Лекция 23. Авторское право
План:
1. Понятие, функции и принципы авторского права.
2. Понятие и признаки объектов авторского права.
3. Виды объектов авторского права.
4. Понятие и виды субъектов авторского права.
5. Понятие и виды авторских прав.
6. Срок действия авторских прав.
Вопрос 1.Определение понятия «авторское право» отсутствует в международных договорах и национальном законодательстве.
Эволюция авторского права включает следующие периоды:
ü Венецианское авторское право.
Венецианская республика в 1476 г. приняла Указ о патентах или привилегиях, который распространялся на изобретения и книги.
Считается, что исключительное авторское право возникло 3 января 1491г., когда была выдана первая привилегия на книгу «Phoenix», автором которой был юрисконсульт Петр из Равенны. Содержание привилегии свидетельствует о том, что она защищала интересы издателя, которому автор разрешал опубликовать свое произведение.
Привилегии предоставляли издателю право на один из видов использования произведения – право на воспроизведение. Сам автор никакими правами не наделялся.
Привилегии преследовали политические и экономические цели.
ü Английское авторское право.
В 1709 г. был принят, а в 1710 г. вступил в силу Статут Анны, который считается первым в мире законом об авторском праве.
Книги становились охраняемыми при условии их внесения в реестр гильдии книгоиздателей. Закон устанавливал право издателя на опубликованное произведение на 14 лет с момента его регистрации. По истечении 14 лет права на издание переходили к автору на 14 лет.
Статут вводил ограничения цен на книги ради общественных интересов.
Английская модель авторского права не признавала личные неимущественные права авторов до 1988 г.
Принципы Статута Анны положены в основу законов об авторском праве в Британском содружестве наций и в США, где Закон «Об авторском праве» вступил в силу в 1790 г.
Наибольшие изменения Закон США претерпел в 1909 г., в соответствии с ним авторское право возникало с момента регистрации и депонирования произведения. В 1989 г. эти изменения были отменены.
ü Французское авторское право.
Новая модель авторского права сложилась во времена Великой французской революции. В 1791 г. был принят Декрет о праве на постановку и исполнение драматических и музыкальных произведений, а в 1793 г. – Декрет о праве собственности авторов на литературные произведения, композиторов, живописцев и рисовальщиков. Запрещалась перепечатка или воспроизведение произведений литературы и искусства в течение жизни автора, а наследники и другие правопреемники могли пользоваться авторским правом в течение 10 лет после смерти автора.
Французское авторское право ввело принцип автоматической охраны, который означал независимость правовой охраны от каких-либо формальностей, т.е.авторское право возникает с момента создания произведения, а не с момента его регистрации.
Французская модель авторского права признала личные неимущественные права, которым придан неотчуждаемый характер. Все авторское право признано естественным правом человека. Кроме того, французское законодательство впервые в мире признало принцип национального режима.
ü Бернская конвенция.
Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений, заключенная 9 сентября 1886 г. в Берне и вступившая в силу 5 декабря 1887 г., стала первым международным договором в области авторского права.
Страны, участвующие в Конвенции, образуют Бернский союз.
Административные функции выполняет ВОИС.
Российская Федерация является членом Бернского союза с 13 марта 1995 г.
ü Всемирная конвенция об авторском праве.
В 1952 г. в Женеве Межправительственная конференция по авторскому праву приняла Всемирную конвенцию об авторском праве, которая вступила в силу 16 сентября 1955 г. В 1971 г. была принята и в 1974 г. вступила в силу новая редакция Всемирной конвенции об авторском праве.
ü Соглашение ТРИПС.
Это Соглашение является приложением 1С Маракешского соглашения, учредившего Всемирную торговую организацию. Соглашение подписано 15 апреля 1994 г. и вступило в силу 1 января 1995 г.
ü Договор ВОИС по авторскому праву.
Договор был принят на Дипломатической конференции ВОИС по некоторым вопросам авторского права и смежных прав (2020 декабря 1996 г.) и вступил в силу в марте 2002 г.
В эволюции авторского права России можно выделить три периода:
Имперский период. Первые положения об авторском праве в Российской империи возникли в 1828 г. В 1830 г. появилось Положение о правах сочинителей, переводчиков и издателей, а в 1845 г. – Правила о музыкальной собственности, а в 1846г. – Положение о собственности художественной.
С 1887 г. нормы авторского права входили в Свод законов Российской империи в качестве приложения к ст. 420, которое включало постановления о праве собственности наук и словесности, о праве» художественной собственности. О праве музыкальной собственности.
