Социальная структура населения Киевской Руси
Категория населения | Черты социального положения | |
Князья | Великий князь | Возглавлял государство, принимал законы, вершил суд, вел международную политику, организовывал сбор дани, заботился об обороне государства. |
Удельный князь | Родственники великого князя; возглавляли отдельные княжества | Имели право владеть землей, по земельным доходов были обязаны обеспечивать себя военными доспехами и вместе со своими взрослыми сыновьями и слугами участвовать в военных походах; из них формировалась государственная администрация |
Бояре | Знатные феодалы, потомки родоплеменной знати и верхушки княжеских дружинников | |
«Черное» духовенство | Киевский митрополит | Возглавлял церковную организацию Руси |
Епископы | Управляли церковными округами | |
Настоятели монастырей | Возглавляли религиозную и хозяйственной деятельности монастырей. | |
Монахи | Посвящали себя служению Богу, отказавшись от своего имущества и мирской жизни, также занимались хозяйственной деятельностью при монастырях | |
«Белое»(Мирское духовенство) | Производили Богослужение в церквях, их профессиональной деятельностью была религиозная, но в отличие от представителей «черного» духовенства им разрешалось иметь семью | |
Посадники | Были наместниками князя, отвечали за порядок в подчиненных землях, за сборы дани | |
Волостели | Управляли волостью или имением князя | |
Тиуны (огнищане) | Княжеские и боярские слуги; участвовали в управлении волостью, городом, отвечали за сохранность имущества господина | |
Дворцовые чины | Руководили отдельными отраслями княжеского управления (тогдашние чиновники) | |
Воеводы и тысячники | Возглавляли древнерусское ополчение (тогдашние военачальники, как правило, из числа бояр) | |
Рядовые дружинники | Профессиональные воины составляли войско князя, которое он удерживал, обеспечивал оружием, лошадьми, одеждой, мог за верную службу жалеть денежные награды и земли | |
Купцы | Занимались торговлей, самые зажиточные из них владели просторными усадьбами с жилыми хоромами, хозяйственными помещениями, входили в органы управления городом | |
Ремесленники | Занимались различными ремеслами, состоятельные жили в должностях, обедневшие, как правило, зависели от богатых покровителей, жили в их жилищах | |
Смерды | Свободные крестьяне, которые объединялись в сельские общины (вервь, мир, село). Общество охватывала один или несколько соседних населенных пунктов, владела лесами, выпасами, водоемами, пахотные земли находились в индивидуальном владении членов общины | |
Рядовичи | Крестьяне вынуждены работать в феодала по соглашению - «рядом» | |
Закупы | Бывшие смерды, которые попали в зависимость к феодалу, взяв в долг деньги - «купу», могли потерять хозяйство, если не возвращали долг | |
Холопы | Крестьяне, полностью зависимые от хозяина, который мог их убить, продать, наказать | |
Челядь | Жители хозяйственного двора служителями, стайничи, повара, прачки и др..; Хозяева могли их продавать, дарить, оставлять в наследство | |
Чернь | Обедневшие люди без имущества, нанимались на «черную» работу |
Поучение (краткое)
«Дети мои или кто иной, – пишет Владимир Мономах, – прочитав эту грамотку, не посмейтесь, но примите ее в сердце свое. Прежде всего, ради Бога и души своей страх Божий имейте в сердце своем и милостыню давайте нескудную. Это – начало всякому добру.
Тремя добрыми делами можно от греха избавиться и царствия Божия не лишиться: покаяньем, слезами и милостынею. Не тяжкая эта заповедь, дети мои. Бога ради, не ленитесь; молю вас, не забывайте этих дел. Ни одиночество (отшельничество), ни монашество, ни голод (пост), чему подвергают себя некоторые благочестивые люди, не так важны, как эти три дела…
Послушайте меня, дети мои, – продолжает Мономах. – Если не все поучение мое примете, то примите хоть половину. Пусть Бог смягчит ваше сердце: проливайте слезы о грехах ваших, говоря: «Как разбойника и мытаря помиловал Ты, Господи, так и нас, грешных, помилуй». И в церкви это делайте, и спать ложася. Когда на коне едете, говорите мысленно: «Господи, помилуй». Эта молитва всех лучше.
Всего же более убогих не забывайте, но по мере сил кормите их. Сироту и вдову сами на суде по правде судите; не дайте их сильным в обиду. Ни первого, ни виноватого не убивайте и не позволяйте убивать, хотя бы и заслуживал смерти; не губите никакой христианской души.
Когда речь ведете о чем, не клянитесь Богом, не креститесь; нет в этом никакой нужды. Если же придется вам крест целовать (давать клятву), то подумайте сначала хорошенько, можете ли сдержать клятву; а поклявшись, держитесь клятвы, чтобы, нарушив ее, не погубить своей души.
