Голосового аппарата.
Дыхательные мышцы можно тренировать и со звуком и без звука. Без звука хорошо тренируются мышцы во всех упражнениях, рассчитанных на укрепление и развитие гигиенического дыхания[11].
При смысловой и эмоциональной речи происходит весьма разнообразная организация работы дыхательных мышц. Здесь может понадобиться длительный выдох, не прерываемый паузами и не требующий особенных мелодических изменений речи; длительный выдох с мелодическими контрастными изменениями речи; выдох, прерываемый длительными и короткими паузами; выдох, неравномерно распределяемый в речевых смысловых отрезках, — то много слов на одном выдохе, то одно-два слова; выдох, необходимый для произнесения сильного, слабого и среднего звуков. В связи с этим следует развивать разнообразные координации вдохов и выдохов.
Следует серьезно отнестись к совету врачей воспитывать дыхание через нос как наиболее полезное для здоровья и ограждающее голосовые органы от различных заболеваний. Установлено, что дыхание через нос помогает окрепнуть мышцам носоглотки, а здоровая носоглотка оберегает организм от насморка, который плохо действует на голосовой аппарат, — при сильном насморке воспалительные процессы могут распространяться на придаточные полости носа, что нарушает резонирование звука, на гортань с ее связками, на трахею и бронхи, что лишает звук гибкости, изменяет его.
Прежде чем перейти к непосредственной тренировке сценического дыхания, нужно проверить работу дыхательных мышц: диафрагмы, межреберных мышц и мышц живота.
Движение межреберных мышц проверяется легко. Если положить кисти рук на нижние ребра грудной клетки и сделать вдох, то руки ощутят движение ребер и увеличение объема грудной клетки. При выдохе руки ощутят сужение ребер и уменьшение объема грудной клетки.
Движение диафрагмы проверить труднее, так как она не у всех хорошо тренирована, и ее внешнее движение не всегда легко ощущается. Поэтому проще всего проверить движение диафрагмы в лежачем положении. Нужно лечь на спину (лучше всего это делать утром), положить руку на область желудка и последить, что будет происходить с рукой при естественном вдохе и выдохе. При вдохе рука обязательно поднимется благодаря движению диафрагмы, которая распрямится, потеряет свое куполообразное положение и толкнет внешний покров тела. При выдохе рука опустится. Одновременно с проверкой движения диафрагмы проверяется и движение мышц живота, которые работают ритмически и подчиняются движениям диафрагмы при вдохе и выдохе.
После того как проверено движение диафрагмы в положении «лежа», надо повторить ту же проверку в положении «стоя»: положить руку на область желудка и сделать глубокий вдох носом, рука должна ощутить то же движение, что и в положении «лежа».
Полезно также проверить «глазом», как изменяется объем грудной клетки. Для этого нужно встать перед большим зеркалом и посмотреть, что происходит с грудной клеткой при вдохе и выдохе. При глубоком вдохе помимо движений нижних ребер будет двигаться верхняя часть грудной клетки и несколько приподнимутся плечи. Если же диафрагма плохо развита, то плечи будут приподниматься очень сильно.
Таким образом произойдет «знакомство» с внешним выражением процесса дыхания, с теми рабочими движениями дыхательных мышц, на которые до сей поры не обращалось внимания. Это первый этап сознательного отношения к непроизвольному процессу дыхания.
Затем можно переходить непосредственно к упражнениям.
У п р а ж н е н и е 1.
Встать прямо. Правую руку положить на область движения диафрагмы. Сделать выдох и, когда появится желание вдохнуть, сделать глубокий вдох носом (следить, чтобы рот был закрыт), так, чтобы было приятное, легкое ощущение вдоха, без напряжения. Выдыхать также через нос. Затем выждать естественную в цикле дыхания паузу, снова сделать вдох и затем выдох. Упражнение нужно проделать три раза без перерыва все время с закрытым ртом.
При выполнении данного упражнения нужно внимательно следить за тем, чтобы двигалась диафрагма и оставались спокойными плечи, хотя при глубоком вдохе обязательно будет двигаться верхняя часть грудной клетки. Но следует добиваться, чтобы главным образом работала диафрагма.