Последний Закон Российской империи «Об авторском праве от 20 марта 1911 г. распространил авторское право на географические, топографические, астрономические и иного рода карты, глобусы, атласы, рисунки по естествознанию, строительные и другие технические планы, рисунки, чертежи, драматические, музыкально-драматические и фотографические и подобные им произведения.
Советский период. Правоотношения в сфере авторского права регулировались декретами и постановлениями Совета народных комиссаров, которые ограничили права авторов. В соответствии с декретом СНК «О научных, литературных, музыкальных и художественных произведениях» 1918 г. любое произведение могло быть признано достоянием республики. На основании декрета «О научных, литературных, музыкальных и художественных произведениях» в 1919 г. были признаны достоянием РСФСР произведения 17 русских авторов.
Закон об авторском праве 1928 г. просуществовал до начала 60-х годов, когда его измененное содержание было внесено в Основы гражданского законодательства СССР и союзных республик.
После присоединения СССР в 1973 г. к Всемирной конвенции об авторском праве в Основы были введены новые нормы, которые расширили пава авторов.
Современный период. Новым этапом в развитии законодательства об авторском праве явилось вступление в силу законов Российской Федерации «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» и «Об авторском праве и смежных правах», который был изменен и дополнен в 2004 г.
С 2008 г правоотношения в сфере авторского права регулируются частью четвертой гражданского кодекса Российской Федерации.
Авторское право рассматривается в двух смыслах:
В субъективном смысле – это имущественные и неимущественные права конкретных лиц, создающих конкретные произведения литературы, науки и искусства.
В объективном смысле – это совокупность правовых норм, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения по поводу создания и использования произведений литературы и искусства.
Принципы авторского права:
ü свобода творчества;
ü сочетание личных интересов автора с интересами общества;
ü неотчуждаемость личных неимущественных прав;
ü свобода авторского договора.
Вопрос 2.Статья 1259 ГК РФ содержит перечень произведений, являющихся объектами авторского права.
Под объектом авторского права понимают произведение науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности независимо от способа выражения и назначения произведения.
Охрана авторского права связана с охраной произведения, которое как источник творческого труда представляет собой результат личного неимущественного права автора.
Для того, чтобы быть автором произведения и осуществлять авторские права, не требуется выполнять какие-либо формальности, а именно регистрировать произведение. Но любой правообладатель может добровольно зарегистрировать объекты авторского права.
В ст. 2 Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений термин «литературные и художественные произведения» охватывает все произведения в области литературы, науки и искусства.
Законодатель не дает определение «произведения». По мнению Серебровского В.И. произведение это совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения.
Выделяют два элемента произведения:
1. нематериальный (совокупность идей, мыслей, образов);
2. вещественный (форма выражения).
Основными признаками произведения как объекта авторских прав можно назвать:
ü результат творческой деятельности;
ü оригинальность;
Оригинальное произведение по своим характерным чертам и по своей форме определяет индивидуальность автора.
Вместе с тем этот признак отсутствует в нашем законодательстве, но содержится в законодательстве Англии и США как одно из необходимых условий признания авторского права на произведение. В Германии понятие оригинальности произведения сложилось в судебной практике.
ü объективная форма выражения;
Статья 1259 ГК РФ дает примерный перечень форм:
- устная;
- письменная;
- изображение;
- звуко- или видеозапись;
- объемно-пространственная.
ü воспроизводимость.
Законодательством охраняется как произведение в целом, так и его часть.
Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям объективной формы выражения (п. 7 ст. 1259 ГК РФ).
В п. 6 ст. 1259 ГК РФ перечислены произведения, не являющиеся объектами авторского права:
ü официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления, в том числе законы, другие нормативные правовые акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного, судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;
В соответствии с п. 1ст. 5 Федерального закона от 29.12.1994г. № 77 «Об обязательном экземпляре документов» официальные документы – это документы, принятые органами законодательной, исполнительной и судебной власти, носящие обязательный, рекомендательный или информационный характер.
В практике судов возникали споры относительно признания объектами авторских прав почтовых марок, образцов документов (исковых заявлений, размещенных на стендах в судах, приказов организаций), должностных инструкций, описаний, формул изобретений и других регистрируемых объектов, бухгалтерских проводок и т.п.
ü государственные символы и знаки, которые включают в себя символы и знаки Российской Федерации, субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также зарубежных стран и их территориальных образований;
Государственные символы и знаки подлежат государственной регистрации.
ü произведения народного творчества (произведения фольклора, выраженные в устной и других формах – песни, сказки, анекдоты, загадки пословицы и др.).
