Структура семьи
Вопрос определения структуры семьи является довольно сложным в теории и практике организации психологической помощи семье. Как справедливо замечает по этому поводу известный американский семейный психотерапевт С. Минухин, “семья есть нечто большее, чем индивидуальная биопсиходинамика ее членов. Взаимодействие членов семьи подчиняется определенным закономерностям, которые управляют их трансакциями. Эти закономерности обычно не формулируются явно или даже не осознаются, однако формируют целое — структуру семьи. Реальность структуры — это реальность другого порядка по сравнению с реальностью индивидуальных членов”. Поэтому при анализе структуры конкретной семьи необходимо изучить ее численный и персональный состав, остановиться отдельно на характеристике разных уровней семейной системы, куда входят вся семья в целом, подсистема родителей, подсистема детей, а также индивидуальные подсистемы. Кроме того, следует описать структуру семьи с учетом ее основных параметров (сплоченность, иерархия, гибкость, внешние и внутренние границы, ролевая структура). Важно знать, кого каждый из членов семьи считает ее членом, ибо нередки случаи, когда члены семьи не согласны в том, кто входит в ее состав. Это касается в первую очередь границ семьи и того, кто физически или психологически присутствует в данной семейной системе. Особенно важно решение этой проблемы для разведенных семей и вступивших в повторный брак. В структуру семьи входят наборы осознанных и неосознанных правил, которые определяют взаимодействие в семье. Чтобы этот механизм действовал (правилам следовали, поведение предсказывалось), необходима система поддержания, которая состоит из двух частей. Первая — это иерархическая система, основывающаяся на авторитете родителей, который всегда и везде выше, чем авторитет детей. Вторая — семейные комплементарные (дополняющие друг друга) роли: например, если один из родителей более рассудительный, а другой — более эмоциональный. Иерархия и роли не всегда четко осознаются, но они должны быть непременно взаимосвязанными, дополняющими. Если этого нет, семья перестает функционировать, фактически распадается.
Что касается подсистем (субсистем) семьи, то динамика их тесно связана с ее жизненными циклами. Первая —подсистема пары, или супругов, образуется с заключением брака. Одновременно начинается и процесс ее аккомодации (приспособления), когда принимаютсяили отбрасываются роли, которые супруги будут исполнять, взаимодействуя между собой. Предварительная установка на согласование, приспособление и способности это осуществить связаны с опытом, приобретенным в родительской семье.
Подсистема родителей появляется с трансформацией супружеской пары после рождения ребенка. В свою очередь, родительская подсистема изменяется, приспосабливается к возрастным особенностям детей. Кроме того, родительская подсистема обязана учитывать потребности всех растущих в семье детей, что, естественно, сопряжено с целым рядом трудностей, обусловленных не только возрастными, но и индивидуально-психологическими характеристиками, а также половыми различиями.
Подсистема детей предоставляет ребенку возможность быть лишь ребенком, позволяет изучать отношения сверстников, воспитывать способность к согласованию и приспособлению. С. Минухин называет эту подсистему социальной лабораторией, где можно экспериментально общаться без ответственности и компетенции, стесняющих общение взрослых. Детское общение становится своеобразной экспериментальной площадкой, позволяющей сформировать у ребенка необходимые коммуникативные умения и навыки для последующего самостоятельного установления контактов и со сверстниками, и со взрослыми.
Выделение подсистем позволяет более четко обозначить их внутренние и внешние связи, а эти связи характеризуют структуру семьи с позиции ее границ. Границы регулируют отношения между подсистемами, а вместе с тем и внутри них.
Термин граница используется в описании взаимоотношений между семьей и социальным окружением, а также между различными подсистемами внутри семьи.
Внешние границы — это границы между семьей и социальным окружением. Они проявляют себя посредством того факта, что члены семьи ведут себя по-разному друг с другом и с внешним окружением. Например, руководитель организации может в грубой форме отчитать своего подчиненного и через минуту позвонить домой и ласково разговаривать с женой и маленькой дочкой.
Внутренние границы создаются посредством разницы в поведении членов различных подсистем. Например, супруги ведут себя между собой иначе, чем с ребенком.
