Особенности государств и правовых систем переходного периода.
Некоторые отличительные особенности указанных межсистемных ситуаций:
В 1917–1918 гг. формирующаяся советская государственно-правовая система боролась как с остатками феодальной (самодержавной) системы, так и буржуазной. В конце 80-х – начале 90-х гг. происходило разрушение советской общественной системы и формирование плюралистической (рыночной) системы.
В условиях революции имел место классический вариант двоевластия, характеризующийся созданием параллельных властных структур: с одной стороны, Временное правительство и его комиссары, с другой – Советы и их исполнительные комитеты. В период перестройки и постперестройки происходило легальное (на законодательном уровне) внедрение несистемных сил в разрушающийся советский механизм государства (институт президентства, демократическая платформа в КПСС и др.). Как отмечал один из представителей координационного совета марксистской платформы в КПСС В.П. Бурдюков, «перестройка – это разрушение КПСС под руководством самой КПСС».
Участие России в Первой мировой войне, недееспособность царского режима, ярко выраженные социальные противоречия усиливали политический радикализм масс в 1917 г. Поэтому изменения в государственно-правовой надстройке в 1917 г. начнутся «снизу». Вторая межсистемная ситуация протекала в более благоприятных внешне политических условиях, когда западные страны «активно поддерживали процесс трансформации советского общества» и государства как идеологически, так и экономически. Сами изменения в государственно-правовой надстройке в конце 80-х – начале 90-х гг. начнутся «сверху». Общие черты государства и права переходного типа в условиях двух межсистемных ситуаций:
Система двоевластия приводит к фрагментации государственной власти, многовластию и безвластию. Следствием указанных факторов является неспособность официальной публичной политической власти выполнять свою главную функцию – заботиться о сохранении существующей общественной системы.
Важную роль на пути делегитимности прежних органов государственной власти играет политика гласности, «абсолютной демократии» и переосмысления исторического прошлого. Однако кризисные процессы, происходящие в механизме государственной власти, невыполнение ею управленческих функций в переходный период способствовали в последующем доминированию авторитарных тенденций в массовом политическом сознании и его ориентации на персонифицированного лидера.
В рамках политической системы сосуществовали разнонаправленные политические партии и движения. Одни – связывали свою судьбу с разрушающейся общественной системой, другие – направляли свою деятельность на защиту создаваемых государственно-правовых институтов иной общественной системы. Государственная власть с позиции межсистемного центризма допускала существование системных и несистемных политических сил.
Фрагментация государственной власти усиливала органы власти на местах: до принятия Конституции РСФСР 1918 г. местные сельские советы признавали незаконными некоторые решения вышестоящих советских органов власти; в годы перестройки республиканские органы власти могли не признать решения союзных органов.
При системной ситуации гарантами осуществления государственной власти являются ее легитимность, наличие целостного механизма (аппарата) государства, правовых средств государственного принуждения и др. В условиях межсистемной исторической ситуации наблюдается отсутствие перечисленных факторов и как следствие минимизация государственного насилия.
Сбой в системе правовых средств государственного принуждения является следствием отсутствия единой правовой системы. Именно в государстве переходного типа появляются возможности для несанкционированного правотворчества на местах. Так, например, один из лидеров демократического движения О. Попцов отмечал факт того, что сложилась «парадоксальная ситуация: нет выбора товаров, зато есть выбор законов, постановлений, директив, которые можно не исполнять. Один готов пощекотать союзное правительство, другой – республиканское, третий – высморкаться в Указ Президента». Такая специфика исполнения законов в межсистемный период ослабляла одну из важнейших функций государства – борьбу с правонарушениями. А это, в свою очередь, способствовало росту преступности.
Быстро меняющиеся общественные отношения опережали их правовое регулирование. Поэтому в переходные периоды, как правило, издавались временные правовые акты.
Само правое регулирование носило преимущественно преобразующий и одно- временно коллизионный характер.
Переходное состояние государства, права и самого общества неизбежно связано с резким изменением характера и масштабов традиционных экономических связей, временным расстройством экономики, ослаблением материальной основы государства и правовой системы, резким падением уровня жизни значительной части населения. В целом, переходное (межсистемное) состояние государства, права и самого общества «содержит в себе несколько возможных вариантов дальнейшей эволюции социальной и государственно-правовой материи…».
Дата добавления: 2015-03-14; просмотров: 2068;