Однако существует их охрана в зарубежных странах. Например, в Алжире, Сенегале, Кении, Тунисе, Мали, Марокко, Чили, Боливии и др.
ü сообщения о фактах и событиях имеющих информационный характер. Если такие произведения излагаются в оригинальной форме, например, в виде фельетона, они становятся объектами авторского права.
Охрана авторских прав не распространяется на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы,, на различных предметах или из различных материалов, предлагаемые решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования.
Произведения, срок охраны которых истек, переходят в общественное достояние (ст. 1282 ГК). На их основе могут создаваться другие произведения, охраняемые авторским правом.
За пределами любого срока остаются права авторства, авторского имени и защиты репутации автора, охраняется неприкосновенность произведения.
Согласно ст. 1264 ГК проекты законов, иные тексты административного и судебного характера, имеющие признаки объекта авторского права, которые еще не приняты официально, с 1 января 2008 г. охраняются авторско-правовыми нормами. При этом разработчик проекта вправе обнародовать проект, если это не запрещено заказчиком проекта (государственным органом, органом местного самоуправления муниципального образования или международной организацией).
Программы теле- и радиопередач, телефонные справочники относятся как к неохраняемым, так и к охраняемым объектам, все зависит от творческого результата авторов-составителей.
Вопрос 3.Произведения можно классифицировать по различным основаниям.
Исходя из вида интеллектуальной творческой деятельности, произведения делятся на произведения науки, литературы и искусства.
Научное произведение – письменные произведения научной, научно-популярной, учебной направленности, воплощенные на материальном носителе.
Научные произведения могут выражаться в научных монографиях, диссертациях, отчетах, учебниках, справочниках, статьях в научных журналах и т.д.
Литературное произведение – это произведения художественного, публицистического и прикладного характера, воплощенные на материальном носителе.
К литературным произведениям относятся литературные сценарии, либретто, тексты, нотные записи, статьи в газетах и журналах, дневники, письма, рассказы, стихи и т.д.
Крылатые фразы, рекламные слоганы, носящие интеллектуальный, творческий характер, относятся к объектам авторского права. В спорных случаях спор решает суд.
Произведения изобразительного искусства – это произведения живописи, графики, скульптуры, выраженные различными методами.
В отношении этих объектов применяется право следования.
Произведения прикладного искусства – это:
произведения изобразительного искусства, выраженные в товарах прикладного назначения, произведенные промышленным, ремесленным или кустарным способом (декоративно-прикладное искусство);
двухмерное или трехмерное произведение искусства, перенесенное на предметы практического пользования, включая произведение художественного промысла или произведение, изготовленное промышленным способом.
Произведения архитектуры – это объекты, воплощенные в зданиях, сооружениях, их комплексах, спроектированных и построенных с использованием различных методов и технологий для создания удобной среды обитания и производства.
Архитектурные произведения существуют в виде архитектурного проекта, архитектурного решения, архитектурного объекта. Согласно Федеральному закону «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» архитектурный проект – это архитектурная часть документации для строительства и градостроительной документации. К архитектурным объектам относится внешний и внутренний облик зданий, сооружений и т.д. Архитектурное решение – это авторский замысел архитектурного объекта.
В архитектурном произведении взаимосвязаны функциональные (полезность), эстетические (красота) и технические (качество) функции. Назначение архитектурного сооружения определяет его пространственную структуру, а уровень техники и технологии определяет конкретные методы его создания. Выразительными средствами являются композиция, масштаб, пропорции, пластика, фактура и цветовая гамма материалов.
Бернская конвенция в качестве охраняемых произведений упоминает только произведения архитектуры. Однако в законодательстве ряда стран охрана предоставляется и объектам градостроительного и садово-паркового искусства как составным произведениям, включающие, в том числе произведения архитектуры.
Фотографические произведения - это воплощенные на материальном носителе изображения объектов окружающего мира, предназначенные для зрительного восприятия, в том числе с помощью или посредством технических средств.
Фотографии бывают художественными и научно-техническими. Первые относятся к произведениям искусства, фотографии, сделанные для целей геологии, географии, рентгеновские снимки близки к научным произведениям.
В ст. 7(4) Бернской конвенции установлено, что срок охраны фотографических произведений не может быть короче 25 лет со времени создания такого произведения.
Аудиовизуальные произведения – это воплощенные на материальном носителе звуки и подвижные (динамические) изображения объектов окружающего мира, в частности исполнения произведений литературы, предназначенные для зрительного и слухового восприятия с помощью или посредством технических средств.