У п р а ж н е н и е 2.
Встать прямо. Кисти рук лежат на нижних ребрах грудной клетки — большой палец впереди, четыре пальца — на спине. Сделать выдох (вообще все упражнения по дыханию нужно начинать с выдоха). Затем — вдох носом, на одну секунду задержать грудную клетку в расширенном состоянии (состояние вдоха), затем выдохнуть. Повторить упражнение три раза. При упражнении не нагибаться вперед, вдох делать максимальный.
У п р а ж н е н и е 3.
Стоять прямо. После предварительного выдоха взять дыхание через нос, последить, правильно ли работают диафрагма, нижние ребра и мышцы живота. Плечи должны быть спокойны. Прежде чем начать выдох, сделать небольшую остановку, которая явится как бы подготовкой к выдоху. Положение смешанно-диафрагматических мышц при остановке перед выдохом будем называть «опорой дыхания». Научиться сохранять опору дыхания при выдохе очень важно, так как правильная опора дыхания организует работу голосовых связок на хорошей воздушной струе. После остановки начать выдох через узкое отверстие, образованное губами. При выдохе должно быть такое ощущение, как будто струя воздуха является продолжением воздушного столба, идущего от диафрагмы. Выдох идет легко, постепенно и плавно. Упражнение проделать три-четыре раза. Следить за тем, чтобы не было напряжения в верхней части грудной клетки и шеи. Освободить мышцы шеи, покачивая головой вправо, влево, по кругу, вниз. Проделать это упражнение и сидя.
У п р а ж н е н и е 4.
Медленный вдох[12] через нос и медленный выдох через узкое отверстие, образованное губами, на свечу, которая стоит недалеко от вас. Пламя ее должно плавно отклониться по ходу течения воздушной струи (от вас). Затем снова делать медленный вдох и дуть также медленно на свечу, которая стоит дальше, чем в первом случае. Снова медленный вдох и медленный выдох на свечу, стоящую уже на более далеком расстоянии. Вы ощущаете, что в зависимости от удаления свечи мышцы живота будут испытывать все большее напряжение. Голову вперед не тянуть.
У п р а ж н е н и е 5.
Сидеть. Делать быстрый вдох носом, затем паузу и быстрый выдох на свечу, стоящую близко, чтобы загасить ее. Отодвинуть свечу и, делая быстрый вдох, так же загасить свечу. Поставить свечу еще дальше, сделать вдох и снова загасить свечу. Мышцы живота работают с хорошей активностью.
У п р а ж н е н и е 6.
Встать прямо, расставив ноги на ширину плеч. Представьте себе, что перед вами куст сирени и вы вдыхаете ее запах. Запах замечательный, и вам хочется продлить вдох. После вдоха небольшая остановка, а затем медленный выдох также через нос, как бы стараясь не потерять приятного запаха цветка. Если положить руку на шею под подбородком, то чувствуется движение мышц, при вдохе опускающих язык и расширяющих глотку.
У п р а ж н е н и е 7.
Стоять прямо, так же, как и в предыдущем упражнении. Сделать быстрый вдох, предполагая, что вдохнули неприятный запах цветка, ноздри широко раскрыты. Вдох делать носом. Выдох делать ртом, быстро повернув голову в сторону, как бы стараясь сбросить неприятный запах. Затем снова вдох и выдох в другую сторону. Проделать упражнение несколько раз, меняя повороты головы вправо, влево, вниз. Следить за тем, чтобы были свободны шея, плечи, грудная клетка.
У п р а ж н е н и е 8.
Упражнение выполнять стоя. Медленный вдох носом и одновременно с быстрым выдохом через рот бросить корпус вниз. Медленно поднимаясь, делать медленный вдох. На выдохе бросить корпус в сторону. Проделать упражнение несколько раз, меняя положение корпуса при выдохе — направо, налево, перед собой. Ноги в коленях не сгибать.
У п р а ж н е н и е 9.
