ТРУД. ОБЩЕНИЕ. ТРАДИЦИИ. ИСКУССТВО

Труд в народной педагогике занимает особенное место. Пустословие и деловитость взаимно исключают друг друга. Детям постоянно внушается мысль о необходимости мало говорить, много делать. В традиционной культуре воспитания присутствует идея самоценности бескорыстного труда, что очень важно в условиях разбойничьего рынка, когда предлагается ни шагу не делать бесплатно. Не все продается и не все покупается. Бесплатный труд может быть полезен знаниями, умениями, навыками, приобретенными в деятельности, и определенными личностными качествами, нравственными свойствами. В народе ценится единство слова и дела. Отвергается хвастовство. Деятельные люди словам, не подкрепленным делом, не доверяют. Они судят по видимому результату. Люди видят невыполняющиеся законы, указы. И результат - развал, хаос. Другого ничего не видно - и это печально. Народу очень важно знать дела правителей, видеть результаты их забот, иначе возникают сомнения в нравственной сути их слов и намерений.

Многообразные дела, полезные для детей, семьи, соседей, односельчан, людей вообще, народа - вот на что делает ставку народная педагогика. С преданностью делу связывается и духовность, и нравственность. Мысль эта внушается детям и непосредственно, и под влиянием общественного мнения и трудовых традиций.

Общение как бы суммирует действие всех предыдущих факторов - природы, игры, слова и дела и эту сумму передает последующей группе факторов - традиции, быту, искусству, религии, примеру-идеалу.

В народе общение невероятно богато и многообразно. У чувашей есть песня одиночества «Ой, средь поля» в женском, пожалуй, более поэтичном, и мужском вариантах. Одинокий раскидистый дуб стоит - думал: отец, но тот, не отозвался, сыночком не назвал... Нет ни отца, ни матери, ни возлюбленной. Вот, полные блюда желтых орехов... Но с кем посидеть и погрызть их, в сердце грусть-тоска; с кем посидеть, поговорить и развеять тоску.

Общение - высшее духовное богатство в отношениях между людьми. В воспоминаниях повзрослевших детей - не гостинцы и подарки, не сладости и деньги на их покупку, а умные слова, ласковое обращение, встречи, разговоры, обсуждения, походы, путешествия, совместное посещение красивых и интересных мест, т.е. многообразное содержательное общение.

В специфике общения проявляется национальный характер. Чуваши, например, очень сдержаны в проявлении чувств. Поцелуев никто не видит. Мать, кормя младенца, целует макушку, начнет ребенок ходить - самая нежная ласка - гладить по голове, старше станет - по спинке нежно похлопает (чаще это делает бабушка, нежели мать). Есть пословица: «Чуваш целует дважды: в колыбельке и в гробу».

Слово «любовь» - в двух вариантах: «юрату», «саву» - чувашами произносятся крайне редко. Эти слова священны, они выражают божественные состояния души, и их нельзя произносить всуе. Эта мысль серьезно внушается детям. Не слова, а поведение, доказывающее истинность чувств, - вот что превыше всего ценится в крестьянской среде. Формированию такого отношения к проявлению чувств надо бы оказывать специальное внимание и в школе. Представляется весьма перспективной высокогуманная, демократическая методика приучения детей к деловому, доброжелательному общению друг с другом. При этом надо бы усилить в общении этнопедагогический компонент.

Отличительная особенность тувинцев и немцев - доброжелательность, доверительность в общении. Как-то был задан вопрос старейшему этнопедагогу Тувы К.Б.Салчаку: «Проехал всю Туву и ни разу не услышал ругани - в чем дело?» Ответ последовал такой: «А с кем ругаться? Нас мало, встречаемся редко, скучаем друг по другу. Радуемся каждой встрече. Первый встречный кажется родственником. Радость любого дня - дружелюбное общение».

Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Ничто так не объединяет народ, как традиции. Достижение согласия между традицией и современностью всё более становится животрепещущей проблемой науки. Традиция содействует восстановлению теряемого сейчас наследия, такое восстановление может быть спасительным для человечества.

Конечно, отнюдь не следует идеализировать все народные традиции. В традициях немало и консервативного, но становится не по себе, когда видишь, как вместе с отсталостью уходит и самобытность. И тем более не приложимо определение «отсталый» к тому или иному народу. Словосочетание «отсталые народы» изжило себя, оно научно несостоятельно. Пока что «вершинами» научно-технической цивилизации остаются взрыв над Хиросимой и авария под Чернобылем. Так стоит ли ценность народа измерять уровнем его цивилизованности, который чем выше, тем интенсивнее происходит разрушение традиций, т.е. разрушение народной культуры.