Согласно п. 1 ст. 1263 ГК РФ к аудиовизуальным произведениям относятся произведения, состоящие из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком), предназначенные для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих устройств. К аудиовизуальным произведениям относятся кинематографические и иные произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографии (телефильмы, видеофильмы, видеоклипы), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.
Аудиовизуальное произведение состоит из нескольких частей. Так, кинофильм не может существовать без работы сценариста, декоратора, оператора, художника по костюмам и др. Каждая часть имеет авторско-правовую охрану и может быть самостоятельно использована, так как согласно п. 5 ст. 1263 ГК авторы произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение, пользуются авторским правом каждый на свое произведение. Эти авторы вправе требовать выплаты компенсации и запрещения использовать их произведения в фильме.
В отличие от других аудиовизуальные произведения должны пройти обязательную государственную регистрацию в реестре.
Охрана аудиовизуальных произведений на международном уровне обеспечивается Бернской конвенцией по охране литературных и художественных произведений с 1948 г. Статья 7(2) Конвенции устанавливает, что срок их охраны составляет 50 лет с момента создания произведения.
На международном уровне в настоящее время вместо термина «аудиовизуальное произведение» используют термин «аудиовизуальное исполнение», т.е. признается, что аудиовизуальные произведения – это объекты смежных прав.
Картографические произведения – это воплощенные в двухмерном и трехмерном материальном носителе изображения архитектурных, географических, топографических и иных объектов, имеющих отношение к науке, технике, строительству.
Такие произведения представляют собой специальные тематические проблемно-ориентированные карты и их сборники (атласы) – географические, топографические, астрономические, космические, магнитные и иные карты, которые создаются на основе теоретических представлений, математического аппарата и экспериментальных данных.
Основной является чертежно-конструкторская документация (планы, эскизы, диаграммы, рисунки).
Компьютерные программы – это воплощенные на материальном носителе упорядоченные совокупности команд и данных для получения определенного результата с помощью компьютера.
Международная охрана компьютерных программ была впервые признана в 1991 г. директивой Европейского союза «О правовой охране компьютерных программ»
Гражданский кодекс РФ (п.1 ст. 1259) относит программу для ЭВМ к литературным произведениям. В отдельных случаях программа для ЭВМ признается научным произведением.
По желанию правообладателя она может быть зарегистрирована в Роспатенте.
Компьютерные программы существуют в виде исходного текта и дистрибутива компьютерной программы. Компилирование исходного текста производится с помощью компилятора – специальной компьютерной программы. Модули программы переносят на материальный носитель (обычно диски CD или DVD), добавляют к ним документацию, упаковывают и получают дистрибутив компьютерной программы.
Необратимость компилирования делает компьютерные программы технически защищенными от существенных изменений.
В соответствии со статьей 1280(3) Гражданского кодекса лицо, правомерно владеющее экземпляром программы для ЭВМ, вправе без согласия правообладателя и без выплаты дополнительного вознаграждения воспроизвести и преобразовать объектный код в исходный текст (декомпилировать программу для ЭВМ).
Компьютерная программы может быть объектом патентной охраны, если она не является основной частью патентуемого объекта.
База данных – это воплощенные на материальном носителе совокупности данных, подбор и расположение которых представляют результат творческого труда.
Базы данных включают сборники, составные и делимые совместные произведения.
В соответствии с творческим критерием базы данных подразделяются на креативные и некреативные. Креативная база данных является результатом творческого труда, выражающегося в подборе и расположении материалов базы данных
В соответствии с инвестиционным критерием базы данных подразделяются на инвестиционные и неинвестиционные. База данных, которая для создания и актуализации требует существенное инвестирование интеллектуальных. Финансовых, технических и иных ресурсов, признается инвестиционной.
Базы данных могут включать два вида объектов – охраняемые и неохраняемые.
Статьей 1260(2) Гражданского кодекса установлена охрана электронных баз данных, под которыми понимается представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов, систематизированных таким образом, чтобы они могли быть найдены и обработаны с помощью компьютера.
Мультимедийные произведения – это воплощенные на локальном материальном носителе (жестком диске, CD, DVD и т.д.) совокупности произведений и исполнений и иных объектов интеллектуальной собственности в цифровой форме, к которым возможен интерактивный доступ (мультипликационные фильмы, компьютерные игры, электронные журналы, обучающие программы и т.д.). Они являются непризнанными объектами авторского права.
По внутренней структуре мультимедийные произведения аналогичны базам данных, а по внешнему восприятию – аудиовизуальным произведениям.
Мультимедийные произведения воплощаются на материальных носителях. При размещении мультимедийных произведений в компьютерных сетях к ним возможен доступ в режиме реального времени и они могут рассматриваться как сетевые произведения.
