Социальное назначение государства.
С понятием и сущностью государства тесно связан также вопрос о социальном назначении государства. Сущность государства, как и сущность любого явления, всегда имеет внешнее выражение, т.е. каким-то образом проявляется вовне. Устройство государственной власти, ее внешнее оформление, система государственных органов, порядок их взаимодействия друг с другом не выражают сущности государства. Ведь государства могут иметь различное оформление государственной власти, различную систему органов и т.д. Сущность государства проявляется в его деятельности, в том, какую роль оно играет в общественной жизни, какие функции выполняет. Не случайно при определении сущности государства многие исследователи обращают внимание на тесную связь сущности и социального назначения государства, а также его функций.
Социальное назначение государства показывает, что государство делает в обществе, определяет роль государства в обществе, определяет степень вмешательства государства в жизнь общества. Государство существует, чтобы обеспечивать нормальное функционирование общества.
Но нельзя просто сказать, что социальное назначение государства выражается в той роли, которую оно играет в обществе. Такой ответ ничего не проясняет, так как по-прежнему остается непонятным, какую же роль государство играет в обществе. Тем более, что к социальной роли государства в науке подходят неодинаково…
Вопрос №7 Типология государств.
В истории человечества существовало, сменяя друг друга, большое количество государств, да и сейчас их немало. В связи с этим важное значение имеет проблема их научной классификации. Такая классификация, позволяющая объединить их в группы на основе определенных критериев, называется типологией.
Тип государства – это обобщенная характеристика государства, соответствующего определенной общественно – экономической формации.
Согласно марксистско-ленинской теории существует пять общественно – экономических формации:
первобытнообщинная; рабовладельческая; феодальная; буржуазная; социалистическая; коммунистическая.
В первой формации государства еще нет, а в последней оно должно отмереть, уступив место самоуправлению. Остальным формациям соответствуют следующие типы государств;
- рабовладельческое, феодальное, буржуазное – эксплуататорские государства, так как в них два антагонистических класса;
- социалистическое – не рассматривается как эксплуатационное, так как в нем классы (рабочие и крестьяне) дружественны, и у них одна цель – построение бесклассового общества.
Формация – это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Уровень развития производственных сил определяет материально – техническую базу общества, а производственные отношения составляют экономическую базу общества. Переход от одной формации к другой происходит в результате смены отживших форм производственных отношений и замены их новым экономическим строем. Смена одного исторического типа другим – процесс объективный, исторически – естественный. В этом процессе каждый тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.
Марксистская типология не безупречна. По ней – все государства проходили жестко заданный путь от одного типа к другому. В действительности эволюция государств была более многовариантной. Вместе с тем, нельзя не согласится в том, что марксистская – ленинская типология государств имеет достаточно мощное обоснование, опирающееся на исторические факты, особенно это касается феодальных и буржуазных типов.
В мировой литературе предлагалось немало обоснований классификации государств:
1. - демократические;
- недемократические;
2. – тоталитарные;
- авторитарные
- либеральные;
- демократические.
Цивилизационный подход. По нему в мире существует большое количество видов цивилизаций, развивающихся по своим законам.
1. Западный или прогрессивный (страны Европы).
2. Восточный (Китай, Япония) – Азиатский по Марксу.
3. Непрогрессивный (аборигены Австралии, племена).
Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом общечеловеческих ценностей, а цивилизация понимается как базирующаяся на разуме и справедливости, совокупность материальных и духовных достижений общества, находящаяся вне рамок конкретных социальных систем. Целостность цивилизации обуславливается взаимодействием техники, социальной организации и религии и философии. Этот подход игнорирует важные положения исторического материализма о ведущей роли базиса по отношению к настройке, о выделении способов производства и общественно – экономических формаций как степень общественного развития.
Иначе говоря, цивилизационный подход тоже не безупречен, не способен заменить формационный, но в сочетании они могут стать подходящей основой для научной классификации государств. Наиболее разработанным является формационный подход, в связи, с чем ему уделяется больше внимания.
Классификация государств на типы не являются всеохватывающей. Существовали ранее и сейчас немало переходных государств. Одни из них возникли в результате распада колониальной системы, и двигались в своем развитии к одному из существующих типов (чаще буржуазному). Другие сочетали признаки нескольких типов (например, скандинавские государства – буржуазный с ростками социального государства), у третьих возможно появление таких признаков и черт, которых нет ни у одного из известных типов государств. В Марксисткой литературе переходным типам уделялось мало внимания, считалось, что переход от одного исторического типа к другому возможен только революционным путем, поэтому переходное государство рассматривалось как нечто временное и нехарактерное. В действительности же наиболее естествен и перспективен эволюционный путь развития государств. Отсюда наличие переходных государств вполне закономерно, и они могут существовать достаточно долго.
