Природні особистості психіки

сотворены ради Божьего удовольствия и потому предназначе­ны для того, чтобы любить Бога в поклонении Ему.

2. «Возлюби ближнего твоего, как самого себя»:мы созда­ны уникальными для того, чтобы служить, и предназначены любить других людей посредством служения.

3. «Идите и научите»:мы сотворены для исполнения своей миссии, и наше предназначение состоит в том, чтобы нести Божье Евангелие людям посредством благовестил,

4. «Крестя их...»: мы сотворены для того, чтобы быть членами Божьей семьи, а значит, для того, чтобы отождествлять себя с Его церковью посредством общения.

5. «Уча их соблюдать всё...»:мы сотворены для того, чтобы стать подобными Христу, и значит, наше предназначение со­стоит в том, чтобы достигать духовной зрелости посредством ученичества.

Глубокая преданность Наибольшей заповеди и Великому пору­чению поможет вам стать прекрасным христианином.

Удерживать эти пять целей в равновесии нелегко. Каждому из нас свойственно склоняться в сторону того, что нам больше по душе, пренебрегая всем остальным. Церкви поступают точно так же. Одна­ко можно сохранять баланс и держаться избранного пути, если при­соединиться к маленькой группе для вза­имного контроля и поддержки, если ре­гулярно оценивать состояние своего ду­ховного здоровья, если записывать шаги своего возрастания в духовном дневни­ке и передавать другим людям то, чему учимся мы сами. Всё это исключительно важно для целеустремлённой жизни. Если вы действительно хотите не укло­ниться с избранного пути, вам нужно раз­вить в себе эти четыре привычки.

Поговорите об этом со своим другом, партнёром по молит­ве или членами маленькой группы.Лучший способ по-настоя­щему усвоить принципы, изложенные в этой книге, — это обсудить их с другими людьми в контексте маленькой группы. Как говорится в Библии, «железо железо острит, и человек изощряет взгляд дру­га своего» (Прит. 27:17). Лучше всего мы учимся в обществе других

людей. Благодаря разговорам и обсуждению обостряется наш ум и углубляются наши убеждения.

Я настоятельно рекомендую вам собрать небольшую группу дру­зей и образовать кружок для чтения «Целеустремлённой жизни», что­бы раз в неделю вместе обсуждать главы этой книги. Поговорите о том, какие выводы и практические способы их применения мож­но вынести из каждой главы. Спрашивайте себя: «Что это значит?» и «Что теперь делать?» Что это значит для меня, моей семьи и моей общины? Что я должен предпринять по этому поводу? Павел писал; «Чему вы научились,.. то исполняйте» (Фил. 4:9). В Приложение 1 я помес­тил список вопросов для обсуждения в маленькой группе или на занятии воскресной школы.

Маленькая группа для обсуждения прочитанного даёт множество преимуществ, которые сама книга дать не в состоянии. Можно рас­сказать о своих открытиях и послушать, чему учатся другие. Можно привести и обсудить примеры из повседневной жизни, можно молить­ся друг за друга, воодушевлять и поддерживать друг друга по мере того, как вы начинаете на практике стремиться к исполнению пяти Божьих целей. Помните, изначально мы сотворены именно так, что­бы возрастать вместе, а не по отдельности. В Библии сказано: «Обо­дряйте друг друга и друг друга созидайте» (\ Фес. 5:11 [РВ]). После того, как вы группой прочтёте эту книгу, подумайте о том, чтобы вме­сте приняться за изучение других материалов по целеустремлённой жизни и служению (см. Приложение 2).

Кроме того, я советую вам самостоятельно изучать Библию. Я специально дал сноски для всех отрывков Писания, использованных в данной книге (а их более тысячи), чтобы вы могли посмотреть на них в изначальном контексте. Пожалуйста, прочитайте Приложение 3, в котором речь идёт об использовании разных переводов Библии. Чтобы каждую главу было легко прочесть за один день, я старался делать их не очень длинными и потому в большинстве случаев не мог рассматривать интереснейшие подробности контекста, в котором по­являются процитированные стихи. Однако Библию следует изучать отрывками, главами и даже целыми книгами. Существует множество

книг, которые помогут вам узнать, как самостоятельно изучать Биб­лию индуктивным способом.

Регулярно проводите духовную самопроверку.Наилучший способ уравновесить пять Божьих целей в нашей жизни — это перио­дически проводить самооценку своего продвижения вперёд. Бог высо­ко ценит такую привычку самопроверки. По меньшей мере, пять раз в Писании сказано, чтобы мы испытывали и оценивали своё духовное здоровье (Плач. 3:40; 1 Кор. 11:28, 31, 13:5; Гал. 6:4). В Библии гово­рится: «Задайте себе вопрос: тверды ли вы в вере? Испытайте сами себя! Или вы не знаете, что в вас Иисус Христос? Знаете, конеч­но, если только не провалились на испытании» (2 Кор. 13:5 [РВ]).

Чтобы поддерживать своё физическое здоровье, нужно регулярно проходить обследование у врачей, которые могут оценить жизненно важные параметры нашего тела: кровяное давление, температуру, вес тела и т.п. Ради духовного здоровья нужно регулярно проверять состо­яние пяти жизненно важных показателей — поклонения, общения, воз­растания, служения и исполнения своей миссии в мире. Иеремия советовал: «Ис­пытаем и исследуем пути свои, и обра­тимся к Господу» (Плач. 3:40).

У себя в церкви «Сэддлбэк» мы раз­работали очень простой способ проводить личную самооценку, с по­мощью которого тысячи людей сохраняют в своей жизни целеустрем­лённость в стремлении к Богу. Если вы тоже хотели бы проводить личную самооценку с помощью этого способа, напишите нам по элек­тронной почте (см. Приложение 2). Вы сами удивитесь, когда поймё­те, насколько это поможет вам хранить свою жизнь в равновесии для дальнейшего возрастания и здоровья. «Совершите же теперь самое дело, дабы, чего усердно желали, то и исполнено было» (2 Кор. 8:11), — призывал Павел.

Записывайте в дневник шаги своего духовного возраста­ния.Наилучший способ подкрепить своё продвижение вперёд в ис­полнении Божьих целей — это вести духовный дневник. Туда запи­сываются не события, а те жизненные уроки, которые вам не хотелось бы забывать. В Библии сказано: «Мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтоиы не отпасть» ,. ты запо­минаем то, что записываем.

Такие записи помогают нам ещё яснее увидеть, что именно Бог делает в нашей жизни. Даусон Тротман53, бывало, говорил: «Мыс­ли окончательно распутываются, когда проходят через наши уста и пальцы». В Библии есть несколько примеров того, как Бог пове­лел своим последователям вести духовный дневник. Например, там сказано: «Моисей, по повелению Господню, описал путешествие их» (Чис. 33:2), И разве это не замечательно, что Моисей послу­шался Господа и описал духовное становление Израиля? Поленись он это сделать, и мы с вами остались бы без чудесных и ярких уро­ков Книги Исход.

Конечно, вряд ли ваши духовные записи будут читаться так же повсеместно, как дневник Моисея. Однако история вашего духовно­го становления тоже очень важна. В одном из английских переводов Библии тот же самый стих передан так: «Моисей описал этапы их путешествия». Ваша жизнь — это тоже путешествие, а каждое пу­тешествие достойно того, чтобы его описать. Я надеюсь, вы будете записывать этапы своего духовного становления в процессе целеуст­ремлённой жизни.

Не надо записывать только приятные моменты. Подобно Давиду, записывайте свои сомнения, страхи и трудности в хождении с Богом. Самые важные жизненные уроки извлекаются из страданий, и в Библии говорится, что Бог складывает и сохраняет все наши слёзы (Пс. 55:9). В тяжёлые времена помните, что через трудности Бог свершает в ва­шей жизни все пять Своих целей. Проблемы заставляют нас подни­мать взор на Бога, сближают с другими людьми, производят в нас хри-стоподобный характер, наделяют нас служением и дают нам возмож­ность свидетельствовать. Если хотите, проблемы — тоже вещь целе­устремлённая.