Епископов, попов и игуменов почитайте, принимайте от них благословение. Любите их и по мере сил заботьтесь о них, чтобы они молились за вас.
Более же всего не имейте гордости ни в сердце вашем, ни в уме: мы все смертны – сегодня живы, а завтра в гробу. Все, что дал нам Бог, не наше, а поручено нам на короткое время. В землю сокровищ не зарывайте: то великий грех. Старика почитайте как отца, молодых как братьев.
В дому своем не ленитесь, но за всем присматривайте сами; не полагайтесь на тиуна вашего и отрока, чтобы приходящие к вам не посмеялись над домом вашим и над обедом. На войне не ленитесь, не надейтесь на воевод ваших, не предавайтесь ни питью, ни еде, ни спанью. Сами стражу расставляйте. Устроив все, ложитесь спать около воинов, а вставайте рано. Оружия с себя не снимайте, не разглядев, есть ли опасность или нет: от беспечности человек может внезапно погибнуть.
Когда проезжаете по своим землям, не давайте слугам бесчинствовать и причинять вред ни своим, ни чужим, ни в селах, ни на нивах, чтобы не проклинали вас.
Куда приедете, где остановитесь, напойте, накормите бедного. Более всего чтите гостя, откуда ни пришел бы он, простой ли человек, или знатный, или посол. Если не можете почтить подарком, то угостите кушаньем и питьем. Гости этим мимоходом по всем странам разнесут молву о человеке, как о добром или как о злом.
Больного посетите; покойников провожайте и не минуйте никого без привета, скажите всякому доброе слово. Жену свою любите, но не давайте ей власти над собой.
Что знаете полезного, не забывайте, а чего не знаете, тому учитесь. Мой отец, дома сидя, знал пять языков. За это большая честь от других земель. Леность всему худому мать: что знаешь, то забудешь; чего не знаешь, тому не выучишься. Творите добро, не ленитесь ни на что хорошее.
Прежде всего идите в церковь. Пусть не застанет вас солнце на постели. Так делал мой отец блаженный и все лучшие люди. Сотворив утреннюю молитву и воздав Богу хвалу, следует с дружиною думать о делах или творить суд людям, или ехать на охоту (если нет никаких важных дел), а потом лечь спать. В полдень самим Богом присуждено спать и человеку, и зверю, и птице.
А вот поведаю вам, дети мои, о своих трудах и ловах. (В этой части «Поучения» Владимир Мономах подробно перечисляет свои походы.) Всех моих походов было, говорится далее, 83 больших, а прочих меньших и не вспомню. Девятнадцать раз заключал я мир с половцами при отце и после смерти его. Более ста вождей их выпустил из оков (из плена). Избито их в разное время около двухсот. А вот как трудился я на охотах и ловах: коней диких по 10, по 20 вязал я своими руками; два тура (дикие быки) метали меня на рогах с конем вместе; олень меня бодал; два лося – один ногами топтал, другой рогами бодал; вепрь оторвал у меня меч с боку; медведь у колена прокусил подседельный войлок; лютый зверь вскочил ко мне на колени и повалил коня со мною, а Бог сохранил меня целым и невредимым; с коня много раз я падал, голову разбивал два раза и руки, и ноги вредил себе в юности моей, жизни своей не жалел, головы своей не щадил. Что можно было делать и отроку моему, то сам я делал – на войне и на ловах, ночью и днем, в летний зной и в зимнюю стужу. Не давал я себе покою, не полагался ни на посадников, ни на биричей – сам все делал, что надо; сам смотрел за порядком в доме, охотничье дело сам правил, о конюшнях, о соколах и ястребах сам заботился. Простого человека, убогой вдовицы не давал в обиду сильным; за церковным порядком и службой сам присматривал.
Не осудите меня, дети мои, или иной, кто прочтет эти слова, – завершает Владимир Мономах своё поучение. Не себя я хвалю, а хвалю Бога и прославляю милость Его за то, что Он меня, грешного и худого, сохранял от смерти столько лет и сотворил меня неленивым и способным на все человеческие дела.
Прочитав эту грамотку, постарайтесь творить всякие добрые дела. Смерти, дети мои, не бойтесь ни от войны, ни от зверя, но творите свое дело, как даст вам Бог. Не будет вам, как и мне, вреда ни от войны, ни от зверя, ни от воды, ни от коня, если не будет на то воли Божией, а если от Бога смерть, то ни отец, ни мать, ни братья не могут спасти. Божья охрана лучше человеческой…»
[1] Лю́беч - в настоящее время посёлок городского типа Репкинского района Черниговской области Украины; в прошлом считался городом — один из древнейших на Днепре. Из Любеча была родом Малуша, ключница Ольги, мать Владимира I Святославича. В 1015 на берегу Днепра у Любеча новгородский князь Ярослав Мудрый разбил своего сводного брата, киевского князя Святополка Окаянного.
Дата добавления: 2015-03-26; просмотров: 863;