Август Форель
Если вы захотите усовершенствовать свое мастерство воздействия на аудиторию (будь то многотысячная толпа или один человек), чтобы применить его в какой‑либо специфической ситуации, например во время служебного собеседования, или решите дать людям возможность получше узнать истинные стороны своей натуры, то вам придется, подобно актеру, усвоить некоторые технические приемы. Наиболее эффективный их них – представить себя в какой‑нибудь роли. Как мы уже убедились, некоторые аспекты языка жестов, такие, например, как искренняя улыбка, совершенно невозможно подделать. Вы сможете выдать верный набор сигналов только в том случае, когда он действительно отражает ваши реальные чувства. Однако иногда сделать это довольно сложно. И потому, скажем, человеку застенчивому, для того, чтобы улыбаться в компании незнакомых людей, можно порекомендовать черпать положительные эмоции из другого источника – например, думать в это время о чем‑то смешном или приятном. Именно так поступают и многие актеры – если, конечно, могут соотнести ситуацию, в которой оказался их персонаж, со своими переживаниями и жизненным опытом.
У вас может сложиться впечатление, что подобные рекомендации очень хороши для Сергея Безрукова, но несколько трудны для вас самих. Но вы вполне способны облегчить себе жизнь, проведя несколько домашних репетиций. Попытайтесь, встав перед зеркалом, улыбнуться, вспомнив что‑нибудь веселое. Хотя такая улыбка несколько отличается от улыбки, появившейся спонтанно, разница между ними совсем невелика. Она тоже выражает искреннюю радость, вы можете убедиться, что в ней участвуют и глаза, что очень важно для восприятия окружающих.
Количество усилий, затраченных на подобную подготовку, зависит от того, насколько вы нуждаетесь в совершенствовании своего языка жестов. Например, если вам предстоит выдержать решающее собеседование, то действительно стоит, в качестве пробного забега, организовать генеральную репетицию, пригласив кого‑нибудь из приятелей. Возможно, вы при этом будете чувствовать себя несколько глупо, но если отнесетесь к делу серьезно, то сможете обрести уверенность в том, что вы правильно сидите, уверенно говорите и вообще в целом производите положительное впечатление.
Общественные деятели, которых учат хорошо выглядеть на экране телевизора, в процессе подготовки проходят через шуточные интервью, так чтобы потом они смогли оценить свой внешний вид, манеру держаться и язык жестов на телеэкране. Многие из них бывают потрясены, увидев, насколько по‑другому выглядят они со стороны и какими нелепыми кажутся некоторые из их привычных жестов.
Когда вам предстоит встреча, имеющая для вас важное значение, спросите друга, которому доверяете, нет ли у вас каких‑нибудь характерных черточек, способных принизить то хорошее впечатление, которое вы собираетесь производить. Пусть он ответит вам утвердительно или отрицательно на следующие вопросы:
1. Часто ли вы сидите, склонив голову к плечу?
2. Вы часто разваливаетесь на стуле?
3. Есть ли у вас привычка во время разговора теребить часы, кольца или другие аксессуары?
4. Делаете ли вы паразитические движения, касаясь руками лица и волос?
5. Активно ли вы жестикулируете во время беседы?
Все перечисленные действия могут отвлекать вашего собеседника. В обычное время это может быть не так уж важно, но в каких‑то определенных ситуациях, например во время интервью при приеме на работу, может обернуться против вас. Совсем не обязательно пытаться подавить все непроизвольные порывы вашего языка жестов, так как вы рискуете потерять многое из того, что делает вас в глазах окружающих тем, каковы вы на самом деле… да вам это и не удастся, даже если очень постараетесь. Что действительно полезно, так это попробовать развить у себя навыки «телесного знания». Например, нет ничего страшного в том, что вы пользуетесь руками, чтобы подчеркнуть или проиллюстрировать смысл сказанного, и, возможно, именно данная черта делает вас столь живым и интересным собеседником. Однако хорошо бы быть уверенным в том, что вы инстинктивно можете «пригасить» движения своих рук, если почувствуете, что ситуация не располагает к столь оживленной манере поведения. Указанный принцип распространяется и на ваше отношение к другим людям. Если вы не хотите слишком сильно концентрировать внимание на языке их жестов, то сможете гораздо лучше их понять, просто научившись принимать его во внимание в целом. Тогда вы сможете судить об окружающих более непредвзято. Скажем, если антенны вашего языка жестов настроятся на верную волну, вы сможете безошибочно отличить того, кто просто застенчив, от того, кому вы совершенно неинтересны (он просто мечтает поскорее от вас избавиться). И, что, возможно, гораздо важнее, вы уловите признаки искреннего, неподдельного интереса к вашей личности даже в том случае, если они будут довольно слабо выраженными.
А теперь решите для себя, надо ли вам в этой жизни быть успешным победителем, или вы предпочитаете довольствоваться ролью серой мыши. Если вы все‑таки решили пойти по рискованному пути к победе и успеху, перечитайте эту книгу еще раз – и вперед!
Август Форель
Дата добавления: 2015-01-09; просмотров: 993;