды оговаривают в протоколе. При снятии одежды необходимо иметь в виду, что между слоями ее могут находиться различные предметы (пуля, дробины), которые надлежит собрать и сохранить. Всю снятую одежду обязательно направляют с трупом в морг для осмотра экспертом, который будет производить вскрытие трупа.
При осмотре трупа подробно описывают признаки действительной смерти, ранние и поздние трупные явления. Осматривают естественные отверстия рта (расположение языка — в полости рта, высунут, ущемлен между зубами), носа, ушей, заднего прохода, влагалища, отмечают наличие выделений, инородных тел. Большое значение имеют различные предметы, зажатые в пальцах трупа, — волосы, пуговицы и др., поскольку они могут принадлежать убийце и служить важной уликой. В случае обнаружения таких предметов их надо описать, осторожно изъять и сохранить.
При самоубийствах из огнестрельного оружия на кисти иногда отмечается отложение пороховой копоти, которое следует отразить в протоколе.
Подробно описывают имеющиеся повреждения, не допуская изменений их первоначального вида в процессе осмотра. В связи с этим категорически воспрещается зондирование, обмывание ран, сбривание или состригание волос и т. п.
Указывают, на основании чего установлена личность трупа (документы, опознание свидетелями). Если личность трупа не известна, составляют словесный портрет (см. также гл. 30), производят дактилоскопирование. Врач — специалист в области судебной медицины принимает участие в осмотре и описании предметов, окружающих труп, которые в дальнейшем являются объектом судебно-медицинской и судебно-химической экспертиз вследствие наличия на них тех или иных следов (пятен крови, спермы, остатков пищи, медикаментов и т. п.). Если возникнет необходимость изъять такие следы с места происшествия для исследования, то это делают с соблюдением соответствующих правил.
Иногда в окоченевшей руке трупа бывает зажато огнестрельное оружие. Нередко оно находится на боевом Взводе, и если палец трупа лежит на спусковом крючке, то при неосторожных попытках изъять оружие может произойти выстрел.
При осмотре обращают внимание на состояние поверхности под трупом — влажная или сухая почва, протаявший снег, зеленая или обесцветившаяся растительность и т. д. Эти данные могут помочь определить время нахождения трупа в данном месте и установить иные обстоятельства происшествия.
В протоколе осмотра должна быть точно зафиксирована обстановка в том виде, в каком ее застал следователь; если она была кем-либо изменена до его прибытия, никакая «реконструкция на основании свидетельских показаний» в протоколе не допускается. Однако в этом случае следователь путем опроса, а потом допроса свидетелей должен уточнить, какие, кем и с какой целью были произведены изменения.
По окончании осмотра следователь принимает меры к доставке трупа в морг, обеспечивая сохранность его от возможных повреждений в процессе транспортировки.
В зависимости от обстоятельств и предполагаемой причины смерти с места осмотра трупа следует изымать предметы, которые могут служить объектом экспертизы или представить иной интерес для следствия. В частности, при подозрении на отравление изъятию подлежит посуда с остатками пищи, напитков с подозрительными осадками или налетами на стенках и дне, медикаменты, шприцы, средства бытовой химии. При подозрении на криминальный аборт на месте происшествия нередко обнаруживают резиновую «грушу» для детской клизмы, йод, раствор или стружки мыла, зонды, медицинские катетеры, а также «подручный инструментарий», вязальные спицы и т. п. Все это изымается.
Само собой разумеется, что должны изыматься орудия убийства, боеприпасы (как стреляные, так и неиспользованные).
Врач — специалист в области судебной медицины имеет право делать заявления, связанные с обнаружением, закреплением и изъятием доказательств. Они заносятся в протокол. На основании данных осмотра трупа на месте его обнаружения он может иногда высказать некоторые предварительные суждения, например, о давности смерти, механизме повреждения, однако окончательное, подробное заключение может быть дано только после полного исследования (вскрытия) трупа. Требовать такое заключение на основании лишь наружного осмотра трупа нельзя*.
Дата добавления: 2015-02-03; просмотров: 1791;