 

53 Даусон Тротман — основатель международной организации «Навигаторы» («The Navigators», год основания — 1934), фокусом которой является христианское ученичество и возрастание в Божьем Слове.

 

Посреди страданий псалмопевец писал: «Напишется о сём для рода последующего, и поколение грядущее восхвалит Господа» (Пс. 101:19). Ради будущих поколений вы обязаны сохранять свиде­тельство того, как Бог помогает вам свершать на земле Его замыслы. Это свидетельство не умолкнет и после того, как вы сами отправи­тесь на Небеса.

Передавайте то, что знаете, другим людям.Если вам хочет­ся расти и учиться дальше, лучше всего этого можно добиться, пере­давая другим людям то, что вы уже знаете. В Книге Притчей сказано: «Кто щедр, тот будет в достатке, кто дал другому пить, не бу­дет жаждать» (Прит. 11:25 [РБО]).

Люди, передающие свои открытия дру­гим, получают от Бога ещё больше.

Теперь, когда вы понимаете, в чём предназначение вашей жизни, на вас воз­лагается обязанность рассказать об этом другим. Бог призывает вас стать послан­никами от Его имени. Павел говорил Ти­мофею: «Что слышал от меня,., пере­дай верным людям, которые были бы

способны и других научить» (2 Тим. 2:2). В этой книге я передаю вам всё то, что узнал от других людей о смысле и цели человеческой жизни, и теперь ваша очередь передать это всё дальше.

Наверняка вы знаете сотни людей, ничего не подозревающих об истинном смысле жизни. Расскажите о нём своим детям, друзьям, соседям и коллегам по работе. Если вы решите подарить эту книгу одному из своих друзей, напишите для него несколько слов на титуль­ном листе.

Чем больше мы знаем, тем больше Бог хочет, чтобы мы делились этими знаниями с другими. Иаков писал: «Тот, кто знает, что дол­жен делать добро, но не делает, повинен в грехе» (Иак. 4:17[РВ]). Знания умножают ответственность. Но передать другим людям зна­ние о смысле жизни — это не просто обязанность, но и великая честь. Подумайте только, как преобразился бы весь мир, если бы все живу­щие в нём люди осознавали своё предназначение. Павел говорил: «Внушая сие братиям, будешь добрый служитель Иисуса Хрис­та» (1 Тим. 4:6).

Всё это — ради славы Божьей

Мы передаём другим то, что узнали сами, ради Божьей славы и возрастания Его Царства. Накануне распятия Иисус сказал Отцу: «Я прославил Тебя на земле, дело исполнив, которое Ты поручил Мне» (Ин. 17:4 [РВ]). Когда Иисус произносил эти слова молитвы, Он ещё не принял смерть за наши грехи. Так что же это было за «дело», кото­рое Он исполнил? В данном случае Он говорил не об искуплении. Ответ на этот вопрос заключается в последующих двадцати стихах Его молитвы (Ин. 17:6-26).

Иисус говорил о том, чем занимался предыдущие три года: Он под­готавливал Своих учеников к жизни ради свершения Божьих замыс­лов. Он помогал им познавать и любить Бога (поклонение), учил их любить друг друга (общение), дал им Слово, чтобы они могли возрастать, достигая духовной зрелости (учениче­ство), показывал им, как помогать людям (служение), и посылал их проповедовать Божье Царство (благовестие). Иисус Своим примером показал, что такое целеустрем­лённая жизнь, и научил этому других. Именно этим «де­лом» Он прославил Своего Отца.

Сейчас Бог призывает нас делать то же самое. Он хочет, чтобы мы не только жили ради свершения Его целей и замыслов, но и помогали в этом другим. Бог хочет знакомить новых людей с Христом, приводить их в общение церкви, помогать им возрастать, достигать зрелости и открывать своё место в служении, а потом — послать их в мир, чтобы привести к Нему других.

Вот в чём заключается сущность целеустремлённой жизни. И сколько бы вам ни было лет, оставшиеся годы жизни могут стать для вас поистине золотым временем, потому что теперь вы можете на­чать жить с полным осознанием своего подлинного предназначения.


«Давид в своё время послужил изволению Божию...»

Деян. 13:36

 

Жить целеустремлённо — это единственный способ жить по-на­стоящему. Любая другая жизнь — это просто существование.

Большинству людей нелегко найти ответ на три фундаменталь­ных жизненных вопроса. Первый — это вопрос своего «я»: «Кто я такой?» Второй — это вопрос значимости'. «Имею ли я хоть какое-то подлинное значение?» Третий — это вопрос влияния на окружаю­щий мир: «Где моё место в жизни?» Ответы на все эти вопросы можно отыскать в Божьих целях для нашей жизни.

Сидя за пасхальной трапезой и завершая последний день Своего земного служения, в качестве наглядного примера Иисус омыл ноги Своим ученикам и сказал: «Теперь, раз вы знаете это, вы будете счастливы, если станете поступать так же» (Ин. 13:17 [РВ]). Если мы понимаем, чего хочет от нас Бог, благословение приходит лишь тогда, когда мы начинаем действовать. Теперь, подходя к концу нашего сорокадневного путешествия, вы уже знаете Божьи цели для своей жизни, а значит будете счастливы, когда начнёте их исполнять!.

Возможно, для этого вам придётся кое от чего отказаться. В жиз­ни можно заниматься огромным множеством «благих» дел, но пять Божьих целей являются главными её составляющими, которые мы просто обязаны выполнять. К сожалению, мы легко отвлекаемся и забываем самое важное. Мы отходим в сторону от самого существен­ного в жизни и уклоняемся с пути. Чтобы этого не случилось, нам нужно сформулировать и записать для себя главную цель и предназ­начение нашей жизни и регулярно к ним возвращаться.

Что входит в эту формулировку своей главной цели и предназначения?

В неё входят Божьи цели для нашей жизни.Своими собствен­ными словами выразите ваше твёрдое решение исполнять пять Божьих целей. Сейчас мы составляем не список целей на ближайшее время, по­тому что они носят временный характер, а главная жизненная цель и предназначение даны нам навсегда. В Библии сказано: «Совет... Госпо­день стоит вовек; помышления сердца Его — в род и род» (Не. 32:11).

Она обозначает направление нашей жизни.Записывая на бу­маге своё предназначение, вы просто вынуждены будете подумать о том, в каком конкретном направлении движется ваша жизнь. В Библии гово­рится: «Обдумай стезю для ноги твоей, и все пути твои да будут тверды» (Прит. 4:26). Формулируя предназначение своей жизни, вы не только чётко указываете, во что собираетесь вкладывать своё время, деньги и таланты, но и понимаете, на что вы не будете их тратить. В Книге Притчей сказано: «Проницательный взор обращён к Премуд­рости, а взгляд глупца — во все концы земли» (Прнт. 17:24 [РБО]).

Эта формулировка определяет для вас «успех».В ней записа­но, что считаете важным вы сами, а не то, что считает важным мир. В ней ясно представлены ваши ценности. Павел говорил: «Я молюсь о том, чтобы любовь... наделяла вас истин­ным познанием и здравомыслием, а также умением вы­бирать то, что истинно важно» (Фил. 1:9-10 [РВ]).

Эта формулировка поясняет ваше месте в жиз­ни.На разных этапах земного существования вы будете играть разные роли, однако предназначение ваше останется неизменным, потому что оно — больше, чем любая жизненная роль.

Эта формулировка выражает вашу уникальность.В ней отражается то, какими именно Бог сотворил и сформировал вас для служения.

Чтобы составить формулировку главной жизненной цели и пред­назначения, требуется время. Не пытайтесь написать её в один при­сест и не думайте, что всё получится идеально с первого же раза. Для начала просто записывайте подряд все мысли, которые приходят вам в голову, когда вы обо всём этом размышляете. Редактировать всегда легче, чем творить из ничего. Вот пять вопросов, о которых вам сле­дует подумать при составлении такой формулировки.

