П Р И Л О Ж Е Н И Я

 


 

Таблица-схема «Поэтики» Аристотеля

 

 

Основополагающим в освоении курса теории драмы является изучение «Поэтики» Аристотеля. Без этого трактата невозможно вести серьезный разговор о драме т.к. практически по любому вопросу приходиться обращаться к нему. Это первое и пожалуй самое полное теоретическое произведение, определившее не только предмет изучения теории драмы (действие), но и саму методику этого изучения.

Основная сложность в изучении «Поэтики» заключается в отсутствии подлинника (оригинала). Студенты часто вынуждены пользоваться различными переводами, далеко не всегда успешными. Так мы встречаем такие переводы одного и того же места (1448b): «естественные причины» в одном случае; в другом - «явным образом» и т.д. Все это не только не способствует точному пониманию излагаемых элементов, но и вообще затеняет весь смысл. Проблемным оказывается и сам факт появления «Поэтики» через арабскую культуру. Впервые перевод «Поэтики» на латынь с арабского был сделан в XIII в, напечатан в 1481 г. С греческого первый перевод на латынь вышел в 1498 г. Первое печатное издание греческого текста - в 1508 г. На русском языке существует несколько переводов: Ордынского Б.И. (1854, неполный), Захарова (1885), Аппельрота В.Г. (1893) Новосадского Н.И. (1927). Мы пользовались в своей работе переводом Гаспарова М.Л. (1978) собрания сочинений Аристотеля, изданного в 1984 г. (М.: Мысль) в серии «Философское Наследие».

Многочисленные переводы, особенно ранние, привели к тому, что в целом нарушена логика изложения материала. Первыми издателями сделана не совсем удачная разбивка на главы. Частые перебивки, вставки, добавления к предшествующим разделам, временами довольно существенно мешают следить за логикой изложения. Тем не менее, четкий план все же просматривается. Мы посчитали необходимым сделать собственную реконструкцию структуры «Поэтики», так как, по нашему мнению, все трудности в изучении «Поэтики» связанны именно с этой проблемой: отсутствии четкой композиции.

Вначале мы даем план «Поэтики», как он представлен в современной редакции, затем мы приведем нашу реконструкцию в ряде таблиц. Первая таблица представляет собой структуру «Поэтики», таблицы №2 и №3 раскрывают ее основополагающие элементы (действие и сказание) более подробно.

 

__________

 

В заключении мы прилагаем синхронную таблицу наиболее известных драматургических произведений. При ее составлении использовались различные источники: от справочников до отдельных изданий пьес, т.к. существуют многочисленные разночтения по датировке. Одни ставят год написания пьесы, другие - премьеры; третьи - первого опубликования. Мы постарались все это учесть, поэтому иногда и приводим двойные даты.


Аристотелевский план «Поэтики»

(римскими цифрами обозначены номера глав «Поэтики»)

 

I. Предмет сочинения Поэзия какподражание: а) средства подражания (I) b) предметы (II) c) способы (III)
IV. Естественное происхождение поэзии    
IV. Развитие и разделение поэзии a) совершенствование трагедии b) совершенствование комедии
V. Отличие трагедии от эпоса  
VI. ТРАГЕДИЯ:сущность и элементы  
VII. 1. Сказание:  
VII. - первостепенность;  
VII. - целостность;  
VII. - объем;  
VIII. - единство действия;  
IX. - общее и конкретное в действии;  
X. - сложные и простые сказания;  
XI. - внутренние части трагедии; перелом; узнавание; страх;
XII. - внешние части трагедии; пролог, эписодий, эксод; хоровая часть;
XIV. - что вызывает сострадание и страх; а) лица b) события
XIV. - как вызвать сострадание и страх; а) между какими лицами b) путем каких поступков
XVI. 1а. О сказании:  
XVI-XVII - узнавание; наглядность; общее и частное;  
XVIII. - завязка и развязка; виды трагедий; трагедии с одним и многими сказаниями; роль хора в действии;  
XV. 2. Характеры:  
XXII. а) их последовательность; b) их похожесть;  
XIX. 3. Мысль  
XX. 4. Речь:  
  - элементы речи;  
XXI - разновидности имен;  
XXII - выбор имен;  
     
XXIII. ЭПОС:  
  - сходство с трагедией в сказаниях;  
XXIV. - сходство в видах и составных частях;  
XXIV. - различие с трагедией в объеме;  
XXIV. - различие в метре;  
XXIV. - драматичность эпоса;  
XXIV. - различие и сходство в изображении действительности;  
XXV. - ответ на критику изображения действительности в поэзии;  
XXVI. - превосходство трагедии над эпосом;  
XXVI. - заключение;  
       

 

 


 

 

Таблица 2

 


 

Таблица 3

 

 


Синхронная таблица драматургических произведений

 