Цивилизационный подход к типологии государств.
Цивилизационный подход. По нему в мире существует большое количество видов цивилизаций, развивающихся по своим законам.
4. Западный или прогрессивный (страны Европы).
5. Восточный (Китай, Япония) – Азиатский по Марксу.
6. Непрогрессивный (аборигены Австралии, племена).
Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом общечеловеческих ценностей, а цивилизация понимается как базирующаяся на разуме и справедливости, совокупность материальных и духовных достижений общества, находящаяся вне рамок конкретных социальных систем. Целостность цивилизации обуславливается взаимодействием техники, социальной организации и религии и философии. Этот подход игнорирует важные положения исторического материализма о ведущей роли базиса по отношению к настройке, о выделении способов производства и общественно – экономических формаций как степень общественного развития.
Иначе говоря, цивилизационный подход тоже не безупречен, не способен заменить формационный, но в сочетании они могут стать подходящей основой для научной классификации государств. Наиболее разработанным является формационный подход, в связи, с чем ему уделяется больше внимания.
Классификация государств на типы не являются всеохватывающей. Существовали ранее и сейчас немало переходных государств. Одни из них возникли в результате распада колониальной системы, и двигались в своем развитии к одному из существующих типов (чаще буржуазному). Другие сочетали признаки нескольких типов (например, скандинавские государства – буржуазный с ростками социального государства), у третьих возможно появление таких признаков и черт, которых нет ни у одного из известных типов государств. В Марксисткой литературе переходным типам уделялось мало внимания, считалось, что переход от одного исторического типа к другому возможен только революционным путем, поэтому переходное государство рассматривалось как нечто временное и нехарактерное. В действительности же наиболее естествен и перспективен эволюционный путь развития государств. Отсюда наличие переходных государств вполне закономерно, и они могут существовать достаточно долго.
Содержание формационного подхода к типологии государств.
Формация – это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Уровень развития производственных сил определяет материально – техническую базу общества, а производственные отношения составляют экономическую базу общества. Переход от одной формации к другой происходит в результате смены отживших форм производственных отношений и замены их новым экономическим строем. Смена одного исторического типа другим – процесс объективный, исторически – естественный. В этом процессе каждый тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.
Марксистская типология не безупречна. По ней – все государства проходили жестко заданный путь от одного типа к другому. В действительности эволюция государств была более многовариантной. Вместе с тем, нельзя не согласится в том, что марксистская – ленинская типология государств имеет достаточно мощное обоснование, опирающееся на исторические факты, особенно это, касается феодальных и буржуазных типов.
В мировой литературе предлагалось немало обоснований классификации государств:
3. - демократические;
- недемократические;
4. – тоталитарные;
- авторитарные
- либеральные;
- демократические.
Рабовладельческое государство. Исторически первая государственно-классовая организация общества. Эта эпоха была характерна не для всех государств. Рабовладельческие государства имели место в древности в южных регионах.
Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим.
Во всех таких государствах сформировались два класса – свободных людей и рабов. Свободные делились на подклассы: аристократию, ремесленников, земледельцев. Рабы не рассматривались как личности – это были живые орудия труда, своеобразные государственные и личные животные – рабы, находившиеся вне закона.
Форма правления была в виде деспотии, когда вся власть сосредотачивается в руках одного человека – деспота (монарха) и передается по наследству. Существовала высокая степень централизации государственного аппарата. Для Древней Греции и Рима были характерны демократические формы правления, когда власть формировалась путем выборов (в Риме – монархия, в Афинах – Республика). Однако в выборах мог участвовать лишь сравнительно небольшой слой населения – свободные мужчины, обладающие имущественным цензом.
Классовая сущность государства выражалась в его функциях. К внутренним функциям относились:
1) охрана частной собственности рабовладельцев и сознание условий для эксплуатации рабов и неимущих свободных;
2) подавление сопротивления рабов и неимущих свободных методов жестокого насилия;
3) идеологическое воздействие для поддержания дисциплины и порядка.
Обще социальные функции государство осуществляло в той мере, в какой они соответствовали интересам господствующего класса.
Внешние функции: оборона территории и мирные связи с другими государствами; захват чужих территорий и функцию управления завоеванными территориями.
Важную роль играла Армия, но были суды, полиция, административно – чиновничьи органы.
Были юристами разработаны правовые институты: собственности, вещного, обязательного, семейного, наследственного права.
Пройдя период становления и развития, рабовладельческое государство вступило в полосу упадка, и изживало себя. На смену ему шло феодальное государство.