В рамках самой семьи встречаются три типа границ: четкие, ригидные и диффузные.
Четкие границы между семейными подсистемами позволяют членам семьи поддерживать и опекать друг друга. Вместе с тем допускается и определенная их автономия, поэтому обеспечивается равновесие свободы и контроля. Четкие границы также улучшают коммуникацию между подсистемами и облегчают согласование и приспособление, так как многие вещи благодаря таким границам заранее известны. К тому же четкие границы позволяют родителям и детям почувствовать взаимозависимость, но в то же время не мешают проявлению их индивидуального своеобразия.
Ригидные границы изолируют членов семьи друг от друга и даже от общества. В семье с ригидными границами ее члены автономны, однако семье трудно функционировать. Дети приобретают навыки борьбы за себя, но не вырабатывают навыков согласования. Общение между подсистемами в семье с ригидными границами скудное, лишь интенсивные кризисы, совместно переживаемые трудности или экстремальные стрессы сплачивают семью для того, чтобы помочь какому-либо ее члену. Слова, характеризующие взаимоотношения в семьях с ригидными границами, обычно сводятся к выражениям, типа «не мешай, у меня свои заботы», «займись своими делами», «пора бы самому позаботиться о…» и т.п. Именно поэтому семьи с ригидными границами ищут помощи за пределами своей семейной группы.
Диффузные границы своеобразно противостоят ригидным чертам. В семье с диффузными границами каждый член постоянно заботится о каждом и постепенно пытается предлагать и оказывать помощь. В таких семьях неясны функции подсистем. Поэтому в них утрачивается автономия, а вместе с тем и возможность экспериментировать. Некоторых родителей это может устраивать, однако развитие детей в подобных случаях замедляется. В семье с диффузными границами подсистема супружеской пары как бы исчезает, растворяется в родительской подсистеме. Вследствие этого дети уверены в родителях и не уверены в себе. Кроме того, дети лишаются четких ориентиров в мире чувственных переживаний, не знают, какие из них являются собственными, а какие - лишь отзвук родительских эмоций и чувств. Поэтому им трудно устанавливать отношения за пределами семьи, нелегко создавать и свою собственную семью, в особенности тогда, когда от своего избранника не получают более интенсивной поддержки, чем она была в родительской семье.
Дисфункцию семьи как системы задают крайние варианты границ. Плохо, когда границы или слишком жесткие, или слишком размытые. Если внешние границы слишком жесткие, то обмен между семьей и ее социальным окружением мал, наступает застой в системе. Если границы слишком слабые, то у членов семьи много связей с внешней средой и мало между собой. Например, семья редко собирается вместе. В этом случае члены семьи похожи на постояльцев гостиницы, живущих вместе под одной крышей. Если внутренние границы (например, между родительской и детской подсистемами) слишком жесткие, то родители производят впечатление людей, чрезмерно занятых только собой. Если, наоборот, слишком слабые, то родителям может не хватать интимности, они могут функционировать только в родительских ролях, теряя супружеские отношения.
Наряду с понятием границы семьи существует понятие границы поколений, которое используется для того, чтобы показать различия между поколениями в близости и иерархии. В хорошо функционирующих семьях правила, управляющие взаимодействиями в родительской и детской подсистемах, отличаются от правил в детско-родительских подсистемах. Родительские пары, например, в целом показывают более высокую степень сплоченности, чем в подсистемах «родитель-ребенок». Существуют также ясные границы поколений по иерархии, где родители имеют относительно более высокий статус в принятии решений по причине их опыта, ответственности и материальных ресурсов. Семьи, находящиеся в стрессе, имеют неясные границы поколений. Это выражается в коалициях через поколение, где сплоченность или преданность друг другу между родителем и ребенком больше, чем между родителями. В таких семьях существует большое число иерархических нарушений, например, перевернутая иерархия, когда влияние ребенка может превосходить авторитет одного или обоих родителей. Структура семьи как целостной системы во многом зависит и от типа семейной группы.
Дата добавления: 2015-03-14; просмотров: 1039;