Сетевые произведения - это воплощенные на материальных носителях компьютерных сетей совокупности произведений, исполнений и иных объектов интеллектуальной собственности в цифровой форме, к которым возможен интерактивный доступ.
Сетевые произведения представляют собой сайты, размещенные в компьютерных сетях. Они используются в качестве средства электронной торговли.
Наиболее распространенными новыми сетевыми произведениями являются блоги (дневники пользователей, размещенные на сайтах и доступные любым пользователям) и публичные энциклопедии.
Сетевые произведения не представлены ни в международных договорах, ни в национальном законодательстве. Они могут охраняться как креативные базы данных.
Программное обеспечение – это воплощенная на материальном носителе упорядоченная совокупность команд и данных для получения какого либо результата с помощью различных технических средств и устройств, в частности компьютера (не упоминается среди объектов авторских прав на международном и национальном уровне).
Перечень объектов авторского права не является исчерпывающим.
В зависимости от степени самостоятельности произведения науки, литературы и искусства можно разделить на оригинальные и производные (неоригинальные).
К производным произведениям относятся, например, переводы (п. 1 ст. 1260 ГК). Они представляют собой переработку другого произведения (ч. 1 ст. 1259 ГК). Различают следующие виды переводов: авторские, подстрочные и промежуточные.
Адаптации, обработки, экранизации, музыкальные аранжировки, инсценировки либо иные переработки произведений, имеющие творческий характер, также являются производными произведениями.
Составные произведения строятся на основе оригинальных и производных произведений (п. 2 ст. 1260 ГК РФ). Составное произведение представляет собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда (подп. 2 п. 2 ст 1259 ГК РФ). Такими произведениями являются сборники, антологии, энциклопедии, хрестоматии, справочники, базы данных и др.
В зависимости от числа авторов, участвующих в творческом процессе, объекты авторского права делятся на произведения, созданные одним автором, и совместные (коллективные – два и более авторов).
На основании доступности для общества произведения делятся на обнародованные и необнародованные, имеющие различный режим охраны (п. 3 ст. 1259 ГК РФ).
Необнародованные произведения – это произведения определенной объективной формы, которое с согласия автора не опубликовано, не исполнено публично, не показано и т.д., т.е. не является доступным для публики.
Обнародованные и необнародованные произведения российских и иностранных авторов и правообладателей, находящиеся на территории России, охраняются с момента создания произведений.
Авторское право распространяется также на обнародованные либо необнародованные произведения российских граждан, находящиеся в какой либо объективной форме за пределами России.
Произведение будет считаться впервые обнародованным путем опубликования в Российской Федерации согласно п. 2 ст. 1256 ГК РФ, если в течение 30 дней после даты первого опубликования за пределами Российской Федерации оно было опубликовано на ее территории.
Охрана неопубликованного произведения может зависеть от территории последующего обнародования. Если произведение будет опубликовано в России, то оно будет охраняться российским авторским правом. Но при опубликовании произведения за рубежом или в стране, которая не связана с Россией международным соглашением, произведение не охраняется.
Предоставление на территории Российской Федерации охраны произведению в соответствии с международным договором Российской Федерации осуществляется в отношении произведений, не перешедших в общественное достояние в стране происхождения произведения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия исключительного права на эти произведения и не перешедших в общественное достояние в Российской Федерации вследствие истечения предусмотренного ГК РФ срока действия исключительного права на них.
При предоставлении охраны произведениям в соответствии с международными договорами Российской Федерации срок действия исключительного права на эти произведения на территории Российской Федерации не может превышать срок действия исключительного права, установленного в стране происхождения произведения (п. 4 ст. 1256 ГК РФ).
Наличие или отсутствие связи с трудовой деятельностью автора - основание, по которому объекты авторского права подразделяются на служебные и неслужебные произведения.
Служебное произведение – произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя.
В соответствии с нормами трудового права служебные обязанности – это круг действий, возложенных на работника по трудовому договору, по определенной специальности, квалификации и должности и безусловных для выполнения.
Служебное задание – это заказ, поручение выполнить трудовую функцию (обязанность), данное работнику.
Трудовые отношения не регулируют использование служебных произведений, но влияют на объем прав по их использованию. Автору служебного произведения принадлежит авторское право, т.е. личные неимущественные права (право на имя, право на защиту репутации, право на обнародование), а имущественные права принадлежат работодателю, хотя договором между ними и автором может быть предусмотрено иное.
Согласно п. 2 ст. 1295 ГК РФ исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное.