Пять главных жизненных вопросов

Что будет стоять в центре моей жизни?Это вопрос о покло­нении. Ради кого вы будете жить? Вокруг чего будете строить свою жизнь? Можно построить её вокруг карьеры, вокруг семьи, вокруг любимого вида спорта или какого-то другого увлечения, вокруг денег или развлечений, и так далее. Все эти занятия неплохи сами по себе, но не они должны находиться в центре нашей жизни. Ни одно из них не способно удержать вас на плаву во время свирепого шторма. В центре нашей жизни должно стоять нечто непоколебимое.

Царь Аса призвал израильтян «взыскать Господа Бога отцов своих» и поставить Его в центр своей жизни (2 Пар. 14:4). Более того, любое занятие или существо, занимающее центральное место в ва­шем мире, по сути дела, оказывается для вас богом. Когда мы посвя­тили себя Христу, Он занял главное j

место в нашей жизни, но удерживать Его там мы сможем только через поклонение. Павел молился о том, чтобы «благода­ря вере Христос поселился в вашем сердце» (Еф. 3:17 [РВ]).

Как узнать, занимает ли Бог цент­ральное место в нашей жизни? Если Он действительно стоит в центре всего, мы поклоняемся. Если нет — мы беспоко­имся. Беспокойство — это предупреждение, тревожный сигнал о том, что Бог оказался отодвинутым в сторону. Как только мы опять ставим Его на первое, главное место, душа снова наполняется поко­ем. В Библии написано: «Мир Божий, который превыше всякого

ума, соблюдёт сердца ваши и помышления ваши во Христе Иису­се» (Фил. 4:7).

Какой характер будет носить моя жизнь?Это вопрос учени­чества. Каким вы будете человеком? Богу гораздо важнее, что мы за люди, нежели то, чем именно мы занимаемся. Помните, земную карьеру на Небеса захватить невозможно, а вот характер__пожа­луйста! Составьте список тех качеств, которые вы намереваетесь в себе развивать. Можно начать с описания плода Святого Духа (Гал. 5:22-23) или с Заповедей блаженства (Мф. 5:3-12).

Пётр говорил: «Приложите все старания, чтобы укрепить свою веру добродетелью, добродетель знанием, знание — выдержкой, выдержку — стойкостью, стойкость — благочестием, благочес­тие братской дружбой, дружбу — любовью» (2 Пет. 1:5-7 [РВ]). Не отчаивайтесь и не унывайте, когда будете спотыкаться. Чтобы вос­питать христоподобный характер, потребуется целая жизнь. Павел писал Тимофею: «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно» (Ним. 4:16а).

Какой след оставит моя жизнь?Это

вопрос служения. В чём будет состоять ваше служение в Теле Хрис­та? Принимая во внимание ваше уникальное сочетание даров, инте­ресов, прошлого опыта, способностей и особенностей личности, какое место в Божьей семье подойдёт вам лучше всего? Что вы могли бы сделать для созидания Божьего Царства? Быть может, в Теле Хрис­товом есть какая-то определённая группа людей, которым, благодаря своей уникальности, вы сможете служить плодотворнее всего? Па­вел писал, что когда человек выполняет своё служение, это приносит двойную пользу: «Дело служения сего не только восполняет ску­дость святых, но и производит во многих обильные благодаре­ния Богу» (2 Кор. 9:12).

Мы действительно сотворены и сформированы для служения, од­нако даже Сам Иисус во время Своей земной жизни не удовлетворил потребности абсолютно всех людей, живших рядом с Ним. Основы­ваясь на своей уникальности, вам нужно определить, кому вы могли бы помогать наилучшим образом. Спросите себя: «Кому мне больше всего хочется помочь?» Иисус сказал: «Я предназначил вам в мир

идти и плод приносить — непреходящий плод» (Ин. 15:16а [РВ]). Каждый из нас должен принести свой плод.

Что я будуговорить своей жизнью миру?Это вопрос благо­вестил неверующим. Частью главной жизненной цели и предназна­чения должно стать посвящение нашей миссии, а значит посвящение тому, чтобы делиться с другими своим свидетельством и Благой Вес­тью. Кроме того, вам нужно составить список тех жизненных уроков и благочестивых устремлений, которые дал вам Бог, чтобы вы могли рассказать о них миру. По мере того, как вы возрастаете во Христе, Господь может дать вам особую целевую группу людей, к которым пойдёте с благовестием именно вы. Не забудьте включить всё это в свою формулировку главной жизненной цели и предназначения.

Если у вас есть дети, часть вашего жизненного поприща состоит в том, чтобы воспитать их в познании Христа, помочь им увидеть Божьи замыслы для своей жизни и направить их в мир на исполнение своего поприща и призвания. Можете включить в свою формулировку слова Иисуса Навина: «Я и дом мой будем служить Господу» (Нав. 24:15).

И конечно же, наши слова не должны расходиться с делами. Преж­де, чем неверующие признают авторитетность и достоверность Биб­лии, они должны знать, что нам с вами можно доверять. Вот почему в Библии сказано: «Живите достойно благовествования Христо­ва» (Фил. 1:27).

С какимилюдьми я буду жить?Это вопрос общения. Как вы будете проявлять свою посвящённость другим верующим и причастность к Божьей семье? Где будете упражняться в заповедях про то, как хрис­тиане должны поступать по отношению «друг к другу»? К какой церков­ной семье присоединитесь в качестве действительного, активного члена? По мере возрастания во Христе ваша любовь к Его Телу и готовность жертвовать ради него будут становиться всё больше и сильнее. В Биб­лии сказано: «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё» (Еф. 5:25). Формулируя свою главную жизненную цель и предназначе­ние, вы должны включить туда и этот аспект своего призвания.

Размышляя над этими вопросами, включите в свои ответы и те отрывки Писания, которые особенно коснулись вашего сердца в свя­зи с каждой из Божьих целей для вашей жизни. В этой книге таких отрывков много. Возможно, вам понадобится несколько недель или

месяцев, чтобы выразить свою жизненную цель и предназначение именно так, как вам хочется. Молитесь, размышляйте об этом, гово­рите с близкими друзьями, думайте над Писанием. Может быть, вам придётся несколько раз переписывать формулировку своей жизненной цели, пока она не приобретёт окончательный вид. Но даже после этого вам, возможно, понадобится с течением времени вносить в неё поправки и небольшие изменения по мере того, как Бог всё больше откры­вает вам вашу уникальность. Если вам хо­телось бы увидеть несколько примеров таких формулировок, составленных раз­ными людьми, напишите мне по элект­ронной почте (см. Приложение 2).

Кроме подробной формулировки главной жизненной цели и пред­назначения было бы неплохо иметь и краткую её форму — нечто вроде девиза или кредо, где пять Божьих целей были бы выражены ярким, за­поминающимся и воодушевляющим вас образом. Так вы сможете ежед­невно напоминать себе о своей цели. Соломон советовал: «Утешительно будет, если ты будешь хранить их в сердце твоем, и они будут так­же в устах твоих» (Прит. 22:18). Вот несколько примеров:

• «Цель моей жизни — поклоняться Христу всем своим серд­цем, служить ему теми уникальными дарами, которые Он мне дал, общаться с Его семьёй, возрастать и уподобляться Ему и исполнять Его миссию в мире, чтобы Ему была вся слава».

• «Цель моей жизни — быть членом Христовой семьи, отраже­нием Его характера, служителем Его благодати, глашатаем Его Слова и певцом Его славы».

• «Цель моей жизни — любить Христа, расти во Христе, гово­рить о Христе, служить Христу через Его церковь и во всём этом вести за собой свою семью и других людей*.

• «Цель моей жизни — целиком посвятить себя Наибольшей за­поведи и Великому поручению».

• «Моя цель — характер Христа, моя семья — церковь, моё слу­жение —........................., моя миссия—...........................

мои побуждения — Божья слава».

«А как же Божья воля по поводу моей работы, супружества, места жительства или выбора университета?» — может быть, спрашиваете вы сейчас. Честно говоря, всё это имеет лишь второстепенное значение. Бог предоставляет вам широкий выбор самых разных возможностей, и все они могут входить в Его волю для вашей жизни. Самое главное со­стоит в том, чтобы вы исполняли вечные Божьи цели и своё предназна­чение вне зависимости от того, где и кем именно вы работаете или кого выбираете себе в супруги. Конечно, эти решения должны приниматься в соответствии с главной целью вашей жизни. В Библии сказано: «Мно­го замыслов в сердце человека, но состоится только определённое Господом» (Прит. 19:21). Так что заботьтесь прежде всего не о собствен­ных планах и амбициях, а о Божьем предназначении для вашей жизни, ведь именно оно пребудет в вечности.