ГРЕЦИЯ РИМ ФРАНЦИЯ
Эсхил (526 - 466) Персы 472, Семеро против Фив 467, Орестея 458, Агамемнон, Молящиеся, Прометей прикованный.    
Софокл (496 - 406) Аякс 450, Антигона 442, Эдип - Царь 428, Эдип в Колоне, Трахинянки, Электра, Филоктет.    
Еврипид ( 480 - 406) Медея 431, Гераклиды 430, Гекуба 424, Троянки 415, Андромаха, Геракл, Финикянки 411 - 410, Орест 408, Ион, Елена, Ифигения в Тавриде.    
Аристофан (ок. 446 - 388) Осы 426, Ахарняне 425, Всадники 424, Облака 423, Мир 421, Птицы 414, Лисистрата 411, Лягушки 405.    
Менандр (343/2 - 292)    
Брюзга 317, Третейский суд    
  Плавт (254-184) Клад, Близнецы, Хвастливый воин    
  Теренций (190/85 - 159) Братья  
  Сенека (4 - 62) Медея, Федра, Эдип, Финикянки, Геркулес в безумье, Троянки, Агамемнон, Октавий, Фиест  
     
    Адам де ла Аль (ок.1238 - 1286)Игра в беседке, Игра о Робене и Марион.
    Рютбеф (1230-1285)Миракль: Чудо о Теофании
    Моралите: Благоразумный и неразумный 1436
    Мистерияоб осаде Орлеана 1438
    Моралите: Торговля, ремесло, пастух 1442

 

ИТАЛИЯ ИСПАНИЯ АНГЛИЯ
     
     
     
     
     
     
Ариосто (1474-1538)
Комедия о сундуке 1508, Подмененные 1509    
Довици (1470-1520) Каландрия 1513
Макиавелли (1469-1527)
Мандрагора 1514    
Триссино (1478-1550) Софонисба 1515    
Ручелаи (1475-1525) Розамунда 1515   Нааро (ум. ок. 1530) «Пропалландия» 1517  
Макиавелли (1469-1527) Мандрагора 1518
Ариосто: Студенты 1518/19 Чернокнижник 1520 Сводня 1529.   Гейвуд (1495-1580) Комедии
Аретино (1492-1556) Кузнец,
Комедия о придворных нравах 1534, Таланта,    
Чинцио (1503-1584) Орбекка 1541    
Аретино: Лицемер 1542, Философ 1546, Горации 1548. Лопе де Руэда (1510-1565)  
Беолько (1502-1542) Билора, Кокетка Оливы, Страна Хауха, Обманутые  
Граццини (1503-1584) комедии Норотон/ Секвил Горбодук 1561,
Тассо (1544-1595) Аминта 1573  
Бруно (1548-1600) Подсвечник 1581 Сервантес (1547-1616) Алжирская жизнь 1580, Нумансия 1583 Лили (1554-1606) Александ и Кампаса, Сафо и Фаон 1584
Тассо:Король Торисмунд 1586/7 Кид (1558-1594) Испанская трагедия 1585
Грин (1560-1592) Альфонс 1588
Марло (1564-1593) Тамерлан 1588, Фауст 1589, Мальтийский еврей 1590
Грин: Неистовый Роланд, Яков IV 1591

 

ИСПАНИЯ АНГЛИЯ
  Шекспир (1564-1616)
Лопе де Вега (1562-1635) Генрих VI 1590/92 Ричард III, Комедия ошибок 1592,
  Венера и Адонис 1593,
  Тит и Андроник 1594,
Учитель танцев 1594 Укрощение строптивой, Ромео и Джульетта, Ричард II 1595,
Хуан де Куэва (1550-1610) (трагедии и комедии) Кид: Помпей Великий 1595
  Сон в летнюю ночь 1595/96,
  Венецианский купец 1596,
  Много шума из ничего 1597
 
  Джонсон (1672-1637)
Лопе: Валенсиансвкая вдова, Песнь о драконе, Аркадия 1598, Всяк в своем нраве 1598
Исидор Мадридский 1599, Шекспир: Генрих IV 1597/98, Виндзорские проказницы 1598, Генрих V, Юлий Цезарь 1599, 12 ночь или Как вам угодно 1600, Гамлет 1601, Конец делу венец, Троил и Крессида 1602/03,
  Джонсон: Падение Сеяна 1603
  Шекспир: Мера за меру, Отелло 1604, Джонсон: Вольпоне или Лис 1605
 
  Бомонт (1584-1616) и Флетчер (1579-1625) (комедии)
  Великий князь Московский 1606, Шекспир: Король Лир, Макбет 1605, Антоний и Клеопатра 1606
 
  Вебстер (1580-1625) (трагедии)
  Чапмен (1560-1634) (драмы)
Завоеванный Иерусалим 1609, Шекспир: Кориолан 1607, Цимбелин 1609, Зимняя сказка 1610,
  Джонсон: Алхимик 1610, Заговор Каталины 1611
  Шекспир: Буря 1612
Лопе: Собака на сене, Фуэнте Овехуна 1613.  
  Джонсон: Ярмарка святого Варфоломея 1614
Тирсо де Молина (1594-1648)  
Благочестивая Марта, Дон Хиль Зеленые штаны 1615.   Дьявол глуп как осел 1616
Сервантес:«Восемь комедий» 1615
Лопе: Король дон Педро в Мадриде ок. 1618

