Духовный облик вятского предпринимателя
1. Отношение к образованию. В большинстве своем купцы осознавали необходимость получения не только начального, но и среднего и высшего образования. Получив высшее образование, купеческие дети зачастую становились чиновниками, земскими деятелями (яркий пример – А.П. Батуев), юристами, врачами.
2. Религиозность. Несмотря на многонациональность купечества, в целом оно было глубоко религиозным, о чем говорят многочисленные пожертвования на нужды церквей и монастырей губернии, его повседневный быт.
3. Развлечения местных купцов. Во второй половине XIX в. в вятских городах открылись благородные и клубные собрания. Купцы с большим желанием посещали такие собрания, входили в их руководящий состав. Они посещали театры, устраивали у себя приемы и балы, любили карточную игру.
4. Благотворительность и меценатство. Вятские купцы участвовали в работе благотворительных обществ, жертвовали крупные суммы на нужды церкви и учебных заведений, на устройство богаделен и приютов, оказывали помощь населению в неурожайные годы, во время эпидемий и стихийных бедствий, в военные годы (Я.А. Прозоров, Т.Ф. Булычев, Стахеевы).
5. Общественная деятельность многих вятских купцов имела политическую окраску. Так, в организациях революционно-демократического лагеря (РСДРП, эсеры) прослеживалась деятельность небольшого числа купечества, то членами партий либеральных (кадеты, «Союз 17 октября») и правительственных (Партия правого порядка, Союз русского народа, Вятская монархическая партия) становилась более весомая часть этого сословия. Но подавляющее число предпринимателей оставалось политически индифферентной, и поэтому в целом уровень политизации местного купечества не был высоким.
Дата добавления: 2015-01-24; просмотров: 737;