Требования к субъектам, осуществляющим аудиторскую деятельность
Закон об аудите предусматривает возможность осуществления аудиторской деятельности как в правовой форме индивидуального предпринимательства, так и путем создания коммерческой организации. При этом закон устанавливает специальный статус субъектов, осуществляющих аудиторскую деятельность.
Субъекты, осуществляющие аудиторскую деятельность, наделены исключительной хозяйственной компетенцией. В соответствии с п. 7 ст. 1 Закона об аудите аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг. Указанное требование продублировано в п. 3 ст. 3 Закона об аудите по отношению к аудитору, осуществляющему деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
Закон предусматривает возможность осуществления аудиторской деятельности аудитором в качестве:
- работника аудиторской организации;
- в качестве лица, привлекаемого аудиторской организацией к работе на основании гражданско-правового договора;
- в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица.
В любом случае аудитор должен отвечать квалификационным требованиям и иметь квалификационный аттестат аудитора.
Аудиторской организацией является коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие аудиту услуги.
В соответствии с п. 3 ст. 4 Закона об аудите аудиторская организация может создаваться в любых организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для коммерческих организаций, за исключением формы открытого акционерного общества.
Закон также содержит требование к штатному составу аудиторской фирмы: в штате аудиторской организации должно состоять не менее пяти аудиторов.
Нормативно-правовые требования, установленные к организационно-правовой форме аудиторских организаций и их штатному составу, обусловлены тем, что аудиторская деятельность в силу ее специфики должна быть открыта только специалистам. Данные требования также направлены на соблюдение принципа независимости аудиторских организаций и снижения информационного риска для пользователей аудиторских заключений.
В частности, относительно запрета легитимации деятельности аудиторских фирм в форме открытых акционерных обществ отдельно следует отметить, что специфика данной правовой формы, в отличие от формы закрытого акционерного общества, как известно, позволяет акционерам отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров общества любым физическим и юридическим лицам. Свободное обращение акций открытых акционерных обществ является одним из отличительных признаков этой организационно-правовой формы, невозможность его изменения для субъектов, осуществляющих аудиторскую деятельность, определяется его императивным характером. В то же время данное правило, закрепленное в ч. 2 ст. 7 Федерального закона "Об акционерных обществах"*(1325), не позволит обеспечить принцип независимости аудиторских организаций.
Закон об аудите устанавливает требования и к национальности кадрового состава аудиторской организации: не менее 50 процентов кадрового состава аудиторской организации, сказано в п. 4 ст. 4 Закона, должны составлять граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, а в случае, если руководителем аудиторской организации является иностранный гражданин, - не менее 75 процентов.
Как следует из данной нормы, введенные в целях защиты российских аудиторов указанные требования распространяются не только на специалистов - аудиторов, но и на весь кадровый состав аудиторских организаций. Законом также не определено, распространяется ли данное требование на лиц, осуществляющих деятельность на основании гражданско-правовых договоров и работающих по совместительству.
Закон об аудите устанавливает требование о лицензировании аудиторских организаций. Однако следует отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 200-ФЗ "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" с 1 июля 2006 г. лицензирование аудиторской деятельности прекращается. С одной стороны, отмена лицензирования аудиторской деятельности устраняет бюрократические барьеры на пути осуществления деятельности, но, с другой - на начальном этапе отмены лицензирования это может повлиять на снижение качества аудиторских услуг. Чтобы не допустить подобного негативного проявления отмены указанного способа государственного контроля субъектов, осуществляющих аудиторскую деятельность, необходимо усилить институт саморегулирования аудиторской деятельности.
Дата добавления: 2015-03-14; просмотров: 833;