 

ИСПАНИЯ ИТАЛИЯ ФРАНЦИЯ
   
Валенсианская вдова 1620, Филомена 1621, Звезда Севильи 1623  
Кольдерон (1600-1681) Любовь, честь и власть 1623,   Стойкий принц, Дама-невидимка 1629, Жизнь есть сон 1631, Любовь после смерти 1633, Врач своей совести 1633/35 Корнель (1606-1684) Мелита 1629,     Сид 1636
    Гораций 1640, Лгуны, Полиевкт 1643, Иераклий 1646
Опасайся тихого омута 1649  
    Мольер (1622-1673)
  Сумасброд 1655
  Корнель: Эдип 1659
  Мольер: Смехотворные жеманницы 1659,
  Сганарель или мнимый рогоносец 1660, Школа мужей 1661, Школа жен 1662, Версальский экспромт 1663
  Расин (1639-1699) Александ Великий 1664/65
  Мольер: Брак по неволе 1664/68, Тартюф 1664/69, Дон Жуан 1665, Мизантроп, Лекарь по неволе 1666
  Расин: Андромаха 1667, Сутяги 1668
  Мольер: Скупой, Амфитрион 1688
  Расин: Британик 1669
  Корнель: Тит и Береника 1670
  Мольер: Мещанин во дворянстве 1670, Плутни Скапена 1671
Кольдерон: Ни мгновения без чуда 1672 Расин: Баязет, Ученые женщины 1672
  Мольер: Мнимый больной 1673
  Расин: Федра 1677
  Расин: Эсфирь 1689
  Вольтер (1694-1778)
  Эдип 1718
  Мариво (1688-1763)
  Игра любви и случая 1730.
  Вольтер: Брут 1730
  Заира 1738
Гольдони (1707-1793) Магомет 1739
Сезон 16-ти комедий: Лгун, Бабьи сплетни и др. 1750-1751  

 

РОССИЯ ГЕРМАНИЯ АНГЛИЯ ИТАЛИЯ ФРАНЦИЯ
       
Сумароков (1718-1777)      
Хорёв 1747       Вольтер: Орест 1750
Синав и Трувор 1751     Слуга двух господ, Феодал 1752
      Трактирщица 1753
          Кандид 1759
      Гоцци (1720-1806)
      Любовь к трем апельсинам 1761, Турандот, Король-Олень 1762.
Фонвизин (1745-1792)     Гольдони: Веер 1765
Бригадир 1766/69      
Сумароков: Дмитрий Самозванец 1771      
        Бомарше (1732-1799)
        Севильский цирюльник 1775
  Шиллер (1751-1816) Шеридан (1751-1816) Школа злословия 1777 Гоцци: Любовное зелье 1776
  Разбойники 1781    
Фонвизин: Недоросль 1782 Коварство и любовь 1783, Дон Карлос 1783/87    
        Бомарше: Женитьба Фигаро 1784, Преступная мать 1792
  Тик (1773-1853)      
  Свет на изнанку 1797, Кот в сапогах 1798 Шиллер: Валенштайн 1798/98      

 

РОССИЯ ГЕРМАНИЯ АНГЛИЯ ФРАНЦИЯ
Капнист (1758-1823) Ябеда 1798   Шиллер: Мария Стюарт 1800, Орлеанская дева 1801, Мессинская невеста 1802  
  Тик: Руненберг 1802    
  Шиллер: Вильгельм Телль 1804    
  Клейст (1777-1811)    
  Разбитый кувшин 1805    
  Гофман (1776-1822)    
  Золотой горшок 1814, Фантазии в манере Колло 1814/15    
    Байрон (1788-1824)  
Грибоедов (1794-1829)   Манфред 1817 Каин 1821  
Горе от ума 1822/24      
Пушкин (1799-1837)     Мериме (1803-1870)
Борис Годунов 1825     Театр Клары Гасуль 1825/30
      Гюго (1802-1870)
      Кромвель 1827
      Мериме: Жакерия 1828
Пушкин: Маленькие трагедии 1830   Гюго: Марион Делорм 1829 Эрнани 1830
      Дюма (1802-1870)
Лермонтов (1814-1841)     Нельская башня 1832
Маскарад 1835/36      
Гоголь (1809-1852)       Кин или Гений и
Ревизор 1836     беспутство 1836
      Мюссе (1810-1857)
      Каприз 1837
      Скриб (1791-1861)
      Лестница славы 1837

 