Однажды кто-то сказал, что определять свою главную жизнен­ную цель нужно в соответствии с тем, что мы хотели бы услышать о себе на собственных похоронах. Предлагается представить себе иде­альный вариант своего надгробного панегирика и на основании этого сформулировать главную цель своей жизни. По-моему, это не слиш­ком удачная мысль. К концу жизни будет совершенно неважно, что говорят и думают о вас люди. Важным будет одно: что говорит и думает о вас Бог. В Библии сказано: «Мы... говорим, угождая не человекам, но Богу» (1 Фес. 2:46).

Однажды Бог посмотрит, как вы ответили на эти жизненные воп­росы. Занимал ли Иисус центральное место в вашей жизни? Проявил­ся ли в вас Его характер? Посвящали ли вы свою жизнь служению другим людям? Несли ли вы Его Слово, исполняя свою миссию в мире? Насколько вы любили Его семью и были к ней причастны? Именно это и будет самым важным. Как говорил Павел, «это мера — преде­лы, которые отмерил нам Бог» (2 Кор. 10:13 [РВ]).

Бог хочет действовать через вас

Около тридцати лет назад я заметил в Книге Деяний слова, кото­рые полностью изменили направление моей жизни. Всего несколько слов — но подействовали они на меня, как раскалённое железо: «Да­вид в своё время послужил изволению Божию...» (Деян. 13:3ба). Внезапно я понял, почему Бог назвал Давида «мужем по сердцу Сво­ему» (Деян. 13:22). Давид посвятил свою жизнь исполнению Божь­их изволений, Божьего замысла на земле.

Лучше эпитафии и придумать нельзя! Представьте, что эти слова высечены на вашем надгробии, свидетельствуя, что в отмеренное вам время вы послужили изволению Божьему! Я молюсь о том, что­бы, когдагменя не станет, люди смогли сказать то же самое и обо мне. А ещё я молюсь, чтобы то же самое можно было сказать и о вас. Поэтому-то я и написал для вас эту книгу.

В этой короткой фразе содержится идеальное оп­ределение хорошо прожитой жизни. Мы совершаем то, что вечно и не подвластно времени («Божье изволение») современными и своевременными способами («в своё время»). В этом-то и состоит сущность целеустремлённой жизни. Ни пре­жние, ни грядущие поколения не могут послужить Божьему изволе­нию в наше время. Сделать это можем только мы. Как когда-то Есфирь, «не для такого ли времени» (Есф. 4:14) создал нас Бог?

Бог продолжает искать людей, готовых вершить Его дела. В Библии сказано: «Очи Господа обозревают всю землю, чтобы поддерживать тех, чьё сердце вполне предано Ему» (2 Пар. 16:9). Станете ли вы че­ловеком, руками которого Господь сможет творить Свою волю? Готовы ли вы послужить Божьему изволению в своё время, в своём поколении?

Павел жил целеустремлённой жизнью. Он писал: «Ябегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух» (1 Кор. 9:26). Единственным смыслом его существования было свер­шение того поприща, которое предназначил ему Бог. «Для меня жизнь — Христос, — говорил он, — и смерть — приобретение» (Фил. 1:21). Павел не боялся ни жить, ни умереть, ведь в любом слу­чае это стало бы исполнением Божьих замыслов. В любом случае он достигал своей главной цели.

Однажды история человечества завершится, но вечность будет продолжаться бесконечно. Уильям Кэри54 говорил: «Будущее сияет

51 Уильям Кэри( 1761 — 1834) — первый миссионер, приехавший на служение в Индию.

Божьими обетованиями». Когда исполнять своё предназначение ста­новится нелегко, не поддавайтесь унынию. Помните ожидающую вас

вечную награду. В Библии говорится: «Кратковременное лёгкое страдание наше производит в безмерном преиз­бытке вечную славу» (2 Кор. 4:17).

Представьте себе тот грядущий день, когда все мы предстанем перед Божьим престолом и с глубокой благодарностью и хвалой Христу принесём к Его ногам

свои жизни. Вместе мы воскликнем: «Ты достоин, Господь наш Бог, принять славу, честь и силу, потому что Ты создал всё: Твоей волей всё стало и всё было создано!» (Откр. 4:11 [РВ]). Мы будем славить Бога за Его великий замысел и жить ради Него во веки и веки!


 

Приложение 1: ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

Вы можете воспользоваться этими вопросами в дополнение к тем, что приведены в конце каждой главы, для обсуждения в маленькой группе или на занятиях воскресной школы.

Зачем я здесь?

• Как вы думаете, какое практическое значение заключено в самом первом предложении этой книги: «Всё дело — совсем не в вас»?

• Как вам кажется, что движет жизнью большинства людей? Что является движущей силой вашей собственной жизни?

• С помощью какого образа вы могли бы лучше всего описать свою жизнь на данный момент? Скоростной забег? Цирк? Что-то ещё?

• Если бы все в мире вдруг поняли, что земная жизнь — это лишь подготовка к вечности, что изменилось бы в нашем поведении?

• Какие земные пристрастия и привязанности мешают людям жить ради свершения Божьих замыслов.

• Какие пристрастия и привязанности могут помешать вам лично жить ради Божьих замыслов?

Вы созданы на радость Богу

• Как отличаются наиболее распространённые представления о «поклонении» от мысли о том, что поклоняться — значит «жить ради Божьего удовольствия»?

• Чем дружба с Богом похожа на любую другую дружбу и чем она отличается от всех иных взаимоотношений?

• Расскажите, чему вы научились в то время, когда вам каза­лось, что Бог далеко.

• Когда вам легче поклоняться Богу — вместе с другими людьми или в одиночестве? В какой из этих ситуаций вы обычно ощущаете большую близость с Богом?

• В каких ситуациях уместно выражать Богу свой гнев?

• Что пугает вас при мысли о полном посвящении своей жизни Христу?

Вы созданы для Божьей семьи

• Как отличаются наиболее распространённые представления об «общении» от мысли о том, что жить в общении — значит «посвящать себя друг другу как Иисусу Христу»?

Что мешает нам любить других верующих и заботиться о них?

• Что могло бы помочь вам делиться с другими людьми своими нуждами, обидами, страхами и надеждами?

• С помощью каких оправданий люди чаще всего объясняют своё нежелание присоединяться к церкви? Что бы вы им ответили?

• Что могла бы сделать наша группа для того, чтобы сохранять и углублять единство в нашей церкви?

• Нет ли в вашей жизни какого-то человека, с которым вам нужно восстановить отношения, чтобы мы вместе могли бы за это помолиться?

Вы созданы для того, чтобы уподобиться Христу

• Как отличаются наиболее распространённые представления об «ученичестве» от мысли о том, что его суть состоит в «уподоблении Иисусу Христу»?

• Какие изменения произошли в вашей жизни с тех пор, как вы стали христианином? Какие перемены заметили в вас другие люди?

• Какие качества Христова характера вам хочется увидеть в себе через год? Что вы могли бы сделать для этого уже сегодня?

• По отношению к каким аспектам своего духовного возраста­ния вам приходится быть особенно терпеливым, потому что перемены происходят очень медленно?

• Каким образом Бог помогал вам расти посредством страда­ний или трудностей?

• Когда вы ощущаете себя наиболее податливым к искуше­нию? Какие шаги по преодолению искушения могли бы помочь вам больше всего?

Вы созданы для служения Богу

• Как отличаются наиболее распространённые представления о «служении» от мысли о том, что суть служения — «помо­гать другим людям, опираясь на свою уникальность»'?

Назовите занятия, которые вам очень нравятся и которые можно было бы использовать для служения другим членам Божьей семьи.

• Вспомните пережитое вами страдание, благодаря которому Бог мог бы помочь другим людям, проходящим через те же самые трудности.

• Каким образом привычка сравнивать себя с другими мешает нам достичь полного потенциала своей уникальности?