Если работодатель в течении трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет использование этого произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, исключительное право на служебное произведение принадлежит автору. В случае, если работодатель начнет использование произведения либо по зависящим от него причинам не начал использовать произведение в указанный срок, автор приобретает и сохраняет право на вознаграждение.
Работодатель не может без согласия автора сделать произведение доступным, внести в него изменения и т.д., но автор должен решить вопрос об его обнародовании произведения, поскольку иначе его отказ будет воспринят как нарушение трудовой дисциплины.
Вопрос 4.Первичными или первоначальными субъектами авторского права являются авторы произведений науки, литературы и искусства. В соответствии со ст. 1257 ГК РФ автор произведения определен как гражданин, творческим трудом которого создано произведение.
Согласно абз. 4 ст. 5 Вводного закона к части четвертой Гражданского кодекса РФ автор произведения или иной обладатель первоначального исключительного права определяется в соответствии с законодательством, действующим в момент создания произведения.
Субъектами авторского права могут быть создатели иных объектов интеллектуальной собственности, поскольку заявочная документация, которую они подают в патентное ведомство для получения охранных документов (патентов, свидетельств), является объектом авторского права.
Поскольку личные неимущественные права автора признаются неотчуждаемыми и непередаваемыми, то субъектами личных неимущественных прав могут быть только авторы произведений литературы, науки и искусства.
Исключительное авторское право может принадлежать не только автору произведения, но и иным лицам – правообладателям авторского права (производные субъекты авторского права). Принадлежность исключительного права тому или иному лицу устанавливается по закону или по договору. Право может перейти к другому лицу в силу обращения взыскания, но согласно ст. 1284 ГК РФ обращение взыскания на первоначальное исключительное право автора не допускается.
Носителями исключительного права помимо автора произведения могут следующие лица:
ü наследники авторов;
ü работодатели авторов служебных произведений;
ü издатели некоторых видов произведений;
ü правопреемники юридических лиц;
ü правообладатели объектов авторского права.
Наследники авторов – это физические или юридические лица, которые по закону или завещанию наследуют исключительные права авторов на те или иные произведения.
Работодатели авторов – это физические или юридические лица, которые оплачивают работу авторов по созданию служебных произведений.
Издатели некоторых видов произведений – это физические или юридические лица, выпускающие в свет энциклопедии, энциклопедические словари, газеты, журналы и иные периодические издания, в том числе сборники научных трудов.
Правопреемники юридических лиц – это лица, к которым перешли исключительные права по закону, договору или в силу других юридических оснований, например при реорганизации юридических лиц.
Правообладатели объектов авторского права – любые физические и юридические лица, обладающие исключительными правами на объекты авторского права.
Не существует каких-либо ограничений или возрастного ценза для признания лица автором Авторы произведений независимо от возраста, дееспособности обладают авторскими правами. Самостоятельно авторские права реализуются с 14-ти лет.
Иностранные граждане – авторы и лица без гражданства являются субъектами авторского права наравне с российскими гражданами. Согласно ст. 1197 ГК РФ гражданская дееспособность физического лица определяется его личным законом Иностранец, не обладающий дееспособностью по личному закону, не может ссылаться на ее отсутствие, если по праву места совершения сделки является дееспособным лицом.
Авторские права таких субъектов авторского права, как переводчик, составитель и иной автор производного или составного произведения охраняются как права на самостоятельные объекты авторских прав независимо от охраны прав произведений, а которых основано производное или составное произведение (ст. 1260 ГК РФ).
Круг авторов аудиовизуального произведения строго ограничен. К ним, в соответствии с п. 2 ст. 1263 ГК РФ, относятся режиссер-постановщик, автор сценария и композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения. Продюсер, который не является автором, обладает исключительными правами на воспроизведение, распространение, публичное исполнение фильма.
Субъектами авторского права являются разработчики проектов официальных документов. После официального принятия к рассмотрению проекта государственным органом, органом местного самоуправления муниципального образования или международной организацией проект может использоваться от имени этих органа или организации без указания имени разработчика (ч. 3 ст. 1264 ГК РФ).
Согласно ст. 1298 ГК РФ субъектами авторского права являются авторы либо организации, выполняющие государственный или муниципальный контракт для государственных или муниципальных нужд.
В Бернской конвенции сформулирован принцип презумпции обладателя авторского права, в соответствии с которым автор охраняемого произведения рассматривается таковым при отсутствии доказательства иного, если имя автора обозначено на произведении обычным образом. Норма, закрепляющая презумпцию автора произведения, указанного на оригинале или экземпляре произведения, содержится также в статье 1271 ГК РФ.