РОССИЯ ГЕРМАНИЯ НОРВЕГИЯ ФРАНЦИЯ
      Бальзак (1799-1850) Школа супружества 1839
      Скриб: Стакан воды 1840
Гоголь: Женитьба, Игроки 1842      
  Гуцков (1811-1878) Уриэль Акоста 1846   Бальзак: Делец 1844    
Островский (1823-1886)     Мачеха 1848.
Свои люди - сочтемся! 1849     Скриб: Андриена Лекувлер 1849.
Тургенев (1818-1883)      
Месяц в деревне 1850      
Островский: Бедная невеста 1851,     Дюма-сын (1824-1895) Дама с камелиями 1852
Не в свои сани не садись 1853,      
Бедность не порок 1854      
     
Сухово-Кобылин (1817-1905)      
Свадьба Кречинского 1854      
Островский: Доходное место 1856, Гроза 1859    
Сухово-Кобылин: Дело 1861      
Островский: На бойком месте 1865      
    Ибсен (1828-1906)  
Толстой А. (1817-1875) Смерть Иоанна Грозного 1866   Бранд 1865, Пер Гюнт 1866  
Островский: На всякого мудреца довольно простоты 1868      
Толстой А.: Царь Федор Иоаннович 1868, Царь Борис 1868/69      
Островский: Не все коту масленица, Лес 1871, Снегурочка 1873, Волки и овцы 1875, Бесприданница 1878, Таланты и поклонники 1881, Без вины виноватые 1883     Кукольный дом 1879, Приведения 1881  
  Дикая утка 1884  
Толстой Л. (1828-1910) Власть тьмы 1886      
         

 

РОССИЯ ГЕРМАНИЯ НОРВЕГИЯ АНГЛИЯ ФРАНЦИЯ
Толстой Л.: Плоды просвещения 1890 Гауптман (1862-1946) Ибсен: Гедда Габлер 1890     Метерлинк (1862-1949) Непрощенная 1889, Слепые 1890
Ткачи 1891   Семь принцесс 1891
  Строитель Сольнес 1892 Уайльд (1856-1900)
    Веер Леди Уиндермир, Саломея 1892
Чехов (1860-1904) Чайка, Гауптман: Потонувший   Уайльд: Идеальный муж 1895 Метерлинк: Там внутри 1894
Дядя Ваня 1896 колокол 1896   Шоу (1856-1950) Ученик дьявола 1897 Смерть Тентажиля 1897
        Ростан (1868-1918)
        Сирано де Бержерак 1897
    Ибсен: Когда мертвые пробуждаются 1899   Метерлинк: Мудрость и судьба 1898
Чехов: Три сестры 1900.       Сестра Беатриса 1900
Горький (1868-1936)     Человек и сверхчеловек 1901  
Мещане, На дне 1902       Монна Ванна 1902.
Чехов: Вишневый сад 1903.         Чудо св. Антония 1903
Горький: Дачники 1904        
Дети Солнца, Варвары 1905.        
         
Андреев (1871-1919)        
К звездам 1905.        
Горький: Враги 1906        
Андреев: Савва 1906        

 

РОССИЯ ГЕРМАНИЯ ИТАЛИЯ АНГЛИЯ ФРАНЦИЯ
         
Андреев: Жизнь человека 1907, Черные маски, Дни нашей жизни 1908,       Метерлинк: Синяя птица
Анатэма, Анфиса 1909      
Горький: Васса Железнова 1910     Шоу: Неравный брак 1910
Толстой Л.: Живой труп 1911      
Украинка Л. (1871-1913)        
Лесная песня 1911        
Андреев: Тот кто получает пощечины, Екатерина Ивановна 1912.         Пигмалион 1912, Дом где разбиваются сердца 1913     Мария Магдалина 1913
Собачий вальс 1916,        
Милые призраки 1917 Реквием     Пиранделло     Обручение 1918. Соль жизни 1919
Маяковский (1874-1940) Мистерия-буфф 1921   (1867-1936) 6 персонажей в поисках автора 1921    
Эрдман(1902-1970)   Каждый по-своему 1924    
Мандат 1925        
Булгаков (1891-1940)        
Дни Турбиных 1926, Багровый остров 1927/28 Брехт (1898-1956)      
  Трехгрошовая опера 1929   Тележка с яблоками 1929  
  Каббала святош 1930     Мать 1930 Сегодня мы имровизируем    
Адам и Ева 1931   Горькая правда 1931 Пристли (1894-1984)  
      Опасный поворот 1932    
             

 

