ЗВУКОВОЙ КАНАЛ

 

Работа над голосом должна вестись между освобождением от напряжения дыхательной мускулатуры, имеющей дело с источником звука, и освобождением от напряжения мышц горла, языка и подбородка, образующих канал, по которому движется звук.

В определенной степени мы занимались тем, чтобы наиболее полно освободить дыхание, таким образом существенно поддерживая звук. Путешествие, которое совершает голос, проходит через многие мышцы, помощь которых ошибочно принимается за жизненно необходимую для звучания. До тех пор, пока мышцы челюсти, языка и горла будут оказывать поддержку в звучании, дыхание будет лениво исполнять свои прямые обязанности. Порой нелегко заметить эту ошибку и избавиться от нее, оставив мышцам ту работу, для которой они предназначены. Постепенно, при более надежной поддержке источника, мышцы звукового канала смогут дать себе отдых и стать полезными для исполнения своих основных функций.

Природные функции челюсти заключаются в следующем:

а) держать зубы и жевать пищу;

б) при проявлении больших чувств и переживаний предоставить звуку большее пространство для выхода.

 

Основное назначение языка состоит в формировании гласных и согласных звуков. Функции горла предполагают множество специфичных компонентов, о чем разговор еще предстоит.

Начнем с челюсти. И прежде всего пересмотрим общее представление о голове и шее. Черепная кость состоит из двух частей, соединенных челюстным суставом. Одну из них я буду называть верхней челюстью, другую — нижней.

 

 

Чтобы облегчить представление о том, как нижняя челюсть соединяется с верхней, вообразите себе фальшивую бороду, прикрепляющуюся за ушами. В самом механизме работы челюстного сустава происходит множество действий. Место этого сустава можно обнаружить при опускании нижней челюсти и возвращении ее на место. Заметить, что нижняя челюсть, опускаясь, выдвигается вперед — проще, когда рот широко открыт.

 

Если мышцы челюсти при опускании толкают ее вперед, челюсть не в состоянии быстро реагировать на меняющиеся потребности в процессе общения.

 

 

При напряжении мышц челюсти случается, что связки в челюстном суставе укорачиваются, мышцы сокращаются. Появляется необходимость в дополнительных усилиях, чтобы открыть рот. Эти усилия порою толкают челюстную кость таким образом, что она выскакивает из челюстного механизма. Происходит вывих. Часто педагоги и режиссеры советуют актерам открывать рот шире. Но на самом деле попытка широко открыть рот может привести к сужению звукового канала в задней его части, а это мешает главному в работе над голосом — дать ему как можно больше пространства.

 

Мышцы, соединяющие верхнюю и нижнюю челюсть, сложно переплетены. Они расположены по всему лицу и задней поверхности шеи — по вертикали, горизонтали, диагонали, внутри и снаружи. Для создания оптимальных возможностей при звучании вообразите себе, что когда нижняя челюсть опускается — верхняя максимально поднимается. Совершая эти действия, организуя большее пространство для голоса, верхняя челюсть тем самым берет на себя часть нагрузки от нижней челюсти, уменьшая опасность давления на язык и гортань.

 

Это одновременное движение верхней и нижней челюстей на инстинктивном и рефлекторном уровне происходит в ответ на сильные эмоциональные импульсы страха, гнева, горя, радости. Его можно подметить у животных: в львином рыкании, у ощерившейся собаки, у шипящей, защищающей себя кошки, а также и у человека при выражении чрезмерных эмоций (в пронзительном крике и т. п.). Лица людей, кричащих с ужасающим страхом и болью в сражении, восклицающих от радости или горя, в истерическом экстазе на рок-концертах, передают разные эмоциональные состояния посредством простейших мышечных движений.

 

Лица маленьких детей отражают все нюансы их эмоциональных реакций, но с годами эта непосредственность утрачивается и появляется защита от эмоций — сдержанность, во многом обусловливая выражение наших лиц и исключая неподконтрольность реакций на сильные возбудители. Почти невозможным становится выражение ряда утонченных эмоций, так как мышцы "научились" маскировать эмоции, а не открывать их. Чтобы спрятать чувство страха, верхняя губа приучается храбро сжиматься. Скрывая удовольствие от кем-то оброненного комплимента, углы рта сначала опускаются, как бы умаляя значение этого комплимента, а затем растягиваются в прямой улыбке. Чтобы создать впечатление неуязвимости, середина лица остается бесстрастной и неподвижной. Эти люди подавляют беспокойство, недоумение или наивность с тем, чтобы эти эмоции не были использованы против них.

 

Одна из сильнейших и универсальных защитных мышечных систем — в челюстном суставе. Стиснутые зубы — верный путь к тому, чтобы помешать широкому раскрытию гортани при исторжении крика ужаса. При выдвижении челюсти вперед создается впечатление храбрости и силы. Часто в кинематографе крупным планом снимают подбородок, который "застывает" на глазах. По этому признаку Вы уже заранее можете предугадать схватку, в которой этот сильный и сдержанный мужчина одержит победу. Перекатывающиеся желваки говорят о том, что в душе героя происходит внутренняя борьба, столкновение эмоций и что он нервничает. Прежде чем изобрели анестезию, больным перед операцией клали между зубами деревянную пластинку. Отчасти это делали для того, чтобы предохранить пациентов от прикусывания языка, отчасти — чтобы удержать от крика. Как правило, сомкнутые челюсти скорее сдерживают яростные атаки эмоций, чем позволяют выплеснуться на свободу.

Немногие из нас, преодолев семилетний возраст, сохраняют свою ежедневную привычку к крику, завывая в гневе, или, если посчастливится, закатываясь от смеха. Естественные упражнения для челюсти редки. Нечасто происходит и естественное растяжение связок, и поэтому они теряют свою эластичность.

Даже такую прекрасную терапию для челюсти, как зевок, мы ограничиваем, чтобы не шокировать окружающих. Когда Вы начнете работать над освобождением челюсти, языка и гортани, возможно, Вы будете зевать интенсивно. Не препятствуйте своему желанию — поощряйте его. Пусть эти зевки будут продолжительными. С одной стороны, они стимулируют циркуляцию кислорода, с другой — обеспечивают спонтанное и естественное растяжение мышц, образующих голосовой канал.

 

Еще более необходимой, чем зевок, является для актеров перестройка мышечной реакции челюсти на эмоциональный импульс.

Первым делом нужно понять, как мышцы челюсти можно расслабить от напряжения, а потом научиться распознавать области, оде эти зажимы зачастую бывают скрыты.

 








Дата добавления: 2015-01-26; просмотров: 668;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.