• Каким образом Бог являл через вас Свою силу в моменты слабости?

• Как мы могли бы помочь каждому члену нашей группы или нашего класса отыскать своё место в служении? Что могла бы сделать наша группа для служения всей церковной семье нашей общины?

Мы созданы для свершения своего поприща

• Назовите типичные страхи и стереотипы, возникающие у людей, когда они слышат о «благовестии». Что мешает вам самим делиться с другими людьми Благой Вестью?

• Что, по-вашему, может включать в себя то Слово жизни которое дал вам Бог, чтобы вы несли его в мир?

• Назовите имя одного из своих неверующих друзей или знакомых, чтобы вся группа могла начать за него молиться.

• Что мы как группа могли бы сделать вместе для того, чтобы участвовать в исполнении Великого поручения?

• Каким образом совместное чтение и обсуждение этой книги помогло вам чётче понять или заново определить главную цель своей жизни? Какие мысли оказались для вас самыми полезными?

• Кого из ваших друзей или знакомых Бог кладёт вам на сердце, когда вы думаете о том, с кем ещё можно было бы поделиться содержанием этой книги?

• Какую книгу мы будем читать теперь?

Пришлите нам историю своей маленькой группы по адресу stories@purposednvenlife.com


Приложение 2:

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КНИГИ И МАТЕРИАЛЫ

Материалы по теме «Целеустремлённая жизнь» («Purpose-Driven ® Life»)

1. «Целеустремлённая церковь» (изд-во «Центр Агапе», 2003 г.) — эта книга, уже получившая несколько наград и пре­мий в США, наглядно показывает, как ваша церковь может помогать людям совершать в своей жизни Божье предназна­чение и жить согласно Его целям. Заказать книгу можно по электронному адресу publishing@agape.ru или по адресу: Рос­сия, 603105, Нижний Новгород, ул. Канашская, д. 39, изда­тельство «Центр Агапе»

2. DVD «Целеустремлённая церковь» (изд-во «Центр Агапе», 2003 г.). Этот двусторонний цифровой диск (8 полуторачасо­вых уроков) содержит восемь языковых версий, включая сво­бодный выбор титров на любом из восьми языков. В зависимо­сти от ситуации и сферы применения вы можете услышать Рика Уоррена на семи языках, выбрав при этом титры на любом дру­гом языке. Цифровой диск прекрасно подходит для занятий и обучения, позволяет работать над отдельно взятыми темами, будь то в узком кругу руководства церкви или в рамках более обширной обучающей программы. Для просмотра диска необ­ходим DVD-плеер. Заказать диск можно по электронному ад­ресу publishing@agape.ru или по адресу: Россия, 603105, Ниж­ний Новгород, ул. Канашская, д. 39, издательство «Центр Агапе»

3. Семинар «Церковь, движимая видением и целью». На веб-сай­те издательства «Центр Агапе» www.agape.ru вы можете бес­платно скачать тексты семинаров Рика Уоррена (1,5 Мб). Для удобства распространения текст издан в формате MS-Word 8.0

4. На веб-сайтах церкви «Сэддлбэк» www.purposedriveniife.com и www.saddleback.com вы можете бесплатно просмотреть и скачать циклы проповедей Рика Уоррена и других пасторов церкви на русском языке по самым различным темам (вклю­чая, например, такие, как «Радостная весть о благодати», «Пять основных жизненных потребностей», «50 дней веры», «Путь к выздоровлению», «Как справиться с жиз­ненными стрессами» и т. п.). Каждый цикл состоит из 8-10 проповедей с приложенным к ним пособием для лидеров ма­леньких групп. Пособие содержит рекомендации по ведению обсуждения и подробные вопросы для применения материала проповедей в жизни верующих

5. Если вы читаете по-английски и имеете доступ к интерне­ту, загляните на веб-сайт www.purposedrivenlife.com. Там вы най­дёте и другие материалы по теме «Целеустремлённая церковь» и «Целеустремлённая жизнь». Пасторы могут подписаться на еже­недельную рассылку от церкви «Сэддлбэк», предназначенную для служителей, написав по адресу toolbox@pastors.com. По адресу devotional@purposedrivenlife.com вы можете подписаться на еже­недельную бесплатную рассылку молитвенно-духовных матери­алов по теме «Целеустремлённая жизнь». Чтобы узнать о других бесплатных материалах и заказать их, напишите по адресу free@purposedrivenlife.com

При желании вы можете связаться с церковью «Сэддлбэк» по щресу:

1 Saddleback Parkway, Lake Forest, CA 92630, Tel: (800) 633-8876

 


Приложение 3:

ЗАЧЕМ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СРАЗУ НЕСКОЛЬКИМИ ПЕРЕВОДАМИ БИБЛИИ?

-

В книге содержится почти тысяча цитат Писания. Я сознательно пользовался сразу несколькими переводами Библии по двум важным причинам. Во-первых, каким бы замечательным ни был каждый от­дельный перевод, у него тоже есть свои недостатки. В оригинале Библия содержит более 11 280 еврейских, арамейских и греческих слов, а, например, типичный английский перевод использует лишь порядка 6000 слов. Понятно, что смысловые оттенки и некоторые нюансы при этом упускаются, так что сравнивать разные переводы очень и очень полезно.

Во-вторых, — и, кстати, это кажется мне ещё более важным, — мы часто упускаем всю полноту смысла знакомых нам библейских стихов вовсе не из-за перевода, а просто потому, что они стали для нас слишком привычными! Тот или иной стих кажется нам вполне понятным, потому что мы читали и слышали его великое множество раз, и, натыкаясь на него в тексте книги, мы мельком пробегаем его глазами и не вникаем в его полный смысл и содержание. Поэтому я сознательно прибегал к разным переводам и парафразам Библии, что­бы помочь читателю по-новому увидеть истину Божьего Слова и ос­вежить её для себя.

Поскольку разделение Писания на стихи и главы было введено лишь в 1560 году, я не всегда цитировал весь стих целиком, а приво­дил лишь ту его часть, которая казалась мне наиболее важной в дан­ном контексте. В этом я следовал тому, как цитировали Ветхий Завет апостолы и Сам Иисус. Они порой упоминали лишь часть того или иного стиха, чтобы подчеркнуть или доказать свою мысль.

Природні особистості психіки

До них належать:

1. Особливості психічного коду людини. Згідно з уяв­леннями К.Г. Юнга, природжений психічний код люди­ни, який визначає майбутні тенденції її поведінки, як
елементи має архетипи — прообрази колективного підсвідомого. Це універсальні для всіх часів і народів поняття, стандарти — відчуття, мислення й поведінки, такі як любов, відданість, бажання влади та багатства, агресивність, потреба у спілкуванні, милосерді, щед­рості, прагнення перемін, ініціативність, відпові­ дальність тощо.

Психічний код кожної людини має певний набір ар-хетипів. Згідно з квантовою фізикою, одиницею свідо­мості є холодайн (аналогічне архетипу) — трьохмірна голографічна форма думки. З холодайнів формується свідомість людини.

2. Особливості внутрішньоутробного розвитку плоду та процесу народження як факторів, які формують перші психокомплекси — пренатальні матриці.

Роботами Грофа (середина минулого віку) показано, що у дитини формується психіка ще в утробі матері. В її свідомості фіксуються всі стани комфорту та дискомфор­ту на рівні відчуттів.

Заходячись в енергетичному та емоційному зв'язку з матір'ю, дитина (плід) відчуває її психічний стан, любов до себе. Якщо внутрішньоутробний розвиток прохо­див нормально, комфортно, то в майбутньому людина не боїться за своє існування, комфортно відчуває себе у світі, тому що впевнена в його добрих намірах. А якщо навпаки, особливо після спроби знищити дитину (плод), надалі може з'явитись психокомплекс своєї непотріб­ності, виникатиме спроба самогубства (І пренатальна матриця).

Якщо в період пологів мала місце патологічна фікса­ція в підсвідомості негативного психічного досвіду (у зв'язку з тиском, болем), то можуть сформуватись пси-хокомплекси "жертви деспотизму" тощо (II пренаталь­на матриця).