РОССИЯ ГЕРМАНИЯ ИТАЛИЯ АНГЛИЯ ФРАНЦИЯ
 
Булгаков: Бег 1937   Пристли:Время и семья Конвей 1937
Шварц (1896-1958) Снежная королева 1938   Брехт: Мамаша Кураж и ее дети 1938,
Жизнь Галилея 1939,
Добрый человек из Сезуана 1940,
Карьера Артуро Уи 1941 Сартр (1905-1980) Мухи 1942
  Де Филиппо (1900-1984) Неаполь- миллионер 1945 За закрытой дверью 1944 Метерлинк: Жанна д`Арк 1945
  Призраки 1946 Жене (1910) Служанки 1946
Филумена Мартурано 1947
Внутренние голоса, Великая магия 1949 Ионеско (1912) Лысая певица 1950
Урок 1951
Стулья 1952.
Беккет (1906-1989)
В ожидании Годо 1952
  Моя семья 1956 Пинтер (1930) Ионеско: Жертвы долга 1953, Носороги 1959. Жене: Негры 1959
  Сторож 1960 Беккет: Театр1, Театр2 1960
Игра 1964
    Жене: Игра 1966
Контракт 1967  
  Пейзаж 1969  
Монумент 1970 Ионеско: Макбет 1972 Беккет:
  Звук шагов 1974
  Развязка 1982

 

 


[1] Эстетика: Словарь. - М.: Политиздат, 1989, стр. 85.

[2] Театральная энциклопедия. - М.: «Советская энциклопедия», 1967, Т. 2, стр. 502.

[3] Там же.

[4] Гегель. Лекции по эстетике. - М., 1958, Собр. соч., т. 14, с. 341.

1 Гегель. Эстетика. В 4-х т. - М.: Искусство, 1969-1973, Т. 3, стр. 538.

2 Там же, стр. 539.

3 Хализев В.Е. Драма как явление искусства. - М.: Искусство, 1978, стр. 8.

4 Аристотель. Поэтика, 1455а20.

[5]ПоляковМ.Я. Теория драмы. Поэтика. - М.: ГИТИС, 1980, стр. 15.

[6] Из истории советской науки о театре. 20-е годы. Сб. трудов. - М.: ГИТИС, 1988, стр. 162-163.

[7] Театральная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1967, Т.2, стр. 503.

[8] Аль Д.Н. Основы драматургии. - Л.: ЛГИК, 1988, стр. 16.

[9] Цит. поАникстА.А. Теория драмы на западе в первой половине XIX века. Эпоха Романтизма. - М.: Наука, 1980, стр. 56.

[10] Лидова Н.Р. Драма и ритуал в Древней Индии. - М.: Наука, 1992. - стр. 120.

[11] Там же, стр. 119 - 120.

[12] О «золотом веке»: пять поколений людей (золотой век, серебряный, медный, железный) - история человечества. Это предание существует у многих народов мира, но наиболее известная - греческая версия. Подробнее на эту тему см.: Гесиод. Работы и дни . а) Песнь о пяти поколениях (ст. 109-201); Платон. Менексен 237d-238a; Ипполит. Опровержение всех ересей 5.6.3; Евсевий. Об евангельском предуготовлении. 3.1.3.; Грейвс Р. Мифы древней Греции 5 ;

[13] ЛидоваН.Р. Драма и ритуал в Древней Индии. - М.: Наука, 1992, стр. 119.

[14] АвастхиС. // Курьер Юнеско, май 1983, стр. 30.

[15] История всемирной литературы. В 9-ти томах. Т. 2. - М.: Наука, 1983, стр. 30.

[16] Курьер Юнеско, май 1983, стр. 30.

[17] Аристотель. Поэтика 1449b25

[18] Пави П. Словарь театра. - М.: Прогресс, 1991, стр. 139.

[19] Здесь необходимо напомнить, что сам спектакль в театре Но состоит из 5 пьес разных циклов: о богах, о духах воинов, о женщинах, о разном, о демонах. Поэтому занимательность сюжета спектакля и его динамизм в целом возрастает от первого к пятому циклу.

[20] Мотокиё Д. Предание о цветке стиля: (Фуси кадэн), или Предание о цветке: (Каденсё). - М.: Наука, 1989, стр. 123.

[21] Более подробно о структуре и компонентах «Поэтики» см. в Приложении.

[22] Балухатый С. Проблемы драматургического анализа. Драматургия Чехова. - Л.: Академия, 1927, стр. 8.

[23] Шкловский В. Техника писательского ремесла. - М. - Л.: Молодая гвардия, 1928, стр. 62.

[24] Поляков М.Я. Теория драмы. Поэтика. - М.: ГИТИС, 1980, стр.15.

[25] Поэтика, 1458а18.

[26] Пушкин А.С. «О народной драме и о «Марфе Посаднице» М.П. Погодина.

[27] Комякова Г.В. Технические средства обучения в воспитании навыков сценической речи. - Л.: ЛГИК, 1990.

[28] Шкловский В. Техника писательского ремесла. М.-Л.: Молодая гвардия, 1928, стр. 60.

[29] Лотман Ю.М. Культура и взрыв. - М.: Гнозис, 1992, стр. 116-117

[30] Там же, стр. 178.

[31] Там же, стр. 179.

[32] Ubersfeld A. Lire le theatre. - Paris, 1977, ð. 247.

[33] Пави П. Словарь театра. - М.: Прогресс, 1991, стр. 82-83.

[34] Кнебель М.О. О действенном анализе пьесы и роли. М.: Искусство, 1982, стр. 64.

