Гуманистическая психотерапия.

Гуманистическое направление психотерапии базируется на ценности актуальной ситуации, ощущений и опыта клиента, с верой в его конструктивные силы. Как отмечает Г.Онищенко, в центре гуманистического подхода является человек, его личность. Но внимание уделяется ее настоящему, вере клиента в свои силы.

В рамках этого направления различают три основных течения: собственно экзистенциальную («переживающую»), центрированную на клиенте (роджерианскую) и гештальт-терапию.

Главной целью экзистенциальной психотерапии является помощь клиенту в поиске смысла жизни, осознании своей личностной свободы и ответственности и в раскрытии своих потенций как личности в полноценном общении. Одновременно задачей экзистенциальной психотерапии выступает безусловное признание личности клиента и его судьбы важнейшим, уникальным явлением, существование которого является самоценным.

Позиция психотерапевта отмечается пониманием клиента в семантике его собственного внутреннего мира, образа «Я» и действительности. Главное внимание уделяется текущему моменту жизни клиента и его актуальным переживанием, как отмечает А. Ф. Бондаренко. Сложность позиции психотерапевта заключается в том, что психолог должен уметь сочетать свое понимание клиента со способностью к конфронтации с тем, что называется «ограниченным существованием» в клиенте.

Представители европейской и американской экзистенциальной психологии отрицают значения любых психотехник в психотерапии, а лишь подчеркивают значение процессов понимания, осознания и принятия решений, т.е. тех личностных действий, которые отрицают «методику» психотерапии, не требуя ничего, кроме умения выслушивать и сопереживать.

К. Роджерс в центр своей психотерапевтической практики поставил личность клиента, которая чувствует свою беспомощность, закрытость для истинного общения и т.п.. Основной гипотезой К.Роджерса стало то, что отношения между клиентом и психотерапевтом является катализатором, условием позитивных личностных изменений [9]. Роджерс определяет главную цель психологической помощи как обеспечение становления «полностью действующей личности», помощь личностному росту, благодаря которому человек сам решает свои проблемы, а второстепенная цель — создать соответствующий «психологический климат», терапевтические отношения. Внимание концентрируется не на проблемах человека, а на его личности.

Основное требование к психотерапевту при этом — отказаться от проигрывания любых ролей и стараться быть самим собой.

Структура психотерапевтического процесса состоит из семи этапов:

1) заблокированность внутренней коммуникации, отрицание имеющихся проблем, отсутствие желания изменений;

2) самовыражение, когда клиент в атмосфере принятия начинает понемногу открывать свои проблемы, чувства;

3) развивается самораскрытие и принятие себя клиентом во всей своей сложности и противоречивости, ограниченности и незавершенности;

4) развивается процесс отношения к собственному феноменологическому миру как к своему, т.е. преодолевается отчужденность от собственного «Я» и, как следствие, возрастает потребность быть самим собой;

5) развитие конгруэнтности, самопринятия и ответственности, установление внутренней коммуникации, поведение и самоощущение «Я» становятся органичными, спонтанными. Происходит интегрирование личностного опыта в единое целое;

6) личностные изменения, открытость себе и миру, клиент становится конгруэнтным с миром и собой, открытый собственному опыту.

Роджерианський подход нашел широкое применение в решении конфликтов, в работе с подростками.

В гуманистическом направлении в психотерапии может быть выделено 3 основных подхода:

1. Философский подход, который использует экзистенциальные принципы как основу для проведения психотерапии. В процессе взаимного диалога или встречи («здесь и теперь») проводится вербальная психотерапия (например, клиент-центрированная терапия и логотерапия).

2. Соматический подход, который основывается на применении невербальных методов, ведущих к интеграции «Я» посредством сосредоточения внимания на субъективных телесных стимулах и сенсорных ответах (например, гештальт-терапия), и / или физических, двигательных методах интенсивного отреагирования и эмоционального «наводнения», в которых акцент делается на телесном стимулировании и высвобождении чувств (например, биоэнергетический анализ Лоуэна и первичная терапия Янова).

3. Духовный подход, в центре которого конечное утверждение «Я» как трансцендентального или трансперсонального опыта, расширение опыта человека до космического уровня, что в конечном счете, по мнению представителей этого подхода, ведет к объединению человека со Вселенной (Космосом). Достигается это с помощью медитации (например, трансцендентальной медитации) или духовного синтеза, который может осуществляться различными приемами самодисциплины, тренировки воли и практики деидентификации (например, психосинтез).

Согласно Карасу (1977), рассматриваемое направление в психотерапии характеризуется следующими основными категориями:

- концепция патологии (основывается на признании существования экзистенциального отчаяния как следствия утраты человеком возможностей, расщепления «Я», рассогласования с собственными знаниями);

- здоровье (связано с реализацией потенциала человека - развитием «Я», достижением подлинности, непосредственности);

- желательные изменения (непосредственность переживаний, восприятие и выражение ощущений или чувств в данный момент);

- временной подход (внеисторический, фокусируется на феноменологическом моменте);

- лечение (кратковременное и интенсивное);

- задача психотерапевта (сводится к взаимодействию в атмосфере взаимного принятия, способствующего самовыражению - от соматического до духовного);

- основной психотерапевтический метод (встречи с равноправным участием в диалоге, проведение экспериментов, игр, инсценировок или «разыгрывание» чувств);

- лечебная модель (экзистенциальна: диада равных людей или «Взрослый- Взрослый», т. е. человеческий союз);

- характер отношения пациента к лечению (считается реальным, в отличие, например, от признания существования переноса в динамическом направлении, и представляет первостепенную важность);

- позиция психотерапевта (взаимодействующая и принимающая; он выступает во взаиморазрешающей или удовлетворяющей роли).








Дата добавления: 2015-01-10; просмотров: 1986;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.