Для того чтобы приучить себя к контролю над взаимосвязью произвольного вдоха и выдоха, подчиним их счету. Определим длительность вдоха на счет «три», а длительность выдоха — на счет «шесть». Чтобы зафиксировать состояние мышц после вдоха, в момент подготовки их к выдоху, даем маленькую паузу на счет «один». Все упражнение будет протекать в такой последовательности: вдох — три единицы, пауза — одна единица, выдох — шесть единиц. Счет вести про себя. Вдох делать носом, а выдох ртом, как бы выдувая воздух на поставленную перед ртом ладонь. Упражнение выполняется три-четыре раза.
У п р а ж н е н и е 10.
Так как задача сценического выдоха состоит в том, чтобы максимально использовать дыхание в образовании звуков речи, то необходимо в упражнениях воспитывать целесообразный выдох, выдох «без утечки».
Данное упражнение рассчитано на тренировку выдоха при образовании одного из согласных звуков — звука Ф, в дальнейшем можно его делать на некоторых других согласных с правильной их установкой.
Встать прямо. Сделать выдох, а затем вдох и начать выдох на звуке Ф. Следить за тем, чтобы не надувались щеки, — выдыхаемая струя выходит только через щель, образованную зубами и нижней губой. Следить за опорой дыхания. Вдох делать носом, губы при вдохе должны быть сомкнуты. Упражнение проделать три-четыре раза подряд, следить, чтобы выдох длился не меньше восьми-девяти единиц счета.
У п р а ж н е н и е 11.
Исходное положение то же, что и в предыдущем упражнении, но выдох рассчитан на длительность в двенадцать единиц, и эти двенадцать единиц равномерно распределяются между четырьмя звуками: Ф, С, Ш и X, на каждый звук падает три единицы счета. Упражнение также проделывается три-четыре раза. Следить за опорой дыхания.
У п р а ж н е н и е 12.
Сделать быстрый вдох, и на одном выдохе произносить несколько раз подряд звук П. Грудную клетку не сжимать, должны хорошо работать губы. Затем, также быстро вдохнув, на одном выдохе произносить столько раз, на сколько хватит дыхания, группу согласных: ПТК.
У п р а ж н е н и е 13.
Полный вдох берется на три единицы, с остановками после каждой единицы, таким образом вдох происходит в несколько приемов. Во время остановки сохраняется то положение дыхательных мышц, на котором их застает остановка. Вдох делать носом, выдох — через узкое отверстие губ, длительностью десять-двенадцать единиц. Последовательность упражнения: вдох — одна остановка — вдох — одна остановка — вдох — одна остановка — выдох десять-двенадцать единиц.
У п р а ж н е н и е 14.
Принцип упражнения тот же, что и в упражнении 13, с той лишь разницей, что выдох прерывается остановками. Порядок упражнения (общая длительность выдоха сначала двенадцать, а затем шестнадцать единиц): вдох три единицы — выдох три единицы — остановка — выдох три единицы — остановка — выдох три единицы — остановка — выдох три единицы.
У п р а ж н е н и е 15.
В упражнении следует стараться на одном выдохе произнести как можно больше сочетаний следующих цепочек согласных, не забывая о различии звонких и глухих:
БББ — ДДД — ГГГ ПБ — ПБ — ПБ
БДГ - БДГ - БДГ ТД - ТД - ТД
ДБГ — ДБГ — ДБГ КГ — КГ — КГ
ГДБ — ГДБ — ГДБ ЛР — ЛР — ЛР
ЗС — ЗС — ЗС ВФ — ВФ — ВФ
ПТК —ПТК—ПТК МН—МН—МН
ЖШ — ЖШ — ЖШ
У п р а ж н е н и е 16.
Выдох идет при счете вслух до восьми. В упражнении нужно следить за тем, чтобы заданное количество счета шло, как одна фраза, без пауз между словами. Считать ровно, без крика, с хорошей дикцией. Впоследствии счет следует довести до пятнадцати— двадцати — двадцати пяти. При счете стараться подольше сохранять состояние дыхательных мышц живота и грудной клетки в положении вдоха, но не задерживать сам выдох.
У п р а ж н е н и е 17.