[35] Эко У. Имя розы. - М.: Книжная палата, 1989, стр. 434.

[36] Пави П. Словарь театра. - М.: Прогресс, 1991, стр. 160.

[37] Лотман Ю.М. Культура и взрыв. - М.: Гнозис, 1992, стр. 59.

[38] Эко У. Имя розы. - М.: Книжная палата, 1989, стр. 443.

[39] Хализев В.Е. Драма как явление искусства. - М.: Искусство, 1978, стр. 73

[40] См.

[41] Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979.

[42] Холодов Е.Г. Композиция драмы. - М.: Искусство, 1957, стр. 155.

[43] Островский черпал свое знание богатств родной речи изучая русские летописи, исторические юридические акты, произведения народной поэзии и литературы. Он составлял словарные заготовки. Так им в своих пьесах использовано небольшая часть собранных им слов и выражений русского народа. Только в его «Материалах для словаря народного языка» содержится более 1300 слов. В пьесах приведено около 300 пословиц и поговорок.

[44] Волькенштейн В.М. Драматургия. - М.: Советский писатель, 1960, стр. 26.

[45] Гегель. Эстетика. В 4-х т. - М.: Искусство, 1969-1973, Т. 3, стр. 548-549.

[46] Пави П. Словарь театра. - М.: Прогресс, 1991, стр. 163.

[47] Гегель. Эстетика. Цит по: Пави П. Словарь театра. - М.: Прогресс, 1991, стр. 161-162.

[48] Мень А. История религии в 7-ми томах. Т. 6. - М.: СЛОВО, 1993, стр. 71-72.

[49] Зингерман Б.И. Очерки истории драмы 20 века. - М.: Наука, 1979, стр. 9.

[50] Аникст А.А. Теория драмы на западе в первой половине XIX века. Эпоха Романтизма. - М.: Наука, 1980, стр. 6-7.

[51] Лессинг. Гамбургская драматургия. - М.-Л.: Академия, 1936, стр. 556.

[52] Шоу Б. О драме и театре. - М.: Иностранная литература, 1963, стр. 65.

[53] Там же, стр. 69.

[54] Эстетика: Словарь. - М.: Политиздат, 1989, стр. 326.

[55] Там же, стр. 327.

[56] Алперс Б. Театральные очерки. В 2-х т. Т.2. Театральные премьеры и дискуссии. - М., Искусство, 1977, стр. 223.

[57] Цит по кн.: Кендлер К. Драма и классовая борьба - М.: Прогресс, 1974, стр. 142.

[58] Шоу Б. О драме и театре. [Сборник]. - М.: Иностранная литература, 1963, стр. 76.

[59] Цит. по : Кендлер К. Драма и классовая борьба. - М.: Прогресс, 1974, стр. 268.

[60] Ubersfeld A. Lire le theatre. - Paris, 1977, p.14.

[61] Пави П. Словарь театра. М.: Прогресс, 1991, стр. 211.

[62] Об остальных отличиях форм эпического театра см. таблицу у Пави П. Словарь театра, стр. 87.

[63] Зингерман Б.И. Очерки истории драмы 20 века. - М.: Наука, 1979, стр. 204.

[64]Как всегда - об авангарде: антология французского театрального авангарда. - М.: ТПС «Союзтеатр», 1992, стр.138.

[65] Театр парадокса. - М.: Искусство, 1991, стр. 5.

[66] Кнебель М.О. Что мне кажется особенно важным. - М.: Искусство, 1971, стр. 58.

[67] Кнебель М.О. О действенном анализе пьесы и роли. - М.: Искусство, 1982, стр. 23.

[68] Там же, стр. 26.

[69] Волькенштейн В.М. Драматургия. - М.: Сов. Писатель, 1960, стр. 248.

[70] Поламишев А.М. Мастерство режиссера: Действенный анализ пьесы. - М.: Просвещение, 1982, стр. 39-40.

[71] Кнебель М.О. Поэзия педагогики. - М., 1976, стр. 310.

[72] Там же, стр. 252.

[73] Волькенштейн В.М. Драматургия. - М.: Сов. Писатель, 1960, стр. 34.

[74] Эко У. Имя розы. - М.: Книжная палата, 1989, стр. 448.

[75] Аристотель Поэтика, 11455а20.

[76] Аристотель. Поэтика, 1456b.

[77] Бентли Э. Жизнь драмы. - М.: Искусство, 1978, стр. 32.

[78] Эстетика: словарь. - М.: Политиздат, 1989. стр. 338.

[79] Шкловский В. Техника писательского ремесла. - М.-Л.: Молодая гвардия, 1928, стр. 45.

[80] Алперс Б.В. Театральные очерки. В 2-х т. Т. 2. - М.: Искусство, 1977, стр. 224.

[81] Сахновский-Панкеев В.А. Драма. Конфликт. Композиция. Сценическая жизнь. - Л.: Искусство, 1969, стр. 136.