ГК РФ не предусматривает обязанность указания автора произведения. Правовая защита в этом случае может осуществляться с помощью норм о защите прав потребителей.
Способы доказывания авторства:
ü Факультативная регистрация – осуществляется общественными организациями (например, Российским авторским обществом, Российской книжной палатой, нотариусами, Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (в отношении программ для ЭВМ и баз данных));
ü Обязательная регистрация – в отношении аудиовизуальных произведений (Постановление Правительства от 28.04.1993 г. № 396 «О регистрации кино и видеофильмов и регулировании их публичной демонстрации»). Регистрацию кино- и видеофильмов осуществляет Федеральное агентство по культуре и кинематографии.
Регистрации подлежат все кинофильмы, предназначенные для:
o тиражирования и распространения;
o сдачи в прокат и аренду;
o публичной коммерческой и некоммерческой демонстрации;
o трансляции по кабельному телевидению на территории России.
Статья 5 Федерального закона «О государственной поддержке кинематографии в Российской Федерации» предусматривает ведение государственного реестра фильмов и выдачу прокатных удостоверении на них.
Вопрос 5. Авторские права – это совокупность предоставленных автору прав (правомочий), необходимых для охраны интересов, возникающих в связи с созданием произведения и использованием его обществом.
Данные права в авторском законодательстве и доктрине традиционно именуются исключительными.
Теория исключительности авторских прав была разработана еще в русской дореволюционной литературе и воплотилась в Положении об авторском праве Российской империи 1911 г. По мнению большинства дореволюционных цивилистов (например, Г.Ф. Шершеневича), конструкция исключительных прав обозначала, прежде всего, монополию обладателя авторского права на использование произведения. В советский период отечественной истории произошла переоценка исключительности авторских прав. Большинством ученых исключительность с тала трактоваться как неотчуждаемость авторских прав от личности автора, недопустимость передачи авторских прав другому лицу. При этом произошло исключение самого термина из отечественного законодательства.
Возвращение термина в отечественное законодательство в 90-х г.г. обусловлено экономическими и политическими преобразованиями. При этом исключительные права понимались в том же смысле.
Исключительный характер носят не только субъективные авторские права, принадлежащие создателям произведений, но и права, перешедшие по указанным в законе основаниям к другим лицам, в частности, к работодателям или наследникам.
Авторское право имеет двойственный характер: с одной стороны, существует тесная связь с личностью автора, с другой – произведение является имущественной ценностью. Такое положение обусловило разделение авторских прав в большинстве стран мира на две группы: имущественные (исключительные) и личные неимущественные права, последние в англоязычных странах именуются «моральными» (moral rights). Эта классификация носит условный характер. Такое же разделение проводится и в российском законодательстве.
Значение деления авторских прав на личные неимущественные и имущественные (исключительные) состоит в том, что личные неимущественные права могут принадлежать лишь автору и не могут передаваться другим лицам (кроме права на обнародование произведения). Кроме того, согласно п. 17 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 19.06.2006 г. № 15 и в соответствии со ст. 208 ГК РФ на требования о защите этих прав исковая давность не распространяется.
Ст. 1255 ГК РФ устанавливает, что авторскими правами являются интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства.
Систему авторских прав можно представить следующим образом:
1. Личные неимущественные права:
ü право авторства;
ü право автора на имя;
ü право на неприкосновенность произведения;
ü право на обнародование произведения.
2. Исключительные права;
3. Иные права:
ü право на вознаграждение за использование служебного произведения;
ü право на отзыв;
ü право следования;
ü право доступа к произведениям изобразительного искусства и др.
Право следования означает право автора на долю доходов от публичной перепродажи оригиналов произведений изобразительного искусства и оригиналов рукописей (ст. 1293 ГК РФ). Международная охрана осуществляется с 1948 г., когда в Бернскую конвенцию была введена ст. 14(1).
Право доступа означает право автора произведения изобразительного искусства требовать от его собственника возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения, например фото- и видеосъемкой (ст. 1292 ГК РФ).В международных договорах это право не установлено.
Авторские права носят территориальный характер, т.е. действие авторского права определяется территорией того государства, где произведение было обнародовано либо не обнародовано, но находится в объективной форме либо территорией государства, гражданином которого является автор (правопреемник). В остальных случаях произведения охраняются при условии заключения двусторонних или многосторонних соглашений о взаимной охране авторских прав (ст. 1256 ГК РФ).
Соответственно критериями охраноспособности произведений являются:
ü гражданство;
ü место обнародования произведения;
ü место нахождения произведения;
ü место жительства (Бернская конвенция).