Считать до десяти, и на каждый счет брать вдох, а выдох на каждый счет сопровождать толчком нижних мышц живота так, чтобы этот толчок совпадал с произнесением ударной гласной каждого слова-цифры. При толчке с силой подтягивать живот.
Последовательность упражнения: быстрый вдох — произносится слово «один», и на ударном гласном И подтягивается живот — вдох — произносится слово «два», и на звуке А происходит толчок живота и т. д. Упражнение организует мышцы для развития силы голоса.
У п р а ж н е н и е 18.
Быстрый вдох на одну единицу. Общий счет до пятнадцати, но с остановками после каждой пятерки. Пауза между пятерками не должна быть длительной, но во время остановки нельзя дополнять дыхание, а также отдавать его. Последовательность упражнения: вдох и счет до пяти — остановка — счет до десяти — остановка — счет до пятнадцати.
У п р а ж н е н и е 19.
Взяв дыхание, произносить ровно, как одну фразу: один — два — три — четыре — пять. Считать медленно, чтобы появилась необходимость дополнить дыхание. Добрать дыхание, считать дальше до десяти. Добрать дыхание, считать до пятнадцати.
Во время счета не опускать грудную клетку. При доборе одновременно с вдохом нижняя часть живота идет вперед. При начальной тренировке добор можно делать относительно медленно, а затем постепенно сокращать время вдоха. Следить, чтобы не было простых мышечных толчков, не связанных с действительным приливом дыхания.
У п р а ж н е н и е 20.
Во фразе с длинным периодом смысловые остановки не всегда распределяются равномерно. Эти остановки могут быть после трех слов, после пяти, иногда после шести, а иногда нужно проговорить без паузы отрезок фразы, состоящей из большого количества слов. В такой фразе доборы понадобятся в разных местах, и нужно организовать себя таким образом, чтобы уметь брать добор в любых условиях. Для этого и дается данное упражнение.
Исходное положение то же, что и в упражнении 19. Счет идет без перерыва до десяти, затем делается добор и продолжается счет до восьми, снова добор и счет до шести. И в обратном порядке: счет до шести — добор — счет до восьми — добор — счет до десяти.
У п р а ж н е н и е 21.
Прыгая на носках, считать до десяти вслух, не добирая дыхания на протяжении всего счета. Затем остановиться, добрать дыхание и, снова прыгая, считать до десяти также на одном выдохе, после чего спокойно маршировать и дышать без шума. Успокоив дыхание, можно повторить упражнение с прыжками, не делая остановок после первых десяти прыжков и доведя счет до двадцати пяти. Следить, чтобы голос при счете звучал спокойно и ровно, без одышки.
У п р а ж н е н и е 22.
На слоговых сочетаниях Ба-Ба-Ба-Ба-Ба с добором дыхания после пяти слогов менять направление головы: перед собой — направо — налево — вниз — вверх, как бы посылая фразу партнеру, который находится в разных местах. Место «партнера» определяется только направлением головы. Следить, чтобы голос звучал свободно, независимо от места партнера; искать и запомнить удобное, без напряжения звучание голоса. Не следует особенно тянуть шею, когда «партнер» находится наверху. В слоговых сочетаниях делать ударение на последнем слоге Ба-Ба-Ба-Ба-Ба.
У п р а ж н е н и е 23.
Произносить на одном выдохе следующие согласные: ЖЖЖ-ЖЖЖЖЖ-ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ-НЬНЬНЬНЬНЬНЬ. Эти звуки по своей тембральной окраске тяготеют к различным резонаторам: Ж — ближе грудному звучанию, 3 — средине или «смешанному», среднему резонатору, НЬ— верхнему (головному, лицевому). Произнося подряд все согласные, постарайтесь проверить вибрацию звука во всех резонаторных полостях, прикладывая руку к груди, к лицевым костям (иначе маске). Попробуйте переводить звучание всех согласных в различные резонаторы.
У п р а ж н е н и е 24.
На звуке У воспроизведите гудок трех теплоходов: большого, среднего и маленького. Последовательность гудков безразлична. Вы должны услышать три различные высоты вашего голоса. Проверьте резонаторы. Хорошо вытягивайте губы вперед при образовании звука У. Три услышанные и верно воспроизведенные высоты будут в какой-то степени определять диапазон вашего речевого голоса.