[82] Аристотель. Поэтика. 1455b.

[83] Там же, 1450b.

[84] Там же, 1450b20-1452а10.

[85] Там же, 1452а10-1452а20.

[86] Там же, 1452а20-1452b10.

[87] Цит. по: Кендлер К. Драма и классовая борьба. - М.: Прогресс, 1974, стр. 269.

[88] Станиславский К.С. Собр. соч. в 8 т. - М., 1954-1961, т.4, стр. 247.

[89] Лессинг. Гамбургская драматургия. - М-Л.: Академия, 1936, стр. 549.

[90] Аристотель. Поэтика 1452b15.

[91] Сахновский-Панкеев В.А. Драма. Конфликт. Композиция. Сценическая жизнь. - Л.: Искусство, 1969, стр. 71.

[92] Алперс Б.В. Театральные очерки. В 2-х т. - М.: Искусство, 1977, Т. 2, стр. 221.

[93] Холодов Е.Г. Композиция драмы. - М.: Искусство, 1957, стр. 35.

[94] Аристотель. Поэтика 1450 а15 - 1450а20.

[95] Там же, 1451а15.

[96] Там же, 1451а30.

[97] Гегель. Эстетика. В 4-х т. - М.: Искусство, 1969-1973, Т.3, стр. 549-550.

[98] Там же, 550-551.

[99] Цит. по: Балухатый С. Проблемы драматургического анализа. Л.: Академия, 1927, стр. 103.

[100] Волькенштейн В.М. Драматургия. - М.: Советский писатель, 1960, стр. 81.

[101] Холодов Е.Г. Композиция драмы. - М.: Искусство, 1957, стр. 176.

[102] Выготский Л.С. Психология искусства. - Мн.,: Современное слово, 1998, стр. 164.

[103] Там же, стр. 167.

[104] Пави П. Словарь театра. - М.: Прогресс, 1991, стр. 97.

[105] Аристотель. Поэтика, 1448b5.

[106] Там же, 1448b25.

[107] Там же.

[108] Там же 1447а15.

[109] Это замечание было сделано в частной беседе.

[110] Аристотель. Поэтика, 1448а25.

[111] Там же, 1447 b20.

[112] Эстетика: словарь - М.: Политиздат, 1989, стр. 357.

[113] Аникст А.А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. - М.: Наука, 1967, стр. 53.

[114] Пал И. О жанре. - М.: ВТО, 1962, стр. 9.

[115] Аристотель. Поэтика, 1449b25.

[116] Аникст А.А. Ремесло драматурга. М.: Советский писатель, 1974, стр. 111.

[117] Цит. по : Аникст А.А. Теория драмы на западе в первой половине XIX века. Эпоха Романтизма. - М.: Наука, 1980, стр. 58.

[118] Пави П. Словарь театра. - М.: Прогресс, 1991, стр. 382.

[119] Цит. по Аникст А.А. Теория драмы на западе в первой половине XIX века. Эпоха Романтизма. - М.: Наука, 1980, стр.60.

[120] Лессинг Г.Э. Избранное. - М.: Художественная литература, 1980, стр. 531.

[121] Там же, стр. 533.

[122] Аристотель. Поэтика, 1449а 30.

[123] Пушкин А.С. Собр. соч., т.8., стр. 213.

[124] Театральная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1967,Т. 5 стр. 196.

[125] Гегель. Эстетика. В 4-х т. - М.: Искусство, 1969-1973, Т.3 стр. 579.

[126] Цит. по: Эстетика: словарь. - М.: Политиздат, 1989, стр. 322.

[127] Шкловский В. Техника писательского ремесла. - М. - Л.: Молодая гвардия, 1928, стр. 8.

[128] Пави П. Словарь театра. - М.: Прогресс, 1991, стр. 413.

[129] Пави. Словарь театра. - М.: Прогресс, 1991, стр. 411.

[130] Там же, стр. 411-412.

[131] Шкловский В. Техника писательского ремесла. - М.- Л.: Молодая гвардия, 1928, стр. 47.

[132] Цит. по: Холодов Е.Г. Композиция драмы. - М.: Искусство, 1957,- М.: Искусство, 1957, стр. 202.

[133] Выготский Л.С. Психология искусства. - Мн.,: Современное слово, 1998, стр. 175.

[134] Эко У. Имя розы. М.: Книжная палата, 1989, стр. 428.

[135] Ортега-и-Гасет. Дегуманизация искусства // Самосознание европейской культуры ХХ века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. - М.: Политиздат, 1991, М.: Политиздат, 1991, стр. 258.

[136] Там же, стр. 429.

[137] Как всегда - об авангарде: антология французского театрального авангарда. - М.: ТПС «Союзтеатр», 1992, стр. 136.

[138] Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. - М.: Искусство, 1976, стр. 28.

[139] Лу Тянь. Символический язык Пекинской оперы // Курьер Юнеско, май 1983. - стр. 38.