Феодальное государство (V – XVII века). Такое государство, по марксистской теории, есть орудие классового господства крепостников – помещиков, главное средство защиты сословных привилегий феодалов, угнетения и подавления зависимого крестьянства. Государство обеспечивает право господствующего класса на землю, на владение крепостными и присвоение значительной части их труда.
Классовая дифференциация считалась с делением на сословия, т.е. на группы людей, которые отличались друг от друга объемом закрепленных в законе прав и обязанностей (по происхождению).
В своем развитии оно прошло несколько стадий:
1. Децентрализованная феодальная раздробленность.
2. Усиление централизации и установление сословно – представительной монархии.
3. Централизованная абсолютная монархия и разложение феодальной государственности.
Большинство функций обуславливалось классовыми противоречиями. Это охрана феодальной собственности, подавление сопротивления крестьян и других эксплуатирующих групп населения. Государство также выполняло функции, вытекающие из потребностей всего общества. Внешняя функция сводилась к ведению захватнических войн и защите от внешних нападений.
В государственный аппарат входило войско, отряды полиции и жандармерии, разведывательные органы, органы по сбору налогов, суды.
Форма правления – монархия.
Была относительно высокая роль церкви в решении государственных вопросов и в жизни общества в целом, абсолютное преобладание в принимаемых законах интересов правящих кругов.
На последнем этапе в недрах феодального общества стали зарождаться буржуазные производственные отношения, требующие работника, свободно продающего свой труд. Но развитию новых отношений мешали феодалы, их государство. Следовательно, между молодой буржуазией и феодалами возникли острые противоречия, которые разрешались путем буржуазно – демократических революций. В результате последних возник новый тип государства.
Буржуазное государство (Англия, середина XVIII века). Самый жизнестойкий тип, способный адаптироваться к изменяющимся условиям «свобода, равенство, братство». Этот тип функционирует на базе производственных отношений, основанных на капиталистической частной собственности на средства производства и юридической независимости рабочих от эксплуататоров. Экономическому, политическому и идеологическому господству класса буржуазии соответствует и буржуазный тип права, выражающий классовую волю буржуазии, охраняющий капиталистическую систему общественных отношений.
Буржуазный тип – последний тип эксплуататорского государства. Во внутренние функции усиливается функция борьбы с революционным рабочим движением. Во внешней – ведения войн и захват чужих территорий и рынки сбыта. Это сопровождается ростом военно-бюрократического государственного аппарата.
Для буржуазного государства характерны:
1) демократические принципы формирования власти, т.е. путем выборов;
2) отсутствие сословности, т.е. правовое равенство населения;
3) активное развитие представительных органов и, соответственно, отражение в принимаемых законах интересов широких кругов населения;
4) политический плюрализм;
5) высокий темп развития промышленности и сельского хозяйства, концентрация капитала;
6) повышенное внимание гарантиям прав и свобод человека и гражданина.
Объективные противоречия капиталистического общества обуславливают неизбежность пролетарской революции, перехода государственной власти в руки трудящихся масс, возглавляемых рабочим классом и его партий, возникновение социального типа государства, а затем и полное отмирание государственности как таковой.
Социалистическое государство (Китай, Северная Корея, Куба).
Возникает в результате социальной революции, которая ниспровергает отношения частной собственности и основанную на данных отношениях государственную машину. Отрицая предшествующий тип производственных отношений, как эксплуататорский, новое государство создает такую систему экономических отношений, которая базируется на общественной собственности на орудия и средства производства, предполагающей сотрудничество свободных от эксплуатации людей. Оно выражает интересы трудового народа, обеспечивает защиту и развитие социального общества.
Социальный тип – высший тип правовой системы общества. Социальное право возводит в законодательную волю трудящихся классов, служит классовым регулятором общественных отношений.
Для социалистического государства характерно:
1) формально демократичные, но фактически не соблюдаемые принципы формирования государственной власти;
2) отсутствие политического плюрализма, т.е. монополия одной партии;
3) провозглашение целей повышения народного благосостояния, установления социальной справедливости, недопущения мягкого обогащения;
4) сильное влияние идеологии на государственную политику;
5) тотальное огосударствления собственности, отсутствие частной собственности на средства производства;
6) повышенный контроль за частной жизнью граждан и право ограничения в политических и экономических сферах.
История показывает, что социальное государство во многих областях оказалось неэффективным (распад СССР). Но большей опыт по строительству социальной государственности должен быть глубоко проанализирован и изучен: просчеты, ошибки и достижения, несомненно, будут полезны, ибо идеи социализма благородны и бессмертны.
После этапа социалистического государства должно наступить коммунистическое общество с упразднением государства и заменой его самоуправлением, основанном на высоком сознании людей.
Вопрос №9 Понятие, виды и характеристика внутренних функций государства.
Функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность, социальное назначение, задачи и цели государства по управлению обществом в присущих ему формах и свойственными ему методами.
По направленности функции государства подразделяются на внутренниеивнешние. Внутренние функции направлены на решение внутренних задач страны, показывают степень активности воздействия государства на данное общество, а внешние - на установление и поддержание взаимовыгодных отношений с другими (зарубежными) государствами и мировым сообществом в целом. В современных условиях между внутренними и внешними функциями усиливается взаимосвязь, взаимозависимость и взаимопроникновение.
К внутренним функциям государства относятся: экономическая; социальная; обеспечение прав и свобод человека и гражданина, охрана правопорядка; экологическая; стимулирование научно-технического прогресса и ограничение его вредных последствий; информационная.
Экономическая функция современного государства имеет антикризисную направленность и нацелена на создание социально ориентированной рыночной экономики, учитывающей и согласовывающей интересы производителей и потребителей.
Экономику, в которой сочетаются рыночное саморегулирование с государственно-правовым регулированием, принято называть смешанной. Сегодня государства со смешанной экономикой доминируют в мире и вряд ли сохранились страны, имеющие экономику в классическом (чистом) рыночном варианте.
Данная функция государства обеспечила экономике многих стран защиту от разрушительных экономических кризисов, затяжных депрессий, экономика приобрела большую устойчивость и динамизм. Неотъемлемой частью экономической функции государства является охрана существующих форм собственности.
Главное назначение социальной функции - устранить или смягчить возможную социальную напряженность в обществе, не допускать большого разрыва между богатством и бедностью, развивать здравоохранение, образование, культуру. Рассматриваемая функция связана с понятием социального государства, деятельность которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В современных условиях возрастает роль государства в деле поддержания и развития здравоохранения, образования и культуры (пример, национальные проекты в России). Оно разрабатывает и реализует программы, стабилизирующие занятость населения и сокращающие безработицу. Для управления названными видами деятельности государством создаются и финансируются соответствующие органы и учреждения.
Функция обеспечения прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка. В последние десятилетия в демократических государствах приобрела особую актуальность проблема обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина. Статья 2 Конституции РФ гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Поэтому функция охраны правопорядка модифицируется и становится функцией государства по обеспечению прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка.
Правопорядок - необходимое условие нормальной жизнедеятельности любого организованного в государство общества, его объективная необходимость. Правопорядок есть итоговое состояние урегулированности, упорядоченности отношений в обществе. Его единичным актом является правомерное поведение конкретного субъекта права. Равно как единичным актом его подрыва (деформации) служит противоправное поведение (правонарушение). Господство правомерного поведения всех субъектов права приводит в итоге к идеальному правопорядку, к желанному для всех спокойствию и полной общественной безопасности.
Экологическая функция или функция охраны природы и рационального использования природных ресурсов. В конце XX - начале XXI в. на планете отмечается факт обострения экологических проблем. Загрязнение воздуха, водных источников, повышение радиации, кислотные дожди, сокращение лесов создают реальную угрозу растительному и животному миру, здоровью и жизни человека. В этих условиях экологическая функция приобрела исключительное значение не только в отдельных странах, но и в глобальном, международном масштабе, превратилась в проблему спасения планеты, сохранения человечества.
Научно-технические достижения XX в. предопределили появление у многих государств мира новой функции - стимулирование научно-технического прогресса и ограничение его вредных последствий.
Данная функция имеет двоякое проявление.
С одной стороны, деятельность государства проявляется в стимулировании научно-технического прогресса. Государство поддерживает и защищает интеллектуальную собственность, создает условия для успешной научной деятельности, обеспечивает справедливую оценку научного труда и достойное вознаграждение за внедрение результатов научных разработок в наукоемкие технологии.
С другой стороны, человечество не сразу осознало вредные последствия научно-технического прогресса, а государство с опозданием и недостаточно энергично стало применять адекватные меры по ограничению этой опасности. В современных условиях создание экологически чистых производств, безотходных технологий - одна из важнейших целей, достижение которой позволит человечеству выжить. Сегодня экологическая функция и по этой причине требует иной степени обязательности, ответственности, применения предупредительных и карательных средств и мер против экологических правонарушений.
К появлению новой информационной функции государства подталкивает развивающаяся информатизация общества, создание баз данных, информационных систем, формирование общемирового информационного пространства.
Информационная функция имеет свой объект воздействия, содержание, способы и структуры обеспечения. Специфика данной функции заключается в способах ее воздействия на общество: целенаправленное информирование населения (а подчас и манипулирование общественным сознанием). Различные способы передачи информации создают необходимые условия для нормального функционирования всех ветвей власти и органов государства.
Дата добавления: 2015-01-26; просмотров: 1182;