У п р а ж н е н и е 25.
Взять воображаемый мяч, определить для себя, какой он величины, и начать «играть», ударяя им об пол. При этом считать до десяти, на каждый счет ударяя по мячу, чтобы он «отскакивал» от пола. Затем, также считая до десяти, подбрасывать мяч на каждый счет вверх, потом снова ударять мячом об пол и считать до десяти. Каждый раз считать на одном выдохе. Повторить эту игру несколько раз. Вы услышите, что с изменением полета мяча изменится и высота вашего голоса: мяч внизу — звук голоса ниже, мяч вверху — звук голоса выше. Следить, чтобы звук не был напряженным, не тянуть сильно вверх шею, когда мяч летит вверх.
У п р а ж н е н и е 26.
Встать прямо и, заложив руки за спину, опустить голову, почти касаясь подбородком груди. Представьте, что вы стоите перед глубоким колодцем, который чистит ваш товарищ. Вы «разговариваете» с ним, а фраза состоит из слоговых сочетаний Ба-Ба-Ба-Ба-Ба (подобно упражнению 22). Первый раз фраза произносится, когда партнер недалеко, второй раз, когда он спустился ниже, а, следовательно, оказался дальше, и в третий раз, когда он спустился еще ниже. Вы услышите, что от изменения расстояния изменяется и высота звука, а также поймете, что высокое звучание не зависит от положения головы. Это нужно будет учесть во всех упражнениях в дальнейшем, чтобы при более высоком звуке не тянуть шею вверх, что приводит к неправильному положению гортани и образованию звука.
У п р а ж н е н и е 27.
Собака (назовем ее Бобик) убежала, ее надо вернуть домой. Звать будем три раза: один раз с далекого расстояния, затем с более близкого, и, наконец, собака будет около вас. Повторять кличку собаки несколько раз в быстром темпе, кроме последнего (собака около вас). Последовательность упражнения: произнести слово «Бобик» на одном дыхании десять раз (собака далеко) — остановка — произнести слово «Бобик» десять раз (собака подошла ближе) — остановка — повторить кличку несколько раз, но более медленно (собака подошла к вам). В упражнении должна меняться высота звука.
У п р а ж н е н и е 28.
Принцип и задача те же, что и в предыдущем упражнении, но теперь собака бежит на зов без остановки, поэтому повторять ее кличку от высоких нот к низким через средние без остановки на одном дыхании. Произносить кличку столько раз, насколько хватит дыхания.
У п р а ж н е н и е 29.
Вспомнив различие высот вашего голоса, которое появилось в предыдущих упражнениях, посчитайте до десяти на одном дыхании в трех различных высотах; после каждого счета до десяти нужно сделать остановку, чтобы взять дыхание и услышать следующую высоту. Упражнение лучше начать со средней высоты. Не стремитесь, чтобы нижняя и верхняя высоты максимально отличались от средней, нужна только удобная высота для речевого звука, чтобы можно было без напряжения сказать небольшую фразу.
У п р а ж н е н и е 30.
Для работы берутся отдельные четверостишия, в тексте устанавливаются логические ударения. Упражнение делается в следующей последовательности:
а) каждая строка четверостиший произносится на одном выдохе, доборы дыхания берутся после первой, второй и третьей строк;
б) первая и вторая строки произносятся на одном выдохе, затем берется добор и на одном выдохе произносится третья и четвертая строки;
в) первая, вторая и третья строки произносятся на одном выдохе, затем—добор дыхания и произносится последняя строка;
д) все четыре строки произносятся на одном выдохе.
Сначала нужно хорошо усвоить первый вариант упражнения. Когда оно будет выполняться легко и свободно, можно переходить ко второму варианту. Хорошо отработать второй вариант и затем уже переходить к третьему и четвертому. Тренируя дыхание на тексте, нужно логически верно произносить его, добиваясь свободного рассказа, не комкать слова, не спешить, произносить строки в одном темпе.
Дата добавления: 2015-01-26; просмотров: 1569;