[140] Авасатхи С. Дар небес. // Курьер Юнеско, май 1983, стр. 30.

[141] Дзэами Мотокиё. Предание о цветке стиля: (Фуси кадэн), или Предание о цветке: (Каденсё). - М.: Наука, 1989.

[142] Мы не рассматриваем Европейского отношения к театральному искусству, т.к. нам оно кажется сугубо материалистичным и прагматичным.

[143] Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.: Гнозис, 1992, стр. 13.

[144] Пави П. Словарь театра. - М.: Прогресс, 1991, стр. 143.

[145] Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм.- М.: Интрада, 1996, стр. 3.

[146] Лу Тянь. Символический язык Пекинской оперы // Курьер Юнеско, май 1983. - стр. 38.

[147] Пави отмечает, что временами роль и амплуа не совпадают.

[148] Театральная жизнь. № 2, 1990, стр. 27.

[149] Пави П. Словарь театра. - М.: Прогресс, 1991, стр. 378.

[150] Там же.

[151] История зарубежного театра. Театр Западной Европы. Учебник для культ. - просвет. и театр. учебн. заведений, ч. 1. Под общ. ред. проф. Г.Н. Бояджиева. - М.: Просвещение, 1971, стр. 195-196.

[152] Все определения тем взяты из «Истории зарубежного театра».

[153] Цит. по Чечетин А.И. Основы драматургии театрализованных представлений. - М.: Просвещение, 1981, стр. 113.

[154] См. Поляков М.Я. Теория драмы. Поэтика. - М.: ГИТИС, 1980.

[155] Кнебель М.О. О действенном анализе пьесы и роли. - М.: Искусство, 1982, стр. 6.

[156] Цит по: М.О. Кнебель. О действенном анализе пьесы и роли. - М.: Искусство, 1982, стр. 18

[157] Эко У. Имя Розы. - М.: Книжная палата, 1989, стр. 440.

[158] Кнебель М.О. О действенном анализе пьесы и роли. - М.: Искусство, 1982, стр. 23.

[159] Поламишев А.М. Мастерство режиссера: Действенный анализ пьесы - М.: Просвещение, 1982,

стр. 139.

[160] Там же, стр. 145.

[161] Аристотель. Поэтика, 1451а35.

[162] Цит. по: Кнебель М.О. О действенном анализе пьесы и роли. - М.: Искусство, 1982, стр. 32.

[163] Аристотель. Поэтика, 1448а20.

[164] Для анализа этой и всех последующих пьес были взяты издания стандартного формата 84х108 1/32.

[165] Мы отметим, что наши подсчеты носят примерный характер. Любой заинтересовавшийся может произвести их сам и придти к любопытным результатам.

[166] Пави П. Словарь театра. - М.: Прогресс, 1991, стр. 327.

[167] Пави П. Словарь театра. - М.: Прогресс, 1991, стр. 6.

[168] Там же.

[169]Пропп В. Морфология сказки. - Л.: Academia, 1928, стр. 29.

[170] Пави П. Словарь театра. - М.: Прогресс, 1991, стр. 7.

[171] UbersfeldA. Lire le theatre, Paris 1977, p. 69.

[172] Там же, стр.119.

[173] Более подробно о приеме «театр в театре» см. Пави В. Словарь театра. стр. 349.

[174] Там же.

[175] Там же, стр. 129.

[176] Более подробно см.: Ubersfeld A. Lire le theatre, Paris 1977, p. 67-68.

[177] Балухатый С. Проблемы драматургического анализа. Драматургия Чехова. - Л.: Академия, 1927,

стр. 7.

[178] Там же, стр. 21.

[179] Там же, стр. 22.

[180] Поламишев А.М. Мастерство режиссера: Действенный анализ пьесы. - М.: Просвещение, 1982,

стр. 163.

[181] Там же, стр. 39-40.

[182] Барбой Ю.М Структура действия и современный спектакль. - Л.: ЛГИТМИК, 1988, стр. 188.

[183] Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. -М., 1957, стр. 138.

[184] Там же, стр. 139.

[185] В № 23 журнала «Театр и искусство» вышла статья А. Кугеля «Театральные заметки», в которой он предлагал переносить прозу на сцену.

[186] Немирович-Данченко В.И. Избранные письма. В 2-х т. - М.: Искусств, 1979, Т.2, стр. 16.

[187] Там же, стр. 22.

[188] См. письмо к Лилиной М.П. от 5/IX/1910 .

[189] Немирович-Данченко В.И. Избранные письма. В 2-х т. - М.: Искусств, 1979, Т.2, стр. 37.

[190] Там же, стр. 35.

[191] Там же, стр. 40.

[192] Там же, стр. 40-41.

[193] Там же, стр. 41.

[194] Там же, стр. 40.

[195] Там же, стр. 42.

[196] Всеволодский В. (Гернгросс). История русского театра. В 2-х т. - Л-М.: Теа-кино-печать, 1929, т.1. стр. 387.








Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 1193;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.229 сек.