При предоставлении на территории России охраны произведению в соответствии с международными договорами РФ автор или иной первоначальный правообладатель определяется по закону государства, на территории которого имел место юридический факт, послуживший основание для приобретения авторских прав.
Иностранным гражданам и лицам без гражданства предоставляется национальный режим охраны авторских прав, что предусмотрено ч. 3 ст. 62 Конституции РФ и ст. 4 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Исключение: если срок действия, установленный в стране происхождения менее 70 лет, то в соответствии с международным договором срок действия авторских прав на произведение не может превышать срока, установленного в стране происхождения.
Вопрос 6.Срок действия авторских прав является важным элементом авторского законодательства.
Согласно ст. 1267(1) ГК РФ личные неимущественные права авторов признаются бессрочными и неотчуждаемыми.
По общему правилу, установленному ст. 1281 ГК РФ, исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора.
Из данного правила имеются исключения:
1) авторское право на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, действует в течение 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его правомерного обнародования. Если в течение указанного срока автор такого произведения раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, то срок действия авторского права на это произведение будет исчисляться по общим правилам;
2) авторское право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни и 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом после смерти последнего автора, пережившего других соавторов;
3) авторское право на произведение, обнародованное после смерти автора, действует в течение 70 лет после его выпуска. В случае если автор был репрессирован и реабилитирован посмертно, то срок охраны авторских прав начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации;
4) срок охраны авторских прав на произведение, автор которого работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, увеличивается на четыре года.
Согласно ст. 1281(3) ГК РФ исключительное авторское право на необнародованное произведение при жизни автора распространяется только на те произведения, которые были обнародованы в течение 70 лет после смерти автора. Если произведение обнародовано после указанного срока, то действуют смежные права – исключительное право публикатора (ст. 1337 ГК РФ).
Согласно ст. 6 Вводного закона к части 4 Гражданского кодекса РФ 70-ий срок применяется, когда 50-ий срок не истек к 1 января 1993 г., т.е. если произведение в период с 1.01.1993 г. по 28.07.2004 г. стало общественным достоянием, оно охраняется вновь до истечения 70 лет (обратная сила закона).
Впервые в мире посмертный 50-летний срок охраны авторского права был установлен в Российской империи в 1837 г. в связи с трагической гибелью А.С. Пушкина. В Бернской конвенции с 1948 г. установлен минимальный срок охраны исключительного права на время жизни автора и 50 лет после его смерти. Одна из директив Европейского союза обязала страны расширить действие исключительных прав на 70 лет после смерти автора. Дополнение к закону об авторском праве США, принятое в 1998г. в интересах, прежде всего, компании Диснея, увеличило срок действия корпоративного исключительного авторского права почти до 100 лет.
По истечении срока действия авторского права произведение считается перешедшим в общественное достояние. Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. При этом, должно соблюдаться право авторства, право на имя автора и право на неприкосновенность произведения.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что является объектом авторского права, и какие требования предъявляются?
2. Как соотносятся первичные и вторичные субъекты авторского права?
3. Что понимается под авторским договором (лицензионным договором) о передаче исключительных и неисключительных прав?
4. Каковы условия авторского договора?
5. В чем заключаются особенности авторского договора заказа?
6. В каких формах выражается ответственность по авторскому договору?
7. Кто и как осуществляет коллективное управление исключительными авторскими и смежными правами?
8. Каков срок действия исключительных авторских прав?
Источники:
1. Конституция РФ 1993г.
2. Всемирная Конвенция об авторском праве (в редакции 1952 г. – ратифицирована СССР 27 мая 1973 г.)
3. Бернская Конвенция об охране литературных и художественных произведений (ратифицирована в марте 1995 г.)
4. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая и четвертая.
2. Федеральный закон от 17.11.1995г. № 169-ФЗ (ред. от 10.01.2003г.) «Об архитектурной деятельности в РФ»
3. Постановление Правительства РФ от 24.12.2008 г. № 1020 «О государственной регистрации договоров о распоряжении исключительным правом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, зарегистрированные топологию интегральной микросхемы, программу для ЭВМ, базу данных и перехода без договора исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара, зарегистрированные топологию интегральной микросхемы, программу для ЭВМ, базу данных».
4. Приказ Роспатента РФ от 25.02.2003г. № 25 «О правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на официальную регистрацию программы для ЭВМ и заявки на официальную регистрацию базы данных» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 20.03.2003г. № 4294)
5. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.12.2007 г. № 122 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности»
6. Постановление Пленума ВС от 19.06.2006г. № 15 «О вопросах, возникающих у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах»
Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 1259;