В настоящее время бесценные знания сельских ребят умирают без применения из-за игнорирования их в школьном образовании. Сельская крестьянская культура, богатая традициями, представляет собой великое духовное сокровище человечества. И возможности этой культуры далеко не исчерпаны.

Бурный прогресс современной цивилизации оставляет как бы на обочине многие знания, умения и навыки, приобретенные всем ходом многотрудного исторического развития человечества. Подчас выпадают из процесса духовного развития мира целые пласты, целые культурные системы. Особенно те, которые созданы и продолжают создаваться народами, приверженными к своему традиционному образу жизни. Не так редко, увы, исчезновение и самих народов: одни вымирают, другие растворяются в более крупных, часто в более энергичных, агрессивных, жестоких соседях.

Степень-культурности людей и народов можно измерить тем, насколько активно они противостоят процессу исчезновения ценных народных традиций, насколько направленно они ищут способы сохранения и возрождения утраченных сокровищ. Только возрождение традиций может приостановить губительный процесс духовных потерь, деформаций, деградации.

Традиции, таким образом, имеют определяющее значение в народной судьбе. Евреи, потерявшие язык, страну, сохраняют себя этнически именно благодаря традициям. Они, оказывается, в данном случае даже важнее, нежели язык, который выступает здесь как элемент традиционности.

Традиции многообразны. По ним можно судить о народе или о какой-то стороне его бытия. Даже такая, свойственная традиции, черта, как консерватизм, порою оказывается благом, спасением, ибо является условием стабильности народа, устойчивости его нравственных основ, менталитета. В традициях концентрируются, пересекаются тысячелетние духовные искания человечества, народов, людей, ибо человечество - это единый космический этнос, вселенская, так сказать, личность, народ - это историческая личность, индивид - целостный образ человека, человеческая личность.

Терпение народа - тоже его характерная черта. Именно этим долготерпением всегда поддерживался гражданский мир в человеческом обществе. Основой мирных отношений всегда считались уступчивость, покладистость. Сколько перенесено народом унижений и диктатур во имя мира. Семейные традиции всегда были крепки среди крестьян. Целомудрие во взаимных отношениях было превыше всего. Разводы практически отсутствовали. Супружеские измены случались как исключение. Народ не знал грубых ругательств и срамных песен. Стыдливость имеет многовековые корни.

Вот благопожелания матери сыну на чувашской свадьбе: «Если тебе Бог отпустил сто лет, проживи только девяносто девять, а невестка, наша голубушка, наш драгоценный ангел, пусть проживет сто один год. Что тебе делать без нее в этом мире?» «Первая жена - чугунная, вторая - глиняная, третья - стеклянная». «Первый сын - стеклянный, второй - глиняный, третий чугунный». «Первая жена - от Бога, вторая - от несчастья, третья - от дьявола». «Хочешь долго жить - будь здоров, хочешь быть здоров - береги жену».

Разведенных в чувашских деревнях редко брали в жены. Подобное же отношение к разведенным женщинам мы встречаем и в Евангелии. «Дети - краса земли», - говорили чуваши. Община никогда не оставляла сирот.

В семейном быту концентрируются важнейшие этнические традиции. Быт суммирует все предыдущие факторы, в совокупности они в мелочах быта приобретают новые качества. Быт столь же многообразен в своих проявлениях, как и природа. В сущности - это природа, сотворенная человеком, его домашняя, внутренняя жизнь, естественное его бытие.

Традиции, как элемент общественной жизни, имеют свою специфику, обусловленную конкретно-историческими и этносоциальными условиями. В образовании народных традиций важное место занимают обычаи, исполнение которых было обязательно. «Свой обычай в чужой дом не вноси»; «Обычай крепче закона»; «Худому обычаю потачки не давай»; «Не сошлись обычаями, не бывать дружбе». Эти пословицы наглядно показывают, как уважительно и почтенно относились к обычаям и традициям наши предки, какое огромное воспитательное значение имели они у разных народов. Обычаи входят в состав традиции вместе с обрядами, т.е. с исторически сложившейся системой обязательных ритуальных действий. Традиционны в народе многие праздники. С языческих времен они дожили до наших дней, подчас входя в современные религиозные системы. Например, празднование русским народом Рождества слилось с языческими колядами, составляя вместе с ними единую традицию. Современная жизнь дополняет этот праздник новыми элементами.

Что же может сделать воспитатель с детьми в этот период? Приведем примерный сценарий праздника.

 








Дата добавления: 2015-01-13; просмотров: 736;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.