При сильних потугах, протягом яких дитина активно захоплюється процесом народження, формується фактор ризику. Дитина проявляє перші дії у боротьбі за існуван­ня. Тут теж можуть сформуватись психокомплекси у виг­ляді "довічних борців", революціонерів, для яких усе життя — це боротьба (III пренатальна матриця).

Ускладнення в процесі родів (наприклад, асфіксія) часто породжують страх, невпевненість, які в майбутнь­ому є перешкодою для творчої реалізації людини (IV пре­натальна матриця).

Психічні комплекси виникають інколи і після народ­ження, у період дитинства, юнацтва.

Природжені психокомплекси можуть супроводжува­ти людину протягом усього життя (якщо не вжити спец­іальних заходів), порушуючи її соціальну адаптацію .

3. Наступним фактором уродженого походження, який впливає на психічну діяльність, є особливості тем­пераменту.

Сукупність індивідуально-психологічних особливос­тей, які проявляються у швидкості виникнення та силі відчуттів, у загальній рухливості людини, називається темпераментом (іетрегатепішп — відношення частин).

Темперамент — це сукупність спадкових психоди-намічних властивостей індивіда (сили, рухливості та урівноваженості мозкових процесів (за І.П. Павловим). Вони є фізіологічною основою характеру (форми темпе­раментів за Гіпократом, типи вищої нервової діяльності за І.П. Павловим).

Темперамент має два основні прояви: емоційність та активність."хні особливості визначають риси характеру.

Існує гіпотеза (Симонов, Єршов), що чотири типи тем­пераменту спадково детерміновані розвитком і взаємов­пливом тих або інших структур головного мозку:

— гіпоталамус і лобні долі обумовлюють силу та збуд­ливість нервової системи у холерика;

— гіпоталамус і гіпокамп — у сангвініка;

— мигдалини і лобні долі — у флегматика;

— мигдалини і гіпокамп — у меланхоліка.

Характер. Типи акцентуації характерів

Усі три уроджені фактори, які можуть впливати на психічну діяльність людини, одночасно впливають і на формування її характеру.

Характер — це сукупність стійких індивідуальних особ­ливостей людини, які проявляються у діяльності та спілку­ванні, обумовлюють типові для неї форми поведінки.

Надмірний прояв окремих рис характеру, який ви­являється у слабких його рисах, вразливості, називаєть­ся акцентуацією. Процент акцентуацій дуже великий, наприклад, у населення Берліну, згідно з даними К. Ле-онарда, він складає біля 50%.

Виділяють такі типи акцентуйованих характерів:

а) циклоїдний, тобто схильний до різких змін настрою залежно від зовнішніх впливів;

б) астенічний, тобто швидко втомлюється, нерішу­чий, дратівливий, схильний до депресії;

в) сенситивний — дуже чутливий;

г) шизоїдний, тобто емоційно холодний, самообмежений (відгороджений), мало контактуючий,

д) параяоїчний, тобто дуже дратівливий, підозрілий, чутливий до образ, із високою стійкістю негативних афектів,

є) епілептоїдний, тобто якому властиві імпуль­сивність поведінки, нетерпимість, конфліктність, педан­тичність,

ж) демонстративний (істероїдний), тобто схильний до дитячих форм поведінки, а саме: брехливості, несерйоз­ності, фантазування, удавання, авантюризму тощо;

з) гіпертимний, тобто постійно з бадьорим настроєм, бажанням братись за справу, проте ніколи не доводить її до кінця, схильний проявляти ініціативу, але не реалі­
зовувати її тощо;

і) дистимний, тобто надмірно серйозний і відповідаль­ний, сконцентрований на похмурих думках, недостатньо активний, схильний до депресії;

к) нестійкий, тобто надмірно піддається впливу ото­чення.

Ці риси характеру можуть проявлятися в будь-який час, що перешкоджає адаптації до соціального середо­вища, тому може проявлятись патологія характеру, тобто психопатія. Вони мають таку ж назву, як і ак­центуації. Це пограничні стани, які вилікувати прак­тично неможливо, тому що в їх основі лежать особливості темпераменту, а він майже не змінюється. Лише інколи бувають винятки, коли психологічна робота сприяє кращій адаптації людини до колективу, а також коли людина починає усвідомлювати свої негативні риси ха­рактеру і стримує їх.

 

4.3. Набуті у процесі життя особливості психіки. Вчення про стрес, загальний адаптаційний синдром

Крім спадкових факторів, на стан психічного здоро­в'я впливають і ті, які діялрг протягом життя людини. Наприклад, це психічний стрес, який пов'язаний з емо­ційними та інтелектуальними перевантаженнями або психологічними травмами, що часто поєднуються зі стресом.

Стрес (напруга) — стан напруги у системі, на яку діють подразники, сила яких перевищує адаптаційні можливості. Цей термін запропонував Г. Сельє, який створив наукову концепцію цього стану. При дії стре-сорів на психіку виникає психічний або психоемоційний стрес. Досліджуючи тварин, Сельє встановив, що при дії на організм різних пошкоджувальних, тобто надмірних за силою або тривалістю дії факторів (інтоксикації, інфекції тощо) виникає однакова неспецифічна захисно-пристосувальна реакція, названу загальним адаптацій­ним синдромом.

Стан організму, в якому виник загальний адаптацій­ний синдром, Сельє назвав стресом.

При стресі рефлекторно починають діяти складні не­рвові і гуморальні механізми. Кора мозку надсилає імпульси до ретикулярної формації та гіпоталамуса, збуджується симпатичний відділ нервової системи, а мозковий шар наднирників секретує у кров катехоламі-ни. Під їх впливом у гіпоталамусі збільшується утворен­ня кортиколіберину, який стимулює секрецію адрено-кортикотропного гормону, а він, у свою чергу, забезпе­чує утворення та вихід глюкокортикоїдів із кіркового шару наднирників. Ці гормони підвищують резис­тентність організму щодо будь-яких стрес-факторів (про­являються стадії тривоги, резистентності, виснаження).

Метою, результатом психічної перебудови є сприй­няття нової концепції життя відповідно до нових умов. Після осмислення події, зміни поглядів в ім'я життя у майбутньому, тобто після перерозподілу психічного ма­теріалу, стрес зникає.

Після сприйняття нових умов життя мають місце такі стадії психічного стресу:

1. Ігнорування психотравмуючого фактора, спроба вий­ти із ситуації з мінімальними витратами енергії. Цей тип реагування властивий усім людям, але домінуючим є для
дітей та інфантильних, демонстративних (істероїдних) осіб, яким не властиві глибокі психологічні переживання.

2. Збудження. Характеризується хаотичним проявом активності, спрямованої на ліквідацію психотравмуючої ситуації. Як домінантна, ця форма реагування влас­
тива активним людям. Вона завжди супроводжується регресією віку, поворотом до дитячих форм психічних проявів. Такі люди сприймають лише мову дитини (по­трібен сенсорний контакт) та емоції.

 

3. Стадія депресивного стану. Депресія пов'язана з витратою енергії, тому за своєю суттю є реактивною. При цьому має місце інтенсивна психічна робота з усвідом­
лення того, що трапилось, пошук шляхів виходу із си­туації, що склалася. Така форма реагування є домінант­ною у людей меланхолічного складу, допомогти їм мож­на співчуттям, розумінням та енергетичним резонансом.

4. Стадія концентуалізації. Прийняття рішення, нової концепції подальшої роботи, сприйняття життя. Кращими концентуалізаторами є люди філософського складу.

Вищезазначена динаміка адаптаційної перебудови особливо виразно проявляється при гострих психічних стресах, психологічних травмах. При сумації не дуже сильних психічних перенавантажень ця динаміка є менш яскравою. Якщо ситуація затягується, то виникає хронічний психічний стрес, який проявляється ознака­ми неврозу — емоційною нестійкістю, поганим самопо­чуттям, фрустрацією, роздратованістю, появою вегета­тивних розладів.

Невроз — це форма психічної адаптації (із проявом ознак дезадаптації) акцентуйованої людини. Форма не­врозу не змінюється протягом усього життя. Він вини­кає в разі порушення важливих для конкретної людини відносин між нею та оточуючими, є спробою розв'язан­ня проблеми тими шляхами, які використовувались у дитинстві.

Розрізняють три основні форми неврозу — неврасте­нія, істерія, невроз нав'язливих станів.

Неврастенія проявляється у психічному виснаженні, негативному емоційному фоні, вразливості, плачі, над­мірно виразній реакції пасивного захисту. При цій формі характерно відчуття безперспективності в умовах над-відповідальності.

Істерія характерна для інфантильних, істероїдних людей зі слабкою психічною адаптацією. Її прояви "уяв­на смерть" або завмирання та "стрімка буря", інколи виникають функціональні паралічі та парези, розлади мови, втрата відчуття болю тощо.

Невроз нав'язливих станів з'являється у астеніків, меланхоліків. Характеризується фобіями, підвищеною тривожністю, яка призводить до повторення окремих дій (для впевненості), вегетативних розладів.

 

4.4. Механізми психічного та фізіологічного стресу

Механізмом, який запускає психічний стрес, є емоції. Негативні емоції сильніші та довготриваліші, ніж пози­тивні. Негативні емоції збуджують на досягнення мети, задоволення потреби, тому й виникають при фрустрації (незадоволенні потреби), ситуації вибору в умовах надто сильних психічних навантажень. Потреба може бути різних рівнів. Так, на біологічному рівні — це потреба в безпеці, їжі, задоволенні статевого та батьківського інстинктів. На вищих рівнях — душевному та духовно­му — це потреба в емоційному резонансі, в особистій те­риторії авторитету, творчості тощо.

Позитивні емоції — це сигнал про задоволення потре­би. Інколи вони можуть бути надмірними, тоді вмикаєть­ся механізм, властивий негативним емоціям.

Стрес може супроводжуватись негативними емоція­ми, тоді він має руйнівну дію (дістрес, або поганий стрес), а може при позитивному сприйманні викликати стиму­люючу дію (евстрес, або добрий стрес). Його нейроендок­ринні механізми також мають особливості, синтезують "медіатори щастя" — ендорфіни, енкефаліни тощо.

Різні люди не однаково запам'ятовують емоції. "Люди дії", які мають інтенсивний обмін катехоламінів у голов­ному мозку, краще запам'ятовують негативні емоції як досвід, необхідний для життя. У той же час "творчі люди" переважно тримають у пам'яті позитивні емоції, тому що творити можливо лише в атмосфері альтруїзму.

Реакція на стрес "біжи, борись або замри" є абсолют­но універсальною, вона зберігає життя. Г. Сельє довів важ­ливу роль гіпофізарно-надниркової системи у розвитку загального адаптаційного синдрому (ЗАС). До Г. Сельє роль симпатоадреналової системи у реакції відновлення гомеостазу, а саме її адаптаційна трофічна функція, була висвітлена фізіологами У. Кенноном та Л.А. Орбелі. За сучасним уявленням, механізм розвитку ЗАС розпочи­нається збудженням центральної нервової (гіпоталамусу, лімбічної системи) та симпатоадреналової систем.

Гіпоталамус через гіпофіз та симпатичний відділ ве­гетативної нервової системи активізує функцію наднирників, щитоподібної, паращитоподібної залоз, одночас­но знижується секреція інсуліну, а при значних стресах ще й соматотропіну та статевих гормонів. Такі зміни в роботі ендокринної системи забезпечують мобілізацію та використання поживних речовин на утворення енергії, тому в крові зростають рівні глюкози, жирних кислот. Але тривале перебування організму в такому надзвичай­ному стані спричинить його глибоку перебудову, тому що він починає втрачати структурні компоненти свого тіла. Так, на утворення енергії використовуються білки м'я­зової, епітеліальної та сполучної тканин, у тому числі лімфоїдної, слизових оболонок, шкіри, що зумовлює виразки, порушує функції органів.

Мобілізація ресурсів при ЗАС відбувається на всіх рівнях (клітинному, тканинному, органному, системно­му, усього організму), вона підвищує неспецифічну ре­зистентність із метою виживання всієї біосистеми.

При стресі спостерігаються конституційні відмінності: є природжені бійці, так звані "леви", які мають високу концентрацію норадреналіну в структурах головного моз­ку, а є так звані "кролики", у яких переважає адреналін, вони боязкі, намагаються уникнути конфлікту, завмер­ти (принцип — моя хата з краю, нічого не знаю).

 

4.5. Наслідки стресу

Стрес наносить великі матеріальні збитки. Так, згідно з даними за 1999 рік, стрес обійшовся корпораціям США на суму 68 млрд. доларів за рахунок зниження продук­тивності праці, викликаної відсутністю людей на робо­чих місцях.

Виснаження психіки призводить до психологічних проявів і погіршення стану організму, зокрема виника­ють "хвороби адаптації". Наприклад, тривала та надмірна секреція глюкокортикоїдів наднирниками висна­жує інсулярний апарат підшлункової залози, тому може виникнути цукровий діабет. До інших хвороб адаптації, також пов'язаних із гіперфункцією наднирників, нале­жать виразки у шлунково-кишковому каналі, імуноде­фіцит, неплідність тощо.

Надмірна секреція мінералокортикоїдів наднирника­ми через зміну об'єму крові та зростання рівня натрію в крові сприяє розвитку порушень водно-солевого обміну, ураженню нирок, появі набряків, виснаженню серцево-судинної системи, а довготривала гіперфункція паращи-топодібної залози зумовлює остеопороз, порушення функції хребта.

Порушення психічного стану при стресі може прояв­лятися: швидкою втомою, роздратованістю або ж, навпа­ки, депресією, головним болем, розладом сну, надмірним апетитом (булімія) як способом одержання енергії, сили та впевненості, потребою в штучних стимуляторах нерво­вих процесів (паління, вживання алкоголю та наркотич­них засобів природного або штучного походження).

Психічні стреси завжди мають соматичні наслідки, тому негативні емоції викликають вегетативні реакції. Як писав У. Шекспір, у кожної існуючої печалі є сто відображень.

Особливо небезпечним є постійний вплив факторів стресу, навіть малопомітних, але могутніх своєю чисель­ністю, так званий "стресо-планктон". "Це мікросвіт кри­хітних, але чисельних потвор, чиї слабкі та отруйні уку­си непомітно підточують дерево життя" (А.А. Крон).

Конституція людини обумовлює ступінь змін концен­трації окремих гормонів у крові під час стресового ста­ну, а також визначає розмір ушкоджень, які вони мо­жуть викликати. При цьому вразливість певної ланки позначається на схильності до конкретних емоцій. Так, жінки стають агресивними та роздратованими (зокрема, внаслідок відносного зростання андрогенів у крові), схильними до порушень репродуктивної системи, а лю­дина, яка постійно перебуває у пригніченому настрої (на­приклад, астенік), — до захворювань органів травної системи. Схильність до страху корелює з порушенням функції нирок, а до гніву — печінки.

Інколи людина сама привертає (часто не свідомо) собі певну форму захворювання, звичну для неї, як форму відходу від вирішення проблеми або форму захисту, фор­му концентрації уваги. Наприклад, небажання вагіт­ності може викликати порушення менструації.

У жінок і чоловіків існують відмінності як причин стресів, так і їх проявів. У жінок причини стресів — це необхідність вирішувати одночасно біологічні й соц­іальні функції, втрата привабливості з віком тощо. У чоловіків — це невизнання їх соціальних та особистих достоїнств, а також зниження фізичних сил і сексуаль­них можливостей.

У чоловіків проявляється стрес переважно через по­рушення роботи серцево-судинної системи (переванта­ження серцевого м'яза, перепади тиску крові, а тому зміна перенесення кисню до тканин, розвиток атероск­лерозу, через що виникає інфаркт або інсульт), через алкоголізм і паління (форма втечі від негативних емоцій), появу виразкової хвороби, імпотенцію.

Жінки є більш чутливими та емоційними, у них ви­разніше гальмується парасимпатичний відділ вегетатив­ної нервової системи, тому частіше порушується робота системи травлення, схильність до страху та депресії, з'являються дисфункції репродуктивної сфери.

Різними є і психологічні прояви стресу у чоловіків і жінок. Так, чоловіки більш схильні до нападу та оборо­ни, здатність приймати рішення у них майже не пору­шується. А жінки стають менш уважними, схильними до депресії, їм складно прийняти певне рішення.

 

4.6. Профілактика психічного стресу та корекція його наслідків

Профілактика та корекція базується на чотирьох принципах валеології.

1. Підвищення стійкості до стресу. Потрібно готува­ти людей до різних ситуацій, вчити управляти своїми емоціями.

2. Позбавлення від психічної напруги, оптимальна реакція на негативні емоції.

3. Психокорекція. При гострих короткочасних стре­сах вона викликає:

а) комплекс рухів, особливо ритмічних і досить важких, за яких катехоламіни використовуються, руйнуються;

б) релаксація;

в) самонавіяння;

г) використання зовнішніх розслаблюючих факторів (музика, запахи, природні фактори).

При хронічних стресах, що є результатом умов жит­тя, людині потрібно позбавитись стрес-продукуючих моментів і стереотипів, змінити образ життя, поведінку, образ думок і почуттів на більш позитивні.

4. Фармакологічна корекція, тобто застосування зас­покійливих засобів, інгібіторів перекисного окислення (для зменшення руйнування клітинних мембран), бета-адреноблокаторів (для профілактики порушень діяльності серця).

Психоемоційний стрес може стати основою психо-комплексів.

Психокомплекс — це утворення у несвідомості, яке обумовлює напрямок і структуру свідомості. Він фор­мується на ранніх етапах життя, в тому числі під час внутрішньоутробного розвитку, і супроводжує людину протягом усього життя, деформуючи її психіку.

Позбавитись від психокомплексу можна шляхом ви­тіснення його з підсвідомості, усвідомлення його прояву.

 

4.7. Сучасні підходи до психічного оздоровлення

На сьогодні велика увага приділяється несвідомій, але визначаючій нашу поведінку частині психіки підсвідомості та надсвідомості. Невідома частина психі­ки, яка вивчається глибинною і трансперсональною пси­хологією, має свою мову — мову образів і символів та свої особливості функціонування. Підсвідомість зберігає па­м'ять про всі об'єкти та події, із якими зустрічалася лю­дина, не має етичних норм.

Уміння працювати з підсвідомістю розкриває великі можливості в психічному оздоровленні людини, тому що всі психологічні травми, психокомплекси зафіксовані саме в цій частині психіки.

Ключем, який відчиняє двері у підсвідомість, є стан трансу. Під трансом розуміють змінений, але фізіологі­чний стан організму, при якому внутрішні образи мають більшу значущість, ніж зовнішні. Описано понад сімде­сят форм трансу, зокрема це гіпнотичний стан, сон, ме­дитація, глибока концентрація на чомусь. Кожна люди­на протягом доби буває в різних трансових станах.

Для оздоровлення використовують, як правило, легкі форми трансу, які називають ериксонівським гіпнозом (за американським психотерапевтом Мільтоном Ериксо-ном). Трансовий стан майже знімає контроль свідомості, що дозволяє проявитись відкритому негативному псих­ічному матеріалу (наслідкам стресів, психологічних травм, психокомплексам) у підсвідомості.

Інтерес до робіт зі зміненим станом свідомості є іншою особливістю сучасного підходу до вивчення психіки та корекції її порушень.

Третя особливість — це дослідження взаємозв'язків психіки й тіла, пошук шляхів відновлення психосома­тичної гармонії. Оздоровчий психічний ефект досягаєть­ся трьома шляхами.

1. Дія безпосередньо на психіку. Це використання діа­нетики, неиролінгвістичного програмування (НЛП), гештальт-терапії, психоаналізу, ітсихосинтезу тощо. У більшості цих методик використовуються легкі трансовістани. Особливо популярним є НЛП, яке започатковане Ериксоном, розроблене Гриндером і Бендлєром. Це уза­гальнення досвіду великих комунікаторів з урахуванням невербальних форм передачі інформації. НЛП є досить
ефективною й швидкою формою досягнення результату, невизнання діагнозу психічної хвороби (є лише людина та її проблема), активна позиція пацієнта у процесі оз­
доровлення, конструктивна допомога в перебудові його особистості.

2. Дихальна психотехніка. До дихальних психовправ, які є досить популярними, належать насамперед холотропне дихання за С. Грофом та вільне дихання. Суть ме­тодик зводиться до репродукції трансового стану шляхом зміни глибини, частоти та динаміки дихання. Послаблен­ня контролю свідомості дозволяє проявитись підсвідо­
мості в активній формі. Підсвідомість у неспецифічній формі (мускульна або секреторна, тобто плач) виводить негативний психічний матеріал, який у подальшому пе­рестає хвилювати людину. При цьому в силу психосома­тичних зв'язків у м'язах зникають напружені ділянки.
Психіка змінюється, людина оздоровлюється психічно та тілом. Сеанси проводять із використанням музики або активної, такої, що проведе людину крізь ситуацію бо­
ротьби (холотропне дихання), або медіацію, яка допома­гає піднятись над проблемами та зрозуміти їх.

Дихальна психотехніка ефективна при невротичних станах, психоемоційних стресах, психокомплексах, деп­ресіях як шлях самопізнання та активної роботи з псих­ікою.

3. Тілесно орієнтована психотерапія. Вона бере по­чаток із робіт В. Райха і має багато форм. Серед них холістичні палсінги, тобто спеціальний масаж, вібраційні коливання, гойдання, зміна положень тіла, танцюваль­на терапія. При цьому формується легкий транс, а емо­ційна реакція завершується, як говорив Аристотель, "очищенням душі, гармонізацією психічного стану ".

Стан здоров'я залежить від зовнішнього середовища, тому, говорячи про психічне здоров'я, слід пам'ятати про психологію навколишнього простору. Люди, які живуть на спільній території, мають єдине психічне поле, пост­ійно обмінюються між собою емоціями, думками, тому між ними постійно існує взаємне наведення позитивних і негативних психічних станів. Збереження емоційної та інтелектуальної рівноваги вимагає відповідної психоекології середовища. Нетерпимість, гнів, ворожість і агре­сивність сприяють розвитку стресу.

Під психоекологією розуміють стан поведінки, знан­ня законів комунікації, сумісність людей за темперамен-том, інформаційнім обмінож, інтересами тощо.

 

 

Розділ 5

РЕПРОДУКТИВНЕ ЗДОРОВ'Я ТА ХВОРОБИ, ЩО ПЕРЕДАЮТЬСЯ СТАТЕВИМ ШЛЯХОМ

5.1. Фізіологія репродуктивної системи

Репродуктивна система складається з чоловічих та жіночих статевих органів, але вони самі, без відповідного фізичного й репродуктивного здоров'я, не здатні забезпечити продовження людського роду. Репродуктивне здоров'я дає можливість людям мати повноцінних нащадків. Репродуктивна функція проявляється лише в певному віці, який є досить обмеженим, особливо з урахуванням сучасних екологічних обставин, здатних впливати на стан і функцію статевих органів та викликати мутації у геномі всіх клітин. Лише фізично, духовно й репродуктивно здорові люди можуть мати життєздатних, повноцінних нащадків.

Концепція ВООЗ щодо здорового статевого життя кожної людини грунтується на таких засадах:

1) на можливості одержувати насолоду від статевих стосунків, мати дітей, контролювати свою поведінку згідно з вимогами суспільства та особистої етики;

2) на свободі від страху та сорому, відчуття провини, забобонів та інших психологічних факторів, які заважають статевим відносинам;

3) на відсутності органічних розладів, хвороб та вад, які обмежують статеві та репродуктивні функції.

Внутрішні органи статевої системи людини формуються на 10-12 тиждень внутрішньоутробного життя під впливом генетичних факторів, тому спочатку вони мають однакову структуру незалежно від статі. З 12 тижня їх подальший розвиток залежить від утворення чоловічих статевих гормонів, які забезпечують розвиток зовнішніх органів чоловіків, тоді як в ембрі








Дата добавления: 2015-02-03; просмотров: